план самообразования
методическая разработка по обж (старшая группа)

Якушина Татьяна Юрьевна

план самообразования на 2023-2024 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr._23.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                  План самообразования на 2023– 2024 г.

Тема самообразования: «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного

поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию -

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков

безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами

дорожного движения».

Цель:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи:

1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожнотранспортном процессе.

5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

В результате работы предполагается, что дети узнают об:

● об основных источниках и видах опасности на улице;

● о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о

правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;

● об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения

опасных ситуаций на улице;

● о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;

● о правилах дорожного движения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы работы с детьми:

● Мониторинг детей.

● Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).

● Индивидуальная работа с детьми.

● Образовательная деятельность.

● Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).

● Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

● Консультации для родителей, беседы по теме.

● Оформление папки-передвижки.

● Проведение анкетирования.

● Выступление на родительском собрании.

Формы работы с педагогами ДОУ:

Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у

детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

● Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.

● Показ образовательной деятельности.

Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:

● Изучение методической литературы по теме.

● Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.

● Разработка перспективного плана по теме самообразования.

● Создание условий для формирования у детей дошкольного

возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожнотранспортной среде.

● Проведение открытых мероприятий.

● Подборка консультаций для родителей по данной теме.

● Круглый стол с родителями по теме.

● Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

 Форма отчётности:

● Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

● Обобщение результатов на педсовете.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002

3. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.

4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.

5. П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО

«Группа Компаний «Активное обучение», 2014.

6. Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.

7. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.:

8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

10. Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2014.

11. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2011.

На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).

2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица».

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).

4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.

6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».

8. Подбор материала для презентаций.

9. Составление плана работы с детьми и родителями.

Работа с детьми:

Беседы:

- «Знакомство с городским транспортом»,

- «Правила поведения в транспорте»,

- «Улицы города»,

- «Опасный перекрёсток»,

- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,

- «Посмотри налево, посмотри направо»,

- «Правила пешехода»,

- «Регулировщик и его работа»,

- «Зачем нужны дорожные знаки»,

- «Запрещающие знаки»

- «Предписывающие знаки»

- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»

- «Знаки сервиса»

- «Велосипед на улицах города»,

- «Правила поведения пешеходов»,

- «Зачем нужны правила дорожного движения?».

Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».

Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опаснобезопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».

Подвижные игры:

- «Цветные автомобили»

- «Светофор»

- «Автомобили» и др.

Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица»,

«Пассажиром быть не просто».

Участие в конкурсе рисунков по ПДД.

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).

Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».

Встреча с инспектором ГАИ.

Образовательная деятельность:

1. Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице» - рисование

- «Знаки ПДД» - рисование

- «Светофор» - рисование

- «На чем ездят люди» - рисование

- «Внимание, светофор!» - аппликация

- «Улица города» - конструирование

- «Транспорт» - конструирование

- «Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

- «Работа светофора»

- «Мы - пешеходы»

- «Путешествие по стране дорожных знаков»

- «Правила дорожного движения»

Работа с родителями:

● Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

● Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».

● Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного

пешехода».

● Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».

● Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».

● Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».

3 этап – заключительный.

Проведение мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...