«Огонь наш друг и враг»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Кадникова Надежда Петровна

Создание условий для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_nash_drug_i_vrag.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему:

«Огонь наш друг и враг»

Подготовила: Кадникова Надежда Петровна,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44

Цель: Создание условий для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:

  • Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.
  • Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
  • Формировать понятие огня как друга и как врага для человека.
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь.
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Воспитывать у детей коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни, ответственность за шалость с огнем.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, мягкие игрушки, ведра, лопаты, мяч.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотры мутфильмов по данной теме, видео сюжетов о пожаре, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Огонь не игрушка - это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры.

Ход занятия:
В: Ребята послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь (слайд)

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об огне.

В: Как вы думаете, огонь – наш друг или враг?

Д: Огонь может быть и другом, и врагом.  

В: Конечно ребята огонь в первую очередь является нашим другом. Давайте разберемся, когда огонь бывает добрым и полезным для нас?

Д: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду и др.

В: Огонь – давний друг человека. Наши давние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Он помогал им в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья.

Но прошли годы, века, а огонь, как и в древности, согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на газовой плите, и деревенской печи, и походе на костре. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, при помощи огня в мартеновских печах варят сталь, из которой делают трубы, станки, автомобили и самолеты. Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах (слайды «Огонь наш друг»).

Без доброго огня
обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,

и за то ему почет, что ребятам греет ужин,

режет сталь и хлеб печет.

(Е. Ильин)

В: Всегда ли огонь наш друг?

Д: Нет.

Д: Огонь может быть и нашим врагом, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.

В: Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – погибают люди.

В: Почему возникают пожары?

Д: При не правильном обращении с огнем, при несоблюдении техники безопасности и др.

 В: Правильно, когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность. Вред огня зависит от человека. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда возникает беда (слайды «Огонь наш враг»).

В: Как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?

Д: Пожарные. (слайд)

В: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Д: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.

В: На чем пожарные приезжают к месту пожара?

Д: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах. (слайд) (Дети рассказывают об оснащении и отличительных признаках машин)

В: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

В: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Д: По номеру 01,101.

В: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Ответы детей.

В: Правильно пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.

В: А чего нельзя делать, если случился пожар?

Д: Если случился пожар нельзя оставаться в квартире, комнате, прятаться под кроватью, в шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т.д.

В: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

Д: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т.д.

В: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?

Д: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

В: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны мы с вами знать?

Д: Чтобы не случился пожар детям нельзя:

  • брать в руки спички, зажигалку;
  • разжигать и оставлять без присмотра костер;
  • включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
  • не оставлять без присмотра включенный утюг или чайник;
  • не играть с бензином, керосином и др. жидкостями, которые могут вспыхнуть.

В: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Вопрос ответ». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы, дети отвечают.

  • Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил (утюг)
  • Дым увидел – не зевай и пожарных (вызывай!)
  • Помнит каждый гражданин пожарный номер (сто один)
  • Раз, два, три – четыре, у кого пожар … (в квартире)
  • Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье … (над газом)
  • Знай и мальчик, и девчушка, это детям не игрушка (спички)
  • Кто проходит на помощь во время пожара? (пожарный)
  • Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней ... (огонь)
  • Поднимаясь выше дома, Всем пожарным так знакома? (пожарная лестница)
  • Дети, помните о том, что нельзя шутить с. … (огнём)
  • Не оставайся в квартире с огнем, а выбирайся доступным (путем)
  • Если слаб огонь, скорей ты водой его (залей)
  • Если ли в доме случился пожар, можно спрятаться под диван? (нет)
  • Чтоб не возник пожар лучше в спички (не играй)

Раздается телефонный звонок. В зоопарке случился пожар. Нужно спасать животных. Воспитатель предлагает оказать помощь, дети соглашаются. Проводятся игры – эстафеты.

Пожар в зоопарке.

«Чья команда быстрей соберется». Дети бегают по залу, по сигналу «пожарная тревога» команды должны построиться. Выигрывает команда которая быстрее построится в колонну.

«Пожарный щит». Участники команд по команде ведущего бегут к столу, на котором разложены карточки с изображением предметов необходимые для тушения пожара (пожарный рукав, ведро, огнетушитель и др.) и предметы не имеющие отношения к пожару. Участник команды должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде прикрепив нужный предмет на пожарный щит. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

«Спасение животных». Каждая команда выстраивается в колонну по одному. Напротив, каждой команды находятся животные (мягкие игрушки.) По сигналу ведущего дети спасают зверей.

«Тушение пожара водой». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Ребенок должен добежать до «пожара», «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняют следующие игроки.

 «Тушение пожара песком». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды лопата. Ребенок должен добежать до «пожара», «забрасывают огонь песком» и вернуться бегом обратно. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Подведение итогов. Награждение команд медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по экологии и ОБЖ. Тема: "Огонь - наш друг и враг".

Цели: - познакомить детей с огнем, его свойствами; - закрепить знания детей о пользе и опасности огня; - познакомить детей с опасными ситуациями, причинами возникновения пожара, с правилами...

Огонь - наш друг и враг.

                                                      ...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Огонь твой друг или враг?"

Данное занятие помогает детям расширить представления по пожарной безопасности. Конспект представлен в форме путешествия в мир огня с использованием ИКТ. В презентации все картинки в уменьшенном виде....

Сценарий развлечения «Огонь наш друг и враг!»

Развлечение для детей среднего возраста по тематической неделе "Пожарной безопасности"....

НОД по пожарной безопасности для детей средней группы Тема: «Огонь – наш друг и враг»

Конспект НОД по пожарной безопасности в средней группе, с целью закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; развивать умение детей орие...

Презентация "Огонь - наш друг и враг"

Формирование у детей заний о свойствах огня, о поведении при возгорании....

Презентация "Огонь. Я-друг. Я-враг."

Огонь может быть не только другом, но и разрушителем всего, что создал человек. Чтобы этого не произошло, соблюдайте правила по противопожарной безопасности....