РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей подготовительной группы на 2022 - 2023 уч. год. «Карусель безопасности»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Джалилова Замина Милгажидиновна

Пояснительная записка

На протяжении нескольких лет наш детский сад отдает приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательный предмет в общеобразовательной школе. Программа «Карусель безопасности» реализуется в рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», направлена на охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и предназначена для организации образовательной деятельности детей от 6 до 7 лет. Предполагается непосредственное участие родителей (законных представителей) воспитанников в организации данной образовательной деятельности.

Методологической основой Программы является парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева. Используемые технологии: Голицына Н .С., Люзина С .В., Бухарова Е .Е. «ОБЖ для старших дошкольников». Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, минутки безопасности, тематические физкультминутки.

Отличительной особенностью данной Программы является организация просмотра познавательных мультфильмов здоровьесберегающей направленности.

Настоящая рабочая программа мною разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и состоит из 36 занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx66.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад «Умка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей

 подготовительной группы

на 2022 - 2023 уч. год.

 «Карусель безопасности»

Автор – составитель: Джалилова З. М.

гп Федоровский

Пояснительная записка

На протяжении нескольких лет наш детский сад отдает приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательный предмет в общеобразовательной школе. Программа «Карусель безопасности» реализуется в рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», направлена на охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и предназначена для организации образовательной деятельности детей от 6 до 7 лет. Предполагается непосредственное участие родителей (законных представителей) воспитанников в организации данной образовательной деятельности.

Методологической основой Программы является парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева. Используемые технологии: Голицына Н .С., Люзина С .В., Бухарова Е .Е. «ОБЖ для старших дошкольников». Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, минутки безопасности, тематические физкультминутки.

Отличительной особенностью данной Программы является организация просмотра познавательных мультфильмов здоровьесберегающей направленности.

Настоящая рабочая программа мною разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и состоит из 36 занятий.

Направленность программы:

Цель кружка: подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры; приобщать к здоровому образу жизни.

Актуальность программы:

Создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.

Используемые методы:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

- объяснительный - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, с основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

- индивидуально-фронтальный – чередование и фронтальных форм работы;

- групповой – организации работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Цели программы:

Формирование основы безопасного поведения дошкольников и в будущем - школьников. Умение помочь себе и окружающим. Дать более глубокие знания. Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к школе.

Задачи программы:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .

2. Продолжать развивать интерес к строению своего организма.

3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .

4. Формировать умения ликвидации возможных последствий .

5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

2. Воспитывать интерес к своему организму.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему:

- природе,

- животным,

- своему организму,

- окружающим предметам.

4. Воспитывать желание помогать другим.

5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );

Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).

Деятельности (действия - способа познания).

Креативности (организация инновационной деятельности).

Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).

Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями.

Постепенности (от простого к сложному).

Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.

Принцип сезонности.

Тематика занятий в кружке «Карусель безопасности» строится с учетом интересов детей, задач Программы детского сада, а так же условий Социума.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Методическое обеспечение:

Оборудование.

- наличие групповой комнаты;

- декорация;

- аудио видеотехника;

- наглядные и демонстрационные пособия.

Техническое оснащение занятий:

1.Ноутбук

2.Мультимедийное оборудование

Дидактический материал:

-Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.

-Просмотр видеофильмов.

-Знакомство с произведениями художественной литературы.

-Рассматривание иллюстраций, картин.

-Заучивание стихов.

-Беседы.

-Создание ситуаций и практическое решение.

-Продуктивная деятельность .

-Практические упражнения для закрепления навыков.

-Инсценировка.

-Развлечения, викторин и КВН.

-Спортивные праздники.

-Досуги, совместно с родителями.

Реализация поставленных задач предполагается, через какие виды деятельности, как:

-упражнения для физического развития детей;

-развивающие игры по ОБЖ;

-задания на укрепление здоровья.

-просмотры фильмов; презентаций;

-дидактические игры для закрепления навыков;

-практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);

-практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);

-Игры-драматизации;

-Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

Форма организаций занятий.

Программа кружка подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся в группе, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей – 10 человек.

Важно чередование различных деятельности на занятиях, присутствие игровых форм, что позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомление детей.

Занятия проводятся с обязательным использованием элементов игры, чередованием теоретической и практической работы, наглядность, обследование, учитывая возрастные индивидуальные особенности детей.

Формы и методы:

Каждое занятие кружка предусматривает несколько этапов работы:

- организационный момент;

- мотивация;

- объяснение;

- проблематизация;

- практическая часть;

- самостоятельная часть;

- итог.

Интернет ресурсы:

Видео фильмы;

- Уроки осторожности тетушки Совы: бродячие животные, водоемы, подземелья и колодцы, электричество, пожарная безопасность, чистота в доме.

- Спасик и его друзья: поведение дома, поведение в природе, поведение в городе.

- Азбука безопасности: безопасное место, игры с огнем, как не замерзнуть в холода, место для купания, на остановке, не веселые петарды, опасные игрушки, опасные сосульки, землетрясение, лесной пожар, один дома, пожар в квартире, безопасность в интернете.

- Серия" Аркадий Паровозов": Качели, грибы, микробы.

- Азбука здоровья: анатомия для детей, личная гигиена, как работает сердце, как устроен глаз, скелет и кости человека, строение мышц, Быть здоровым - здорово, личная гигиена, чистота - залог здоровья, ПДД- дорога в школу,

- Спецмашины(2 фильма).

- Планета вредных привычек.

Использование ИКТ;

Презентации по темам:

Органы тела.

Здоровый образ жизни.

Почему надо чистить зубы и мыть руки.

Гигиена питания.

Детям о правилах безопасного поведения.

Опасности в доме.

Огонь - друг, или враг.

Спички детям не игрушка.

Один дома.

Дорога в школу.

Правила поведения: в школе, в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.

Опасности на улице, на дороге, в лесу.

Ядовитые растения.

Мультимедийная энциклопедия.

Осторожно - сосульки!

Правила поведения с газом, при землетрясении.

Помощь при укусах( животных, змей, насекомых).

Помощь при дорожном происшествии.

Что такое катастрофа?

На вокзале я один и без мамы.

Викторина: " Хочу быть пожарным".

Чтоб не ссорить с огнем.

Первая помощь при кровотечении, при переломах.

Звукозапись сигналов ГО и ЧС.

Количество часов в неделю.

1 раз в неделю во вторую половину дня ( среда), продолжительностью с детьми подготовительной группы – 30 минут.

Количество детей в группе.

Подготовительная группа – 10 чел.

Планируемые результаты:

В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:

1.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.

2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

4.Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».

5.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

6.Знает правила пожарной безопасности.

7.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

8.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

9.Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

10. Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности кружка определяется с помощью диагностики. Основу её составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной шкале.

ОСНОВЫ ЗОЖ

Высокий уровень

( 3 балла) Средний уровень

( 2 балла) Низкий уровень

( 1 балл) Итого баллов

Проявляет устойчивый интерес к здоровому образу. Интересуется оздоровлением. Знает правила поведения дома, на улице, в природе.

Называет различные виды органов, знает их работу. Может охарактеризовать каждого из них. Использует свои знания в жизни.

По результатам мониторинга заполняется протокол.

СЕНТЯБРЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Правила дорожного движения

Формировать представления о транспорте. Различать называть виды о транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный). Закреплять правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Закрепить знания об опасностях, которые ожидают их, на улице. Закреплять знания сигналов светофора,  их назначение. Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге.

Чтение Т.П.Нефедова «Транспорт, какой он?» Иллюстрации, различные ситуации. Продуктивная деятельность: изготовление «Книги Дорожных знаков».

Развлечение на тему «Как дети научили Бабу –Ягу правилам дорожного движения».

Ширма «Экскурсии по городу».

Чтение сказки подсказки «Воробышка Тишка» Т.А.Шорыгина стр.68

I I неделя

Безопасность на природе.

Ухудшение экологической ситуации.

Уточнить представления о том, что Земля наш общий дом  – для людей и живых существ. Пояснить, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет общаться с природой и живыми существами. Во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Познакомить с правилами поведения на природе.

Чтение энциклопедии «Все обо всем». Составление модельных схем о правилах поведения в природе. Иллюстрации различных ситуаций влияющих на ЗОЖ и ОБЖ.

Экскурсии в лесную зону, места отдыха на воде.

Составление альбома из фотографий «Мой самый чистый уголок природы».

Чтение экологических сказок Л.Н Вахрушева «Познавательные сказки» стр42 -59

I II неделя

Контакты с животными могут быть опасными.

Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить, как определить больных животных по внешнему виду. Учить действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными. Закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным.

Иллюстрации с различными ситуациями.

Выпуск ширмы «Безопасное общение с домашними животными»

Чтение сказки –подсказки «День рождения Васи» стр.60 -62

IV неделя

Лекарственные растения -средства оздоровления организма человека.

Закрепить ценности здоровья, желание быть здоровыми закреплять знания о витаминах. Формировать представления о лекарственных растениях. Развивать познавательную активность детей о представлении лекарственных растений.  Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.

. «Как вести себя во время болезни?» Различные иллюстрации разных ситуаций Иллюстрации лекарственных растений и лекарств.

Буклеты «Осторожно -таблетки не конфетки».

Чтение Е. Шкловский «Осторожно –Лекарства». Чтение сказки подсказки Т.А Шорыгина «Неосторожная резвушка» стр. 35 -38

ОКТЯБРЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Если ты оказался один на улице.

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Подвести к пониманию того, что незнакомому человеку не следует доверять. Уточнить знания детей о том, что нужно делать, если ты потерялся. Закрепить правила поведения на улице, в общественных местах. Формировать более точное понимание того ,кто является «своим» , а кто «чужим». Развивать речь, умение вести диалог.

Рассматривание плакатов «Безопасность на улице». Авдеева «Безопасность» стр. 49

Составление модельных схем о правилах поведения на улице.

Продуктивная деятельность: рисование на тему «Опасные прохожие».

Чтение сказки –подсказки «Встреча с незнакомцем» , «Лиса в заячей шкуре», «Марта и Чичи в парке» Т А Шорыгина стр.76 -82

I I неделя

Дома тоже есть враги и помощники.

Дать понятия, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Помочь им самим самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Иллюстрации предметов ближайшего окружения, опасных для здоровья. Д \ игра «Их чего сделано?»

Продуктивная деятельность : зарисовка предметов, от которых может случится несчастье.

Чтение сказок «Бытовые электроприборы. Какие они?» К. Нефедова

I II неделя

Пожароопасные предметы

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Уточнить знания о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Закрепить правила поведения в квартире и на улице с огнем. Уточнить правила пожарной безопасности. Развивать интерес к работе пожарных.

Иллюстрации о пользе огня и вреде огня. Продуктивная деятельность: составление модельных схем о правилах пожарной безопасности.

Ширма: «Безопасность при пожаре».

Совместное приобретение атрибутов к С\.р игре «Пожарные».

Чтение Е. Воробьев «Обрывок провода».

IV неделя

Детские шалости с огнем

Расширять знания детей о том, что с огнем играть опасно. Закрепить знания о том , что огонь – друг ,огонь – враг. Уточнить знания о правилах пожарной безопасности. Углублять знания о труде пожарных . Воспитывать храбрость, смелость, ловкость.

Иллюстрации различного типа «Предметы легко воспламеняющие»

Чтение рассказа « Как СТОбед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»

Ширма «Легче предупредить и научить».

Совместное рисование «огонь враг».

Экскурсия в пожарную часть.

Чтение сказки Т.А. Шорыгина «Бумажный самолетик» стр.32 -35

НОЯБРЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

А у нас в доме газ.

Чем опасен дым?

Расширять знания о том, что с огнем играть опасно. Закрепить знания о том, что с огнем играть опасно. Закрепить знания о том, что огонь – друг, огонь – враг. Уточнить знания о правилах пожарной безопасности. Углублять знания о труде пожарных. Воспитывать у детей храбрость, смелость, ловкость.

Просмотр ИКТ

Распостранение буклетов «Осторожно –ГАЗ»

Чтение сказки –подсказки Т.А Шорыгина «Любопытный ветерок» стр.24 -26

I I неделя

Чтобы не получить ожог – кто бы нам помог?

Уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах. продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения; активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья; уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

ИКТ «Первая помощь при ожогах»

Выпуск ширмы «Первая помощь при ожогах»

Чтение сказки Т.А Шорыгина «Пир мышей» стр.42 -44

I II неделя

Предметы требующие осторожного обращения.

Уточнить знания детей о предметах опасных для жизни и здоровья, Помочь самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими знаками, указанными на предметах Уточнить знания детей о службах, которые могут прийти на помощь. Обогащать словарный запас .

Иллюстрации различных ситуаций. Иллюстрации с номерами служб .01 02 03 04

Рассматривание предметов: «Папины предметы», «Мамины предметы»

Чтение рассказа А Иванов АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ «Как неразлучные друзья в огне не горели».

