перспективное планирование "Обучение правилам дорожного движения"
календарно-тематическое планирование по обж (средняя группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рекомендации по построению предметно-развивающей среды детей 4-5 лет

Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный. Пирамидка «Светофор» из конструктора. Шапочки или нагрудные знаки на картоне. Знаки «Пешеходный переход, «Осторожно: дети». Перекресток с «зеброй» (из ткани или другого материала), рули, маски с изображением овощей, сумка с билетами, шапочка машиниста. Напольный макет дороги с пешеходным переходом. Режиссерская игра «Путешествие колобка» (сказочные герои, игровое поле, знаки (3), светофор. Макеты настольные – перекресток и улица города, на столе к ним – маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд; легковые и грузовые машины. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением ситуаций: катание на санках зимой, катание детей на велосипедах, игра детей в мяч на  дороге. Картинка с изображением светофора. Картинка со знаком «Пешеходный переход». Картина с изображением движения поезда по дороге и через туннель. Картинки 10*15 с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). Лабиринты на развитие ориентировки в пространстве и наблюдательности. Лабиринт «Дорога» 30*30 и машинки разного цвета. Перфокарты с изображением различных ситуаций на дороге и знаками.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД: «Шофер (руль и маски); «Поезд (шапочка для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль»(шапочки красного, зеленого и желтого цветов). Атрибуты для инспектора ГИБДД.

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле».

Подготовка к обучению правилам дорожного движения

Дети: имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия: здесь, там, вверху, внизу,   близко, далеко. Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого. Ориентированы в том, чем различаются проезжая часть и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус,  маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд). Имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, полицейская). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева ), направо (справа)). Дети  знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый цвет, переходить дорогу только по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы. Имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».

Воспитатели: развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления  детей  о правилах дорожного движения через целевые прогулки, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют знания детей через игровую деятельность, ситуации общения, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы. Создают предметно-развивающую среду, способствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.

Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внимание и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность.

Ожидаемые результаты к концу года:

Низкий уровень: дети знают, какой транспорт передвигается на  дороге; умеют ориентировать в пространстве.

Средний уровень: знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.

Высокий уровень: знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора, имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Знают, как правильно переходить дорогу.

Перспективный план

Месяц

Не

деля

Задачи по ПДД

Содержание занятия (цель)

Совместная деятельность

воспитателя и детей

Сопутствующие формы работы

сентябрь

1

Закрепить знания о средствах передвижения.

Познакомить с правилами поведения

Занятие 1. Какой бывает транспорт.

Цели: формировать представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте.

П/и «Цветные автомобили». Конструирование «Автобус», «Трамвай».

Д/и «Красный и зеленый».

2

Формировать представления, чем отличается транспорт и из чего состоит

Наблюдение за движением машин с участка детского сада. д/и «Встань там, где скажу», с/ и «Шофер». Чтение В.И.Мирясова «Легковой автомобиль».

Рисование «Отремонтируйте машине колеса»

3

Закрепить у детей знания о назначении светофора и его сигналах  – красном и зеленом

Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле».

Д/и «Угадай-ка. На чем повезешь?»

Д/и «Правильно-неправильно»

Прогулка. Знакомство с улицей.

4

Продолжать формировать пространственные представления.

Д/и «Разрешено-запрещено».

И/с «Путешествие на автобусе»

октябрь

1

Знакомить детей с улицей, на какие части она делится

Занятие 2. Целевая прогулка по теме «знакомство с улицей».

Цели: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям о том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.

П/и «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я – машина». Ситуация общения «Как я ехал на автобусе»

На участке по ПДД: катание на велосипедах.

2

Дать представление о том, чем отличается проезжая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице

Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Д/и «Игра в поезд»

Рисование «Рельсы для поезда»

3

Закрепить у детей знание о назначении светофора и его сигналах

Рассматривание иллюстраций «Улица». Д/и «Подбери по цвету»

4

Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста

Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра – имитация «Я – шофер». Чтение В.И.Мирясова «Грузовой автомобиль».

Аппликация «Вагончики»

ноябрь

1

Знакомить детей с желтым сигналом светофора

Занятие 3. Три сигнала светофора.

Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его сигналов; познакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению  детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре

Д/ «Правильно – неправильно», «Собери  светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить». Д/и «Поезд», д/и «Разрешено – запрещено»

Прогулка. Наблюдение за светофором

2

Закрепить знания детей о светофоре и его значении

Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра –имитация «Я –светофор». Чтение С. Михалков  «Если зажегся красный»

П/и «Такси»

3

Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре

Д/и «Собери светофор». Чтение С. Михалков «Светофор». Пальчиковый театр «Светофор»

Рисование «Широкая и узкая дорожка»

4

Закрепить знания детей об общественном транспорте и правилах поведения в нем

Ситуация общения «Мы едем в автобусе». Чтение А. Барто «Грузовик». И/с «Выставка машин»

декабрь

1

Закреплять у детей представления об улице, проезжей части и тротуаре

Занятие 4. Грамотный пешеход.

Цели: дать понятия детям о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; закрепить у детей знание о назначении светофора; формировать у детей представления об ориентировке на дороге (посмотри налево, посмотри направо)

Конструирование «Светофор».

Чтение Б. Заходер «Шофер»

2

Продолжать формировать представления об ориентировке в пространстве

Д/и «Пойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». Стихи о светофоре

3

Знакомить детей с правилами поведения на дороге и на тротуаре

Д/и «Дети на прогулке». Ситуация общения «Мой друг – светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход»)

Рисование «Колеса», «Светофор»

4

Знакомить детей с правилами поведения на зимней дороге

Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка», «Катание на коньках»

январь

1

Закрепить у детей представление о работе шофера и о том, как правильно вести машину

Занятие 5. Осторожно: зимняя дорога.

Цели: закреплять у детей знания о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенствовать знания детей о особенностях работы шофера; дать понятие о дорожном знаке «Дети»

Д/и «Куда спрятался мишка». С/р игра «Шофер». Ситуация общения «Куда едут машины»

Игра – имитация «Я – машина»

2

Закрепить у детей знания о правилах поведения в транспорте

Ситуация общения «Скорая помощь. Д/и «Перевези правильно». И/с «Выставка машин». Чтение К. Чуковский «Айболит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега»

Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке»

3

Закрепить у детей правила поведения на тротуаре и на проезжей части зимой

Ситуация общения «Полицейская машина». Конструирование «Гараж». Чтение В.И. Мирясова «Полицейская машина»

Аппликация «Почини машину»

4

Развивать у детей азы дорожной грамоты

Рассматривание пожарной машины. Чтение С. Я. Маршак «Кошкин дом»

февраль

1

Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и его основных частях

Занятие 6. Как транспорт людям помогает.

Цели: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная, скорая, пожарная…); формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешеходов и для шофера

Д/и «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину». Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка». Чтение В.И. Мирясова «Скорая помощь»

Ситуация общения «Улицы города» на основе макета

2

Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта

Конструирование «Троллейбус». Ситуация общения «Что должен знать шофер». Чтение В.И. Мирясова «Пожарная машина»

3

Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека

Ситуация общения «Какие бывают машины». И/с «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте)

Рисование «автобус»

4

Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения

Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Машины на нашей улице» (коллективно)

март

1

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице

Занятие 7. Путешествие по городу на транспорте.

Цели: знакомить детей с городом, что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы; дать представление, что по городу можно на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта

С/р игра «Автобус». Д/и «Собери знак». Чтение В.И. Мирясова «Автобус», «Троллейбус»

2

Учить детей рассказывать о правилах поведения на дороге другим детям

Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице». Д/и «Собери светофор»

3

Учить детей применять знания на практике, используя игровые и проблемные ситуации по ПДД

Ситуация общения «Что я знаю о моем любимом транспорте»

И.с. «Едем на поезде на дачу»

4

Совершенствовать знания детей о назначении светофора и пешеходного перехода

С/р игра «Поезд». Игра «Поезд и туннель»

Развлечение «Маленькие ножки бежали по дорожке»

апрель

1

Закрепить у детей знания о проезжей части улицы и о транспорте на ней

Занятие 8. Помощники на дороге.

Цели: закреплять знания о работе светофора и назначении дорожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода; учить применять правила на практике в игровой деятельности

Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Д/и «Найди цвет, который назову». Чтение стихотворений о дорожных знаках

2

Продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта

П/и «Воробышки и автомобиль»

Рисование «Рельсы для железной дороги»

3

Совершенствовать знания детей о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход»

Чтение произведений В. И. Мирясовой о транспорте. Игра – имитация «Я – шофер»

4

Учить применять знания на практике

П/и «Воробышки и автомобиль». Игры – имитации «Я – шофер», «Я – машина»

Катание на велосипедах

май

1

Закреплять знания детей о поведении на проезжей части

Занятие 9. Осторожно: дорога (на транспортной площадке).

Цели: учить детей применять полученные знания на практике; закреплять правила поведения на дороге, тротуаре, улице; знакомить детей с правилами передвижения на детских велосипедах

Конструирование «Узкая и широкая дороги». Чтение произведений о светофоре

2

Совершенствовать знания детей о правилах поведения на тротуаре

Д/и «Собери машину». Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой»

3

Продолжать развивать у детей умение наблюдать за движением транспорта на дороге

Д/и «Угадай, на чем повезем»

Катание на велосипедах

4

Закреплять правила перехода улицы

Д/и «Собери светофор». Чтение произведений о светофоре и о дорожных знаках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу;  закрепляют знания о правила дорожного движения ,...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Конспект развлечения по правилам дорожного движения в средней группе. «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения...

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»

Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения...

Занятие по правилам дорожного движения «Путешествие Незнайки по правилам дорожного движения»

Закрепление и уточнение знаний детей по правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....