Дидактическая игра "Знатоки дорожного движения"
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Ермилова Наталия Владимировна

Обучение детей правилам дорожного движения – жизненная необходимость, поэтому в нашем дошкольном учреждении регулярно проходят различные мероприятия ПДД. 

Данная игра является частью образовательного процесса в той его области, которая относится к изучению правил дорожного движения.

Проведение игровой программы позволяет закрепить и обобщить знания и навыки, полученные во время тематических бесед, минуток безопасности, просмотра и обсуждения мультфильмов по ПДД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Районный конкурс

среди образовательных организаций Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Дорога без опасности»

Методическая разработка

Дидактическая игра

«Знатоки дорожного движения»

Номинация «Педагогические Межпредметные проекты по безопасности дорожного движения»

Целевая аудитория:

дети старшей и подготовительной группы

Авторы-составители:

Ермилова Наталья Владимировна, воспитатель

Сагданова Екатерина Игоревна

Санкт-Петербург

2024 год


Структура методической разработки

Пояснительная записка.

  1.  краткое обоснование выбора темы методической разработки;
  2.  целевая аудитория;
  3.  роль и место мероприятия в системе работы педагогического  работника;
  4.  цель, задачи, планируемые результаты мероприятия;
  5.  форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора;
  6.  педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
  7.  ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия;
  8.  рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.

Основная часть:

  1.  описание хода проведения мероприятия;
  2.  методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия;
  3.  список использованной литературы;
  4.  приложение.

Пояснительная записка

Краткое обоснование выбора темы методической разработки.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучение Правилам дорожного движения должно происходить у детей ещё в  дошкольном возрасте. К сожалению, в Российской Федерации остро стоит вопрос дорожно-транспортного детского травматизма.

Важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является именно дошкольный возраст. У ребенка в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников - это стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуаций на улицах и дорогах города.

Вопросы безопасности при движении на дорогах всегда были и остаются актуальными, особенно если это касается детей дошкольного возраста. Старшие дошкольники должны обладать навыками самостоятельного определения маршрута передвижения в условиях городской среды и правильного поведения на дорогах, тротуарах, а также знаниями об основных правилах безопасного и правильного перехода перекрестков и дорог.

Поэтому обучение детей в этой области остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Первым учителем, который может решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, а различные игры на эту тему являются необходимыми и актуальными.

Данная тема актуальна тем, что любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в творческой или коллективной деятельности.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. Для этого необходимо применять обучение Правилам дорожного движения, как в учебной части, так и воспитательной работе. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной, тем самым безопасность для него станет нормой жизни.

Целевая аудитория

В дошкольном возрасте происходит очень важный переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению, который в последствии переходит в логическое мышление.

Проблема соблюдений правил на дорогах приобрела особую значимость с появлением большого количества автомобилей с усовершенствуемым двигателем.

Дети в игровой форме знакомятся с такими понятиями как: светофор, дорожные знаки, пешеход, водитель.

 Предлагаемая игра ориентирована на дошкольников (5-7 лет). Оптимальное количество игроков: от 4 до 6 под руководством ведущего (воспитателя). К этому возрасту у детей появляется способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения. Дети более объективно оценивают результат деятельности. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов, появляются элементы произвольной памяти. Ребенок способен самостоятельно ставить себе цель. Начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает понимание логики рассуждений. Все это позволяет предположить, что ребенок дошкольного возраста способен решать задачи, поставленные в игре и успешно осваивать навыки и информацию, приобретаемые в ее процессе.

Роль и место мероприятия в системе работы педагогического  работника

Обучение детей правилам дорожного движения – жизненная необходимость, поэтому в нашем дошкольном учреждении регулярно проходят различные мероприятия ПДД. 

Данная игра является частью образовательного процесса в той его области, которая относится к изучению правил дорожного движения.

Проведение игровой программы позволяет закрепить и обобщить знания и навыки, полученные во время тематических бесед, минуток безопасности, просмотра и обсуждения мультфильмов по ПДД.

Цель, задачи, планируемые результаты мероприятия

Цель: освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через решение вопросов, поставленных в игровой ситуации.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, профилактика детского дорожного травматизма среди дошкольников, а также обобщение и систематизация знаний. Способствовать творческому развитию детей, развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки. Развитие уверенности детей в своих действиях при правильном переходе дороги.

Задачи: 

1. Закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора.

2. Уточнять и закреплять знания о правилах поведения пешеходов.

3. Закрепить с детьми  знание правил уличного движения.

4. Расширить знания детей о дорожных знаках, их классификации,  видах транспорта.

5.Содействовать сокращению детского дорожно-транспортного травматизма.

6.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков детей.

Планируемые результаты: дети соблюдают правила безопасного поведения пешехода, различают дорожные знаки разных групп, применяют полученные знания в повседневной жизни. Понимают необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице.

Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения занятия – дидактическая игра. Игра подгрупповая, что обусловлено количеством участвующих детей. Данная игра создаёт условия для взаимодействия и взаимопонимания детей ориентироваться в пространстве, добиться результата сообразительностью, имеющимися знаниями, умение применять знания на практике. При этом проводятся беседы, обсуждение ситуации, наблюдения и виртуальные экскурсии.

Выбор данной формы обоснован её доступностью, современностью и новизной.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов 

Для проведения игры требуется достаточная методическая подготовка ведущего (воспитателя), знание им правил дорожного движения. А также рассказ воспитателя, загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, пояснение, указание; создание игрового замысла; выполнение продуктивной деятельности с использованием пластилина.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Необходимы следующие материально-технические ресурсы:

1. Игровые принадлежности.

2. Наглядные пособия (картинки) с дорожными знаками.

3. Наглядные пособия (картинки) с изображением светофора.

4. Правила дорожного движения.

5. Плакаты по правилам дорожного движения.

6.Справочная и методическая литература.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД

Методическая разработка может быть использована в работе педагога дошкольного учреждения. Игра может быть реализована в процессе проведения мероприятий данной тематики. Диагностика знаний и умений может проводиться на разных этапах с детьми дошкольного возраста, результаты могут быть использованы в беседах с родителями, для выявления.        Результативность  работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Показателями эффективности нашей работы являются: знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей); умение ориентироваться в дорожных ситуациях.


Основная часть

Игровые принадлежности.

1. Игровое поле.

Представляет из себя схему формата А3, на которой наглядно изображен предполагаемый район действий. На игровом поле изображена улица Малая Пушкинского района, на которой и находится детский сад. На схеме имеется дорожная сеть с перекрестками, пешеходными переходами, светофорами, и другими объектами дорожной структуры, которые детям знакомы. Также в виде картинок отображены основные здания и объекты, находящиеся в этом районе. Кружками с цифрами отмечены базовые точки на карте. Имеются карточки с наводящими вопросами.

2. Игровой кубик с гранями, имеющие цифры от 1 до 6.

3. Фигурки персонажей-игроков.

4. Дорожные знаки.

5. Машинки.

Правила игры.

Игроки отвечают на вопросы, которые задаёт воспитатель, согласно имеющимся карточкам.

Бросив кубик, от точки старта, участник расставляет дорожные знаки, машинки, и движется по улице, при этом рассказывая все правила дорожного движения, которые будет соблюдать.

Маршрут по улице детям хорошо знаком, т.к. периодически совершаются прогулки. Участники игры могут выступать как пешеходами, так и водителями.

Если участникам на пути встречаются светофоры, они должны рассказать на какой свет светофора они будут переходить дорогу.

На игровое поле можно поставить машины специального назначения, и тогда дети должны рассказать свои действия, при встрече с ними.

Наиболее точно описанный детьми безопасный маршрут от старта до финиша, считается выполненным.


Список использованной литературы

1. Ахмадиева Р.Ш. Концептуальные основы формирования личностной компетенции участника дорожного движения // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2 (16). С. 335-340. 

2. Бабич А.А. Технoлoгия мoнитoринга региoнальных систем непрерывнoгo oбучения детей безoпаснoму участию в дoрoжнoм движении и прoфилактики детскoгo дoрoжнo-транспoртнoгo травматизма // Университетская наука - региону: материалы III Ежегодной конференции Северо-Кавказского федерального университета.Ставрополь: Фабула, 2015.

3. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.

4. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики, 2013. – 240 с.

5. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер,  2015. – 64 с.

Приложение 1

Игровое поле

Приложение 2

Фигурки персонажей, дорожных знаков, машин

Приложение 3

Карточки заданий

Цифровой след реализации методической разработки (при наличии), в том числе, подтверждающие результативность ее реализации

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2022/10/26/didakticheskaya-igra-doroga-v-detskiy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой  картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...

Методическая разработка по теме «Дорожный Знакомобиль» дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения

Дидактическое пособие «Дорожный Знакомобиль» предназначено для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сбо...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»

Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...