IV неделя

Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.

Обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на Земле. Продолжать знакомить с глобусом (каким цветом обозначена вода,  где находится, сколько воды и сколько суши). Учить устанавливать зависимость роста и развития растений и жизнедеятельности животных и человека от пресной воды; научить делать выводы о необходимости заботы о чистоте рек, озер, морей и экономном расходовании пресной воды, Подвести к выводу: «Вода – источник жизни и здоровья», поэтому вода самое большое богатство и ее нужно беречь.

Схема, как попадает вода в дом. Различные иллюстрации с различными ситуациями.

День открытых дверей «Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»

Чтение сказки -подсказки Т.А Шорыгина «Наводнение в кукольном домике» стр.11 – 12

ДЕКАБРЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литерату

I неделя

Ящик с инструментами

Дать детям понятие, безопасном обращении с инструментами, о том что они требуют внимательного и бережного обращения с ними. Закрепить, знания детей о назначении предметов. Развивать кругозор.

Рассматривание иллюстраций различного типа. Различные инструменты-опасные для здоровья. Загадывание загадок. С \игра «Строитель»

Памятка «Подальше положешь – поближе возмешь» (рекомендации папам)

Чтение сказки –подсказки Т.А Шорыгина «Данилка и пилка» стр.44 -47

I I неделя

Иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке.

Расширять представления об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах. Учить отличать опасные для жизни ситуации , грозящие здоровью и здоровью окружающих ,от неопасных ;уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации. Развивать охранительное самосознание.

Предметы –опасные для детей. Иллюстрации с различными видами опасности. Загадывание загадок. Стихи «Волшебный сундучок». Д\ игра «Я назову а ты расскажешь о правилах его хранения и использования».

Памятка «Мой волшебный сундучок» (рекомендации мамам).

Чтение сказки –подсказки Т.А Шорыгина «Умный наперсток» стр.51 -54

Т.А Шорыгина «Хороший совет» стр.40 -42

I II неделя

Учимся оказывать первую помощь.

Знакомить детей с элементарными приемами первой медицинской помощи. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту. Воспитывать желание быть здоровыми, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой медицинской помощи.

Д \ игра «Окажи первую помощь».

Рассматривание домашней аптечки. Совместно с родителями потренироваться оказывать первую помощь. на куклах .

Чтение стихов

IV неделя

Пусть елка новогодняя нам радость принесет.

Учить детей правилам безопасного поведения при проведении Новогоднего праздника. Закрепить знания и умения детей действовать в экстремальных ситуациях, возникших на праздниках. Развивать мышление, связную речь. Чтение сказки Т .А. Шорыгина» Снежинка» стр.26 - 30

Гирлянды, свечи, бенгальские огни, игрушки легко воспламеняющие. Иллюстрации с различными ситуациями.

Распространение буклетов «Безопасный Новый год»

Чтение сказки Альберт Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели»

ЯНВАРЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Один дома. Открытое окно и балкон это опасно.

Учить отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих от неопасных ситуаций. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Воспитывать охранительное самосознание, что открывать окна и выглядывать в них нельзя.

Иллюстрации различных ситуаций. Чтение сказки – подсказки И.Б. Кочанская «Девочка, которая любила сидеть на подоконнике» стр.7 -9.

КВН «Колесо безопасности»

Чтение рассказа А. Иванов АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ «Как неразлучные друзья дом охраняли»

I I неделя

Зимние забавы. Ой ,как скользко!

Формировать основу безопасности собственной жизни при неблагоприятных погодных условиях –гололедице. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части представлений о возможны опасных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения ,правил поведения в стандартных опасных ситуациях.

Иллюстрации различных ситуаций. Просмотр ИКТ «Осторожно лед!»

Чтение рассказа «СТО бед и золотая рыбка»

Ширма «Зимние опасности на дорогах».

Чтение сказки подсказки Т.А Шорыгина «Волшебные вороны» стр.99 -102

I II неделя

Безопасное поведение на улице в зимний период.

Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения во время зимних игр. Развивать способности у детей к предотвращению возможной опасности Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Развивать интерес к собственной безопасно.

Просмотр ИКТ

Совместная экскурсия с родителями по улице Красноармейская.

Чтение рассказа «Новые приключения СТО беда» (катание с горок)

IV неделя

Ценности здоровья.

Формирование у детей ценности здоровья. Продолжать формировать у детей представления об эмоциональном и физическом комфорте; продолжать формировать у детей осознанный подход к питанию; закрепить знания о витаминах закрепить знания о культурно – гигиенических навыках; развивать осознанное представление о правилах безопасного поведения, что является залогом сохранения здоровья.

Дид\ игра «Полезные продукты для силы и ума».

Развлечение «Путешествие в страну здоровья».

Чтение сказки Т.А Шорыгина «Зарядка и простуда» стр.21 -24.

ФЕВРАЛЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Береги нос в большой мороз.

Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми руками. Напомнить, что в сильный мороз может предостерегать опасность обморожения. Учить заботится о своей безопасности, предупредить несчастный случай .

Сюжетная картина. Проведение опыта с мокрой тряпочкой, как она приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.

Рекомендации «При обморожении зимой»

Чтение стихов

I I неделя

Микробы и вирусы.

Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы и вирусы). Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных заболеваниях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что следует заботится не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих . Уроки дедушки Коли «О чем напоминала бабушка», «Дорогое украшение», Задержать «Коварный десант», «Микробы на капельках». Стр.77 -80 М.А Фисенко.

Чтение рассказа «Как СТО бед хотел убить микробов, а сам заболел»

Распространение буклетов «Как победить вирус?».

Чтение сказки Л.Н Вахрушева «Почему у мышонка заболел живот?» стр.30 -32

I II неделя

Витамины и здоровый организм.

Закрепить знания детей о правильном питании, уточнить понятия витамины, закрепить знания о витаминах. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Просмотр ИКТ «Что такое ВИТАМИНЫ?»

Профилактика –применение в пищу чеснока ,лука ,лимоны.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Чудесные таблетки».

IV неделя

Безопасность на льду

Закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на льду водоемов. Воспитывать осторожность и осмотрительность к опасным ситуациям и по возможности правильно действовать. Закрепить знания о правилах безопасности в природе в зимнее время. Формировать умение оказывать первую помощь. Способствовать развитию осторожности.

Просмотр ИКТ «Детский каток»

Распространение буклетов

Чтение рассказа –ситуации «Зима» стр.36 _38 М.А Фисенко

МАРТ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Почему на крыше сосульки?

Сход снежной лавины.

Дать детям знание о том, как образуются сосульки и чем они опасны. Учить избегать травм в период образования сосулек и снега на крышах домов, уметь предвидеть опасность. Воспитывать у детей заботу о своем здоровье и здоровье других людей.

Иллюстрации с различными ситуациями (Если падает сосулька с крыш – травма, Если лизать – ангина)

Рекомендации статьи в информационно-педагогическом журнале «Журавлик»

Чтение сказки Л.Н Вахрушева «Почему на крыше сосульки?» стр.51

I I неделя

«Внимание ледоход»

Познакомить детей с правилами поведения у воды, с правилами оказания помощи пострадавшим; закрепить знания детей о том, какую опасность несет вода, если не соблюдать определенные правила.

Беседа «Весна. Осторожно - ледоход!». Просмотр ИКТ

Рекомендации статьи в информационно-педагогическом журнале «Журавлик»

Чтение рассказа «ПРОСТОБЕДА»

I II неделя

Правила поведения на участке д\Сада или на детской площадке.

Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на детских площадках. Добиваться от детей самоконтроля, сдерживать себя и прислушиваться. Согласовывать свои действия с действиями партнера.

Просмотр ИКТ

Распространение буклетов «Безопасные игры на площадках»

Чтение рассказа «СТО бед качается на качелях»

IV неделя

Экскурсия на строительную площадку

знакомство детей со строительными профессиями: каменщик,

сварщик, крановщик, штукатур, монтажник, бетонщик, водитель, прораб;

- знакомство с содержанием труда рабочих;

- наблюдение за работой строительной спецтехники;

- наблюдение за процессом строительства дома;

- помощь в формировании вывода о пользе работы строителей для людей;

- формирование знаний об опасностях на строительных работах.

Просмотр ИКТ

Просмотр ИКТ на собрании

Чтение рассказа «ПРОСТОБЕДА», «Как стобед играл на стройке»

АПРЕЛЬ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Правила маленького пешехода

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающей мире. Воспитывать чувство ответственности.

Серия наглядно –дидактического пособия «Правила маленького пешехода»

Чтение рассказа В. Осеева «Девочка с куклой».

Распространение буклетов «Красный ,желтый ,зеленый».

Чтение сказки подсказки Т.А. Шорыгина «Волшебный мяч» стр.86 -89.

I I неделя

Осторожно, ядовитые грибы и ягоды!

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми, научить различать их и правильно называть. Соблюдать правила поведения на природе.

Чтение рассказа «Наказание за незнание» стр.58 – 60 Н. Коростелев М.А. Фисенко.

Выпуск ширмы «Осторожно ядовитые грибы и ягоды»

Чтение сказки подсказки Т.А. Шорыгина «Советы лесной Мышки» стр.109 -112.

I II неделя

Ситуативный разговор «Если на улице гроза?».

Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью и возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.

ИКТ просмотр «Правила поведения во время грозы и шквального ветра»

Выпуск ширмы «Если на улице гроза». Совместные рисунки с детьми на данную тему.

Загадывание загадок.

IV неделя

Безопасность на дорогах. Я –велосипедист.

Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Иллюстрации, на которых изображены различные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде.

Выпуск ширмы «Правила для водителей детского транспорта»

Чтение стихотворения Г. Шалаева, Н Иванова «История про Андрейку».стр.40Е В Баринова «Улица, транспорт, дорога»

МАЙ

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Работа с родителями

Чтение литературы

I неделя

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.

Продолжать закреплять знания дорожных знаков. Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Систематизировать знания о дорожных знаках, об их значении. Развивать интерес к изучению ПДД, навыков их соблюдения в роли пешеходов и пассажиров. Воспитывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Костюм светофора, разрезные дорожные знаки.

Д\ и «Колесо безопасности».

Викторина «Как бы вы поступили».

«Колесо безопасности».

Загадывание загадок, чтение стихов.

I I неделя

Если ребенок потерялся?

Уточнить знания детей о своем городе. Формировать знания детей о «чужих» и «своих». Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью. Закрепить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение ориентиры, которые помогут найти место жительства.

Ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации?».

С \Р игра «Полиция» -учить правильно вести себя на улице, когда остаются одни ;Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми

Чтение стихотворения В. Жак «Убегун». Е.В. Баринова «Улица, дорога, транспорт».

Выпуск ширмы «Если ты потерялся».

Буклеты «Как вести себя в трудной ситуации».

Чтение рассказа Э. Успенского «Про Веру и Анфису» ,стрю32 -33

Е.В Баринова «Улица ,дорога ,транспорт».

I II неделя

Уводы, на воде, в воде.

Расширять представления детей о некоторых видах опасных ситуаций для окружающего мира природы (загрязнение воды). Формировать способность осознавать последствия действий людей по отношению к окружающей среде. Развивать умение делать выводы на основе опытно -экспериментальной деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Формирование предпосылок экологического сознания детей путем моделирования про проблемных ситуаций.

ИКТ просмотр фильма «Поведение у воды, на воде».

Чтение рассказа –ситуации «Как Владик с Катей ходили купаться» стр.33 -34

Распространение буклетов «Вот оно, какое лето!»

Чтение сказки – подсказки Т.А Шорыгина «Золотая рыбка» , «Добрая Ивушка» стр.91 -97.

IV неделя

В гости к солнечному лету!

Закрепить знания, умения и навыки детей ,полученные на занятиях по ОБЖ ;учить использовать их в моделированных ситуациях; развивать внимание, память ,наблюдательность воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Чтение рассказа «Как СТО бед бросил бутылку и что из этого вышло».

Просмотр ИКТ «Безопасность на в природе и на воде»

Распространение журнала «Безопасность детей в летний период»

Чтение рассказа А.Иванов АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ «Как неразлучные друзья в воде не тонули»

Чтение сказки Т.А Шорыгина «На лесной тропинке» стр.59 -63

.

Список используемой литературы:

1.Баринова Е.В. «Улица ,транспорт ,дорога .Безопасность малышей». Ростов – на – Дону .Феникс 2013 .

2.Вахрушева Л.Н .«Познавательные сказки для детей» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2011 .

3.Детская энциклопедия "Помоги себе и другим". под редакцией первого заместителя министра МЧС России Ю. Л. Воробьева.

4.Закон Российской Федерации " Об образовании".

5..Иванов А.«Азбука безопасности» АСТ пресс1996 .

6.Конвенция о правах ребенка.

7.КончанскаяИ.Б.«Полезные сказки» Издательство «ТЦ СФЕРА»2015

8.Манакова М.«Уроки малышам .Правила безопасности .Издательский дом «Проф –Пресс» Ростов