план самообразования
методическая разработка по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2023– 2024 г.
Тема самообразования: «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины
Для взрослых пешеходов и ребят
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного
поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию -
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков
безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами
дорожного движения».
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:
Задачи:
1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.
2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожнотранспортном процессе.
5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
В результате работы предполагается, что дети узнают об:
● об основных источниках и видах опасности на улице;
● о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о
правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;
● об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения
опасных ситуаций на улице;
● о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
● о правилах дорожного движения.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).
5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы работы с детьми:
● Мониторинг детей.
● Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).
● Индивидуальная работа с детьми.
● Образовательная деятельность.
● Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
● Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями:
● Консультации для родителей, беседы по теме.
● Оформление папки-передвижки.
● Проведение анкетирования.
● Выступление на родительском собрании.
Формы работы с педагогами ДОУ:
Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у
детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
● Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
● Показ образовательной деятельности.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:
● Изучение методической литературы по теме.
● Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
● Разработка перспективного плана по теме самообразования.
● Создание условий для формирования у детей дошкольного
возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожнотранспортной среде.
● Проведение открытых мероприятий.
● Подборка консультаций для родителей по данной теме.
● Круглый стол с родителями по теме.
● Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
Форма отчётности:
● Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
● Обобщение результатов на педсовете.
Этапы работы:
1 этап - информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002
3. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.
4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
5. П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО
«Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
6. Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
7. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.:
8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
10. Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2014.
11. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2011.
На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).
2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).
Оформление предметно- развивающей среды:
1. Изготовление макета «Наша улица».
2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.
3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).
4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.
5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.
7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».
8. Подбор материала для презентаций.
9. Составление плана работы с детьми и родителями.
Работа с детьми:
Беседы:
- «Знакомство с городским транспортом»,
- «Правила поведения в транспорте»,
- «Улицы города»,
- «Опасный перекрёсток»,
- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,
- «Посмотри налево, посмотри направо»,
- «Правила пешехода»,
- «Регулировщик и его работа»,
- «Зачем нужны дорожные знаки»,
- «Запрещающие знаки»
- «Предписывающие знаки»
- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»
- «Знаки сервиса»
- «Велосипед на улицах города»,
- «Правила поведения пешеходов»,
- «Зачем нужны правила дорожного движения?».
Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».
Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опаснобезопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».
Подвижные игры:
- «Цветные автомобили»
- «Светофор»
- «Автомобили» и др.
Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица»,
«Пассажиром быть не просто».
Участие в конкурсе рисунков по ПДД.
Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).
Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».
Встреча с инспектором ГАИ.
Образовательная деятельность:
1. Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице» - рисование
- «Знаки ПДД» - рисование
- «Светофор» - рисование
- «На чем ездят люди» - рисование
- «Внимание, светофор!» - аппликация
- «Улица города» - конструирование
- «Транспорт» - конструирование
- «Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
- «Работа светофора»
- «Мы - пешеходы»
- «Путешествие по стране дорожных знаков»
- «Правила дорожного движения»
Работа с родителями:
● Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
● Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
● Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного
пешехода».
● Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».
● Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
● Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».
3 этап – заключительный.
Проведение мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...