Долгосрочный проект "Сохраним планету вместе"
проект по обж (подготовительная группа)

Кубышкина Наталья Николаевна

Сохранение экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_sohrnim_planetu_vmeste.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Звёздочка» комбинированного вида

Долгосрочный  проект: «Сохраним планету вместе».

Выполнила: воспитатель

I категории Кубышкина Н. Н.

2024 уч. год

Актуальность: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Природа хрупка и ранима.

С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты

В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Вид проекта:

-по составу участников: групповой (педагоги, дети, родители)

-по целевой установке: познавательно-исследовательский, творческий

-по содержанию: интегрированный

-по срокам реализации: долгосрочный (с 5 февраля по 31 мая 2024г.)

Состав участников: педагоги, дети, родители

Продукт проекта: Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Проблемы экологии. Экологические знаки»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»; конспект непосредственно - образовательной деятельности

по познавательному развитию  «Поможем человеку спасти природу»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «В царстве растений»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Наше озеро в опасности»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

«Сказочный лес»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Грачи прилетели»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию. Составление рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели»; конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Земля - наш общий дом»; конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)  «Защитники леса»; лепбук «Сохраним планету»; альбом «Экологические сказки придуманные детьми и взрослыми». Пополнение эколого – развивающей среды группы:   дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, природоохранными знаками.

Проблема: Для детей подготовительной группы характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других.

Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой.

Задачи:

Обучающие: 

-создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края;

-формировать систему знаний об экологических проблемах и пути их разрешения;

-закладывать основы экологического воспитания: экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам;

- сформировать нормы правильного поведения в природе, безопасное как для    самой природы, так и для ребёнка.

Развивающие:

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

-развивать эстетическое восприятие природы.

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

-развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

-развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому;

-воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе;

Ожидаемые результаты:

Для детей:

-проявление бережного отношения к природе;

-формирование у детей элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;

-развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности;

-формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы;

-формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы.

Для родителей: 

-привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста;

-формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;

 -расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;

-повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;

Для педагога:

 -создание условий для познавательной активности, творческих способностей детей;

-повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

-реализация творческого потенциала.

-самообразование. 

Тематическое поле: групповая комната

Средства и оборудования:

Технические: аудиозапись «пение птиц», сотовый телефон;  аудио звуки леса; музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года» на тему «Весна»; магнитофон; аудиозапись голоса сома.

Методические: Картинка с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; картинки экологические знаки, картинки-пазлы (цветы, птицы и звери) иллюстрации с изображением древних лесов, иллюстрации вымерших животных (мамонта, динозавра). Иллюстрации с изображение морской коровы, европейской норки, северного оленя, выхухоли, ежа. Иллюстрация земли с трубами и загрязненная мусором, картинки с изображением загрязнения окружающей среды. картинки с изображением различных проблемных ситуаций, макет дерева с заданиями, незаконченные рисунки с изображением бабочек. Схемы-модели «Вода», «Растения». Иллюстрации с изображением  золотой рыбки, леса, дома, машины, завода, загрязненной среды. Картинки для игры «Береги природу». Иллюстрации картины весны без листьев, травы, изображение рисунков в технике граттаж. Картинки с предупреждающими знаками; иллюстрации озера. Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травы, модели дерева, кустарника, травы на каждого ребенка.

Организационные: Бумага с голубым фоном, прямоугольники черного цвета  и разного размера, ножницы, клеёнки, клей, кисточки, салфетки, силуэты птиц. Мольберт, кружки синего и красного цвета, игрушка мамонтенок, материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги ) глобус, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, белые листы бумаги. столы, аптечка с предметами (бинт, мусорный мешок, семечки), простые карандаши. Пазл «Незнайка», деревья; гнездо с птицей;  медали, ворота-дуга. Письмо лесных жителей, сундучок, письмо Бабы Яги, подготовленные листы бумаги с нанесенными на них краской, воска и туши, деревянные палочки. посылка, сосуд с грязной водой, сосуд с чистой с чистой водой, ватный диск, воронка; на каждого ребенка 0,5 листа формата А4, кисти, краски, карандаши, восковые мелки. Стаканчики с песком, стаканчики с водой, палочки, марлевые жгутики  на каждого ребенка

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен

ные

Подготовительный

Педагоги-дети

-Беседа «Планета Земля в опасности»

-Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года»: «Март. Песнь жаворонка»

-Беседа  о приметах весны (по картинкам)

-Раскраски на экологическую тематику

-Отгадывание загадок о весне

-Ситуативная беседа «Почему март называют «утром года»

-Диагностика

05.02.24-06.03.24

Педагоги группы

Педагог-родители

-Обсуждение вопросов, связанных с реализацией проекта

-Заполнение анкеты «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

-Привлечение родителей к сбору природного материала

-Привлечение родителей к созданию альбома «Экологические сказки придуманные детьми и взрослыми»

05.02.24-07.03.24

Педагоги группы

Деятельность педагогов

-Обсуждение целей и задач проекта

-Составление тематического планирования мероприятий.

-Подбор наглядного материала

-Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта

-Создание условий для проведения открытых мероприятий ( оформление уголка природы, открытое НОД)

05.02.24-07.03.24

Педагоги группы

Основной

Педагоги-дети

-НОД  по познавательному развитию «Почему исчезают животные?»

-НОД  по познавательному развитию «Защитники леса».

-НОД  по познавательному развитию «В царстве растений».

-НОД  по познавательному развитию «Проблемы экологии»

-НОД  по познавательному развитию «Разберем мусор по составу».

-НОД  по познавательному развитию «Поможем человеку спасти природу».

-НОД по речевому развитию «Грачи прилетели»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочный лес»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Грачи прилетели»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Земля- наш общий дом»

-Беседы: «Жалобная книга природы»; «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети»; «Леса-земли краса!»; «По тропинкам в лес пойдем»; «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»; «Наш дом».

-Заучивание и проговаривание  пословиц и поговорок о природе

-Чтение  Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна»,  «Счастливый жучок»,

-Чтение Е.А.Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».

-Чтение стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»,

-Чтение и заучивание стихотворения Т. Петуховой «Будем беречь природу»

-Чтение  Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

-Чтение экологических сказок об охране природы

-Дидактические  игры «Что за птица?», «С чьей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Птицы, звери, рыбы», «Скажи наоборот»,

«Зеленые карты», «Отгадай, что за растение», «Кто где живет?», «Зеленая аптека», «Лесник», «Экологическая башня лес»

-Дидактические карточки «Кому нужны деревья в лесу», «Как растет живое»

-Пальчиковые игры «В лесу весной», «Птицы прилетели»

-Рассматривание плакатов:  «Лес - многоэтажный дом!», «Зачем люди ходят в лес», «Как лесник заботится о лесе» Земля - это наш дом!»

-Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц и звуками леса.

-Рассматривание иллюстрации

 -Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода»  вода

-Дидактическое упражнение «Назови действия, которые происходят весной»

-Проблемная  ситуация  «Что нужно делать чтобы стало меньше мусора на улицах».

-Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».

-Ситуация общения о

том, что создано

природой, а что руками

человека.

-Ситуативные беседы: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы», «Зачем пилят деревья», «Кому нужны деревья в лесу»

-Игра-фантазирование «Что мы увидели в весеннем лесу?»

-Подвижные игры: «Волшебный лес»,  «Ласточки и мошки», «Голодный зверь», «Белки в лесу», «Ходят капельки по кругу»

-Экологическая  ситуация  «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?»

-Знакомство детей с народными приметами о весенней погоде

-Решение эколого-логических задач

-Просмотр экологических мультфильмов

12.02.24-30.05.24

Педагоги группы

Педагог-родители

-Родительское собрание по теме «Мир природы и ребенок».

-Рекомендации для родителей: «Прививаем экологическую культуру детям дошкольного возраста.

-Консультации:  «Что мы знаем о природе?»; «Экологическое воспитание в семье»; «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников»; «Как научить ребенка любить и охранять родную природу».

-Памятка «Наша планета - цветущий сад!»

-Оформление папок - передвижек: «22 апреля - День Земли»; «Правила поведения на природе»

-Творческая мастерская  для родителей «Поделки из бросового материала»

12.02.24-30.05.24

Педагоги группы, родители

Родители-дети

-Сочинение экологических сказок

12.02.24-30.05.24

Родители,

дети

Заключительный

Педагоги-родители-дети

-Диагностика

-Оформление стенда «Сохраним планету вместе»

-Оформление лепбука «Экология»

-Подведение итогов, оформление материалов проекта

30.05.24-31.05.24

Педагоги группы, родители,

музыкальный руководитель

Презентационный

Деятельность педагога

-Представление проекта

31.05.24

Педагоги группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровой,

познавательный,
коммуникативный

-Дидактические  игры «Что за птица?», «С чьей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Птицы, звери, рыбы», «Скажи наоборот»,

«Зеленые карты», «Отгадай, что за растение», «Кто где живет?», «Зеленая аптека», «Лесник», «Экологическая башня лес»

Рассматривание плакатов:   «Зачем люди ходят в лес», «Как лесник заботится о лесе»

Проблемная  ситуация  «Что нужно делать чтобы стало меньше мусора на улицах».

Ситуативные беседы: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы», «Зачем пилят деревья», «Кому нужны деревья в лесу»

Познавательное развитие

Познавательный,

игровой,

коммуникативный

НОД  по познавательному развитию «Почему исчезают животные?»

-НОД  по познавательному развитию «Защитники леса».

-НОД  по познавательному развитию «В царстве растений».

-НОД  по познавательному развитию «Проблемы экологии»

-НОД  по познавательному развитию «Наше озеро в опасности».

-НОД  по познавательному развитию «Поможем человеку спасти природу».

Беседы: «Жалобная книга природы»; «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети»; «Леса-земли краса!»; «По тропинкам в лес пойдем»; «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»; «Наш дом», «Планета Земля в опасности»

Беседа  о приметах весны (по картинкам)

Ситуативная беседа «Почему март называют «утром года»

Дидактические карточки «Кому нужны деревья в лесу», «Как растет живое»

-Рассматривание плакатов:  «Лес - многоэтажный дом», «Земля - это наш дом!»

Ситуация общения о

том, что создано

природой, а что руками

человека.

Игра-фантазирование «Что мы увидели в весеннем лесу?»

Экологическая  ситуация  «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?»

Решение эколого-логических задач

Просмотр экологических мультфильмов

Речевое развитие

Коммуникативный,

игровой

 

НОД по речевому развитию «Грачи прилетели»

Отгадывание загадок о весне

Заучивание и проговаривание  пословиц и поговорок о природе

Чтение  Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна»,  «Счастливый жучок»,

-Чтение Е.А.Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».

-Чтение стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»,

-Чтение и заучивание стихотворения Т. Петуховой «Будем беречь природу»

-Чтение  Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

-Чтение экологических сказок об охране природы

-Дидактическое упражнение «Назови действия, которые происходят весной»

-Знакомство детей с народными приметами о весенней погоде

Художественно-эстетическое развитие

Творческий,

продуктивный,

музыкально-художественный


НОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочный лес»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Грачи прилетели»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Земля- наш общий дом»

-Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года»: «Март. Песнь жаворонка»

Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц и звуками леса.

Раскраски на экологическую тематику

Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода .

Физическое развитие

Двигательный

Подвижные игры: «Волшебный лес»,  «Ласточки и мошки», «Голодный зверь», «Белки в лесу», «Ходят капельки по кругу»

Пальчиковые игры «В лесу весной», «Птицы прилетели»

Описание достигнутых образовательных результатов:

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобная образовательная деятельность, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности интегрируясь, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

     Таким образом, на заключительном этапе можно констатировать, что поставленных в начале проекта задач мы достигли:        

-созданы  условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края;

-сформированы  система знаний об экологических проблемах и пути их разрешения;

-заложены основы экологического воспитания: экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам;

- повышен уровень экологической культуры и информированности взрослых, ответственных за воспитание дете6й.

- пополнена эколого – развивающая среда ДОУ:   дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, детские поделки,   природоохранными знаками (по теме проекта)

          «Природа – не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель» Сухомлинский В.А.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

            Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.            Таким   образом, при   системном, комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей.

           Мой  проект   способен при   целенаправленной   деятельности   педагогов и родителей   помочь   детям осознать   себя «маленькими   волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Сбережем планету вместе"

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

««Бережём планету вместе»

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей и подготовительной группы.4.  Адрес организации: 127322  г.Москва, улица Милашенкова, д.10б 5. Вид проекта: межгрупповой, долгос...

Проект по теме "Сохраним планету вместе"

Проект по теме : "Сохраним планету вместе"Прекрасен мир!Щедра своей красой природа!Нас каждый раз чарует время года:Зима- морозом, весна- листком,А лето – ягодой, а осень – колоском!Прозрачны реки, ле...

Проект "Бережем планету вместе"

Информационная карта проекта...

Презентация "Сохраним планету вместе" (промежуточный результат)

В презентации представлены этапы прохождения нашегодолгосрочного проекта....

«Бережем планету вместе» -долгосрочный проект по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Бережем планету вместе» -долгосрочный проект по формированию экологической культуры  у дошкольников...