"Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"
проект по обж (средняя группа)

Докучаева Наталья Николаевна

Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное           образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Салют»

"Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"

Составила:                           Докучаева Наталья Николаевна

                                            г. Смоленск

Актуальность:

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель:

Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

6. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

7. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для родителей:

1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2. Активизировать родителей к совместной деятельности.

3. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что  определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.

Принципы:

 

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Для реализации  задач используют различные методы:  

 Наглядный (показ, использование пособий, имитация)

 Наглядно-слуховой (использование музыки)

 Практический (проведение в игровой форме, в соревновательной форме)  

Словесный (команды, объяснения, вопросы, образные сюжетные рассказы)                                                                                                                                                Ожидаемые результаты.

Для детей:

1. У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями

Для родителей:

1. Активное участие родителей в жизни детского сада.

2. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3. Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения

 По завершению 3-х месяцев, был проведен педагогический мониторинг.           

Фамилии воспитанников

старт

итог

Быт. опасность

Личная гигиена

ПДД

Пожар.

безопасность

Быт.

опасность

Личная гигиена

ПДД

Пожар.

безопасность

1. А.Дмитрий  

1

1

0

0

1

2

1

1

   

2. А.Олеся    

0

1

0

1

1

2

1

1

     

3.  Б.Виктория

1

1

1

1

2

2

2

1

4.  Б.Тимофей  

0

1

0

1

1

1

1

1

       

5.  Б.Марк    

0

1

0

0

1

1

1

1

         

6.  Б.Артемий  

0

1

0

0

1

1

0

1

   

7. В. Богдан

1

1

1

1

2

2

2

2

     

8. Г. Ваче      

0

1

1

0

1

1

1

1

           

9.  Г.Нонна  

0

1

1

0

1

1

1

1

       

10.Д. Ахмад

0

1

1

0

1

2

1

1

       

11.  Д.Дарья

1

1

1

1

1

2

2

1

         

12.  Д. Егор  

1

1

0

0

1

1

1

1

   

13.Д.Семён

1

1

1

1

1

2

2

2

           

14.Е.Артём  

0

1

0

1

1

1

1

1

         

15.И.Роман  

1

1

1

1

1

2

2

2

           

16.И.Виктория  

0

1

1

0

1

2

2

1

17.К.Василиса

0

1

1

1

1

2

2

2

18.Л.Александр

0

1

0

0

1

2

1

1

     

19.Л.Елизавета      

0

1

0

0

1

2

1

1

20.М.Таисия

0

1

1

1

1

2

2

1

21.Р.Матвей          

0

1

0

1

1

2

1

2

22.Р.Мустафа        

-

-

-

-

-

-

-

-

23.С. Алина      

0

1

0

0

1

2

1

1

24.С. Степан              

0

1

1

1

1

2

2

1

 25.П.Александр  

1

1

1

1

1

2

1

2

26.Ф.Михаил              

0

1

0

0

1

1

1

1

27.Ф.Алексей

0

1

1

0

1

1

1

1

0-низкий уровень

1-средний уровень

2-высокий уровень

Вывод:

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.

Ресурсное обеспечение:

Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 160 c.

Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения»-Москва «Скрипторий» 2013.

http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»

http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический    материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками

С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД]  // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.

 ПДД. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы/ Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96с

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Тема

Цель

                                Октябрь

1

«Самообслуживание»

 Обогащать представление детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их; развивать умение одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого, способствовать развитию стремления к самостоятельным действиям; способствовать формированию элементарной культуры поведения во время еды за столом.

2

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

 Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

3

«Безопасное поведение»

 рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации безопасного поведения; организовать совместную проектную деятельность детей

                                Ноябрь

4

«Светофор»

дать представление о работе прибора «светофор»; рассказать о сигналах для машин и людей; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

5

«Помощник на дороге»

продолжить знакомство с работой светофора; развивать знания о сигналах для машин и людей; продолжать учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

6

«О пожарной безопасности»

Дать понятие об использовании огня в хозяйстве, промышленности; закрепить знания о том, какие материалы легко воспламеняются, какие являются огнестойкими; сформировать понятие о том, что необходимо быть всегда осторожными с огнем; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

7

«Бытовые опасности»

развивать интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения в быту; обогащать представление о доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилам их безопасного использования; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

                                   Декабрь

8

«Балкон»

расширить представлении о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых выходить на балкон и играть там.

9

«Открытое окно»

Расширить представления о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых открывать окна и выглядывать из них.

10

«Личная гигиена»

Цель: развивать умения выполнять гигиенические процедуры; закреплять понимание значимости и необходимости гигиенических процедур.

11

«Личная гигиена»

обогащать представления детей о процессах умывания, купания; совершенствовать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, выполнять элементарные приемы ухода за собой, пользоваться носовым платком, туалетом; развивать умение отражать в игре культурно-гигиенические навыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Опыт работы по теме: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей »

Содержание:Структура целостного описания опыта.Технология опыта.Содержание образования.Методы и формы обучения.Средства обучения.Длительность работы.Диапазон опыта.Результативность опыта.Информационна...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Занятие по ПДД Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения (ПДД)» .Малыши с рождения за безопасное движение

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах....