Проект по безопасности "Азбука безопасности"
проект по обж (подготовительная группа)

Проект по безопасности "Азбука безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_bezop_podg_3.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Василек»

Проект «Азбука безопасности».

Подготовительная группа.

2023 год

Пояснительная записка.

     Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

   Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность.

   Эта тема выбрана  неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих.

Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Гипотеза.

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному

поведению на улице, во время пожара, оказавшимся одним дома, в лесу, на

солнце и воде, изучили специальную методическую литературу. Мы считаем, что познавательный  проект «Азбука безопасности» поможет системно и последовательно повысить результативность обучения детей правилам безопасности. Безопасность напрямую зависит от тех игр , в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Проблема.

       Современная жизнь связана с необходимостью обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

       Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный.

По времени проведения (срок реализации): краткосрочный (сентябрь 2023г.)

Участники: дети подготовительной группы, родители,  педагоги.

Планируемые результаты реализации проекта: 

- Сформированы представления о способах безопасного поведения в бытуна улице, в природе.

- Дети знают номера телефонов экстренных служб.

-Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.

- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.

- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.

Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.

У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

Цель:

- Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

-Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

-Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.

-Познакомить с телефонами экстренных служб.

Развивающие: 

- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений.

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

 - Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.

- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.

Методы реализации проекта:

-Познавательное развитие (ознакомление с правилами  ПДД, при пожаре и

других опасных ситуациях),

-речевое развитие,

-социально-коммуникативное развитие(социализация окружающего пространства),

-художественно-эстетическое развитие ( ручной труд, изо),

-физическое развитие.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Уголок « Безопасности»;

-Спортивный уголок в группе;

-Дидактические игры, настольно-печатные игры;

-Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр  «Больница», «Скорая помощь», «Шофёр», «Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Юные инспекторы дорожного движения», «Поездка на автобусе».

-Центр литературы: произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей;

-Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

Работа с родителями

-Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка безопасности в группе.

-Составление детьми с родителями безопасного маршрута от дома до

детского сада.

-Изготовление книжек малышек по безопасности.

-Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр.

-Участие в мероприятиях, проводимых в группе по

безопасности детей в различных ситуациях.

-Информационное обеспечение:

Консультация «Если ребенок остался дома один».

Стендовая информация «Опасные предметы», «Пластиковые окна».

Стендовая информация «Берегите детей от огня!»

Конкурс семейного рисунка «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!»

Буклет «Обеспечение безопасного поведения детей на природе».

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в быту, на улице».

Памятка «О профилактике дорожного травматизма, о правилах дорожного движения».

Папка-передвижка «Правила поведения детей в транспорте».

Этапы работы  над проектом и содержание

I этап.  Подготовительный

 Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.

Разработка проекта.

- Заинтересовать участников изучением данной темы;

- Изучить методическую и научно-популярную литературу;

- Составить план работы (занятий, мероприятий);

- Создать  условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.

-Подбор материала по правилам дорожного движения, правилам поведения

при пожаре, один дома, на солнце, воде, лесу.

-Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, во время

пожаров, на солнце, воде, лесу.

- Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор»,

«Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три

чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой... »,

«Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы... », Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения»,"Кошкин дом", "Пожарный"

и т. д.

-Составление презентаций, интерактивных игр, изготовление дидактических

игр по ПДД, при пожаре, на солнце и воде: «Дорожные знаки», «Светофор»,

"Мы пожарные", "Спасатель".

-Использование игр: Дидактических: «Знакомство с аптечкой», «Найди растения луга, леса и ядовитые растения», «Собери части растения», «Где растет?», «Съедобные и несъедобные грибы», «Какое настроение, определи», «Что поможет при пожаре», «Пожароопасные предметы», «Назови причины пожара», «Разрезные знаки», «Угадай дорожный знак по описанию» и т.д.

Подвижных: «Бегущий свет», «Красный, желтый, зеленый», «передай жезл», «Эстафета автомобилей», «Пожарные на учении» и т.д.

- Разбор дорожно-транспортных ситуаций, ситуаций при пожаре, в лесу, на

солнце, воде, в общении с незнакомыми людьми.

II этап.  Практический (основной) 

Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Первая неделя.

Тема: «Безопасность в быту».

-Беседа «Правильное обращение с электроприборами».

Задачи: способствовать закреплению правил безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

-Беседа «Ток бежит по проводам». «Что работает от электричества».

Задачи: в доступной форме объяснить детям, что такое электрический ток, какие приборы работают от тока.

-Чтение сказки «Проводок» Т.А. Шорыгина.

Задачи: соблюдение правил безопасности при использовании электричества.

-Рассматривание иллюстраций и картинок с электроприборами.

Задачи: находить приборы, работающие от тока.

-Д/и «Найди предмет».

Задачи: закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

-Беседа «Один дома».

Задачи: научить детей правильно вести себя в ситуации, когда остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей.

-Чтение Е.Григорьев «Один дома».

-Беседа по сказкам У.Диснея «Три поросенка»; «Волк и семеро козлят».

Задачи: закрепление понятия безопасного поведения. В доступной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если открыть незнакомцу дверь.

- Д/и «Знакомство с аптечкой».

Задачи: дать детям представление о назначении предметов аптечки: жгут- для остановки кровотечения, перекись водорода- для промывания ран, царапин, йод и зеленка- для обработки ран, лейкопластырь- защищает порезы и раны, бинт- для перевязки ран.

-Ситуации: «Как оказать себе и другу первую медицинскую помощь», «Я поранился», «Если ты обжегся», «Первая помощь при ушибах и травмах».

Задачи: познакомить детей с элементарными приемами оказания первой медицинской помощи.

-Упражнение «Случилась беда, позвони по телефону и расскажи».

Задачи: закрепление алгоритма телефонного разговора о случившейся беде. Преодоление страха или дискомфорта перед официальным разговором по телефону.

-Беседа «Будь осторожен с колющими и режущими предметами».

-Чтение рассказа Т.А.Шорыгина «Данилка и пилка».

Задачи: знакомство с инструментами, правилами безопасного пользования ими, учить осторожному обращению с инструментами под присмотром взрослого.

-Беседа «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если их неправильно хранить?»

Задачи: знакомство с принадлежностями для рукоделия, правилами безопасного пользования с ними.

-Лото «Основы безопасности в доме».

Задачи: формирование представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Вторая неделя.

Тема: «Пожарная безопасность».

-Беседа «Пожароопасные предметы».

Задачи: закреплять с детьми правила безопасности с пожароопасными предметами.

-Беседа «Огонь добрый – огонь злой».

Задачи: расширять представление детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнем. Развивать интегративное мышление, умение найти решение в проблемной ситуации.

-Чтение: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Мецгер «Как звери тушили пожар», О.Писар «Сказка о пожарной безопасности: Зайчик и его находка».

Задачи: познакомить с творчеством С.Я.Маршака и других писателей; воспитывать уважение к действиям людей в чрезвычайных ситуациях.

-Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

-Моделирование ситуации «Звоним по телефону в специальные службы безопасности».

Задачи: проговорить с детьми схемы поведения при опасных ситуациях.

-Д/и «Что поможет при пожаре», «Пожароопасные предметы», «Назови причины пожара».

-П/и «Пожарные на учении».

Задачи: расширять представления детей о труде пожарных.

-С/р игры «Мы – пожарные», «Скорая помощь», «МЧС».

Задачи: развивать умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

- Пальчиковая гимнастика « Если же стряслась беда…»«На дворе растет трава» «Свеча».

 Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других). 

Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.

- Рисование «Не играй с огнем!»

Третья неделя.

Тема: «Безопасность в природе».

- Беседа «Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме».

Задачи: закреплять знания детей о лесе, о бережном и заботливом отношении к лесу и его обитателям. Знакомство детей с природоохранными знаками. Освоение правил поведения в природе.

- Беседы: «Съедобные ягоды и ядовитые растения», «Правила, которые следует соблюдать при сборе грибов».

Задачи: познакомить детей с ядовитыми растениями, их особенностями, где растут, чем опасны для человека, закреплять знания о съедобных ягодах. Учить беречь природу.

-Д/и «Найди растения луга, леса и ядовитые растения», «Собери части растения», «Где растет?»

Задачи: знакомство с миром растений, где растут, чем полезны или вредны.

- Д/и «Съедобные и несъедобные грибы».

Задачи: продолжать знакомить детей с ядовитыми грибами, их особенностями, чем они опасны, закреплять знания о съедобных грибах.

- Чтение Г.Цыферов «Друзья под грибом», сказка В.Даль «Война грибов».

Задачи: знакомство с царством грибов, где растут, классифицировать на съедобные и несъедобные.

- Лепка «Лукошко с ягодами и грибами».

- Беседа «Правила поведения в грозу».

Задачи: закреплять правила безопасного поведения в грозу.

- Чтение Л.Толстой «как меня в лесу застала гроза».

- Беседа «Профессия спасателя».

Задачи: продолжать знакомить детей с профессией спасателя, учить воплощать полученные знания в сюжетной игре.

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»

 Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

Четвертая неделя.

Тема: « Безопасность на улице».

- Беседы: «Ребенок и его старшие приятели», «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице».

Задачи: учить детей распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций.

- Ситуация «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями».

Задачи: проговаривать различные ситуации, чтобы выработать у детей стереотип поведения при опасных ситуациях.

- Д/и «Какое настроение, определи».

Задачи: учить по мимике лица определять настроение человека.

- Беседа «Внешность человека может быть обманчива».

Задачи: дать детям понятие, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуациях, которые несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить на себя внимание прохожих, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

-Настольный театр по сказке «Кот, петух и лиса», дискуссия после просмотра.

Задачи: учить детей определять ситуацию по степени опасности.

- Лепка «Слишком доверчивые герои сказок».

- Беседа «Игры во дворе», «Какие опасности таят в себе различные игрушки».

Задачи: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. Обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

- Беседа «Поведение на детской площадке».

Задачи: научить детей правилам безопасного поведения на детской площадке: на качелях, каруселях, в песочнице.

- Беседа «Собаки и кошки – друзья человека?».

Задачи: воспитывать добрые чувства по отношению к собакам и кошкам, уметь распознавать агрессию со стороны собаки, способность предотвратить нападение.

- Упражнение «Как вызвать по телефону полицию, скорую, пожарную помощь.

Задачи: формировать умение детей определять, в каких случаях какая помощь требуется. Закреплять знания о службах первой неотложной помощи и номерах их телефонов: «01», «02», «03». Воспитывать чувство взаимовыручки, желание помочь нуждающимся.

- Пальчиковая гимнастика « У собачки острый носик…».

Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение художественной литературы: «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят», сказка Шарля Перро «Красная Шапочка», «Кот Базилио и Лиса Алиса».

  Пятая неделя.

Тема: «Дорожная безопасность».

- ОД «История дорожного движения».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения дороги, автомобиля, Правил дорожного движения.

- Беседа «Труд работников ГИБДД».

Задачи: расширять представления детей о труде работников ГИБДД. Закреплять правила дорожного движения.

- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения», «Правила поведения на дороге», беседа «Как перейти дорогу?»

Задачи: закреплять знания последовательности расположения световых сигналов светофора, разных видах транспорта.

- Д/игры: «Дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Угадай дорожный знак по описанию».

Задачи: закреплять знания о дорожных знаках и их назначении.

Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…»«Я построю самолет», «У него два колеса…» .  

Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Конструирование «Улицы родного поселка».

Задачи: закреплять знания об улицах поселка, умение их конструировать, выбирая различный конструктор.

- Беседа: «Правила безопасного катания на велосипеде, роликах».

Задачи: закреплять правила безопасного катания на велосипеде, роликах.

- Чтение: Я. Пишумов «Постовой», Н.Никитина «Правила маленького пешехода», Н.Носов «Автомобиль», Л.Гальперштейн «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», «Трамвай и его семья»; О.Бедарев «Азбука безопасности», «Если бы»;  А.Дмоховский «Чудесный островок»; С.Михалков «Скверная история»; Н.Кончаловская «Самокат».

 Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.

- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт). 

Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.

- Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый" , «Светофор», «Бегущий свет», «Передай жезл», «Эстафета автомобилей».

Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Закреплять, систематизировать и актуализировать знания детей о Правилах дорожного движения.

- Экскурсия к пешеходному переходу.

Задачи: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать понятия «дорога», «проезжая часть», «пешеходный переход». Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через дорогу. Развивать у детей азы дорожной грамоты. Воспитывать чувство ответственности, привычку соблюдать правила дорожного движения.

 -Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад». 

Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.

- С/Р игры: «Мы – водители», «Юные инспекторы дорожного движения», «Поездка на автобусе».

III этап.  Заключительный

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Подведение итогов и презентация проекта.

ВЫВОД :

Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "В мире безопасного детства"(Область познания"Безопасность")

Проект создан с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного соблюдения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей и их окружения....

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Проект по дорожной безопасности «Безопасная дорога» (старший дошкольный возраст).

Слайд 1. Проект  по  ПДД «Безопасная дорога» группа  №3  «Каруселька».Руководитель проекта: воспитатель 1 квалификационной категории Карташова Наталия Александровна. Слайд 2. ...

Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"

Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе...

Проект по пожарной безопасности «Азбука безопасности»

Позновательно- творческий краткосрочный проект  по пожарной безопасности. Совместная деятельность музыкального уководителя, воспитателя, детей и родителей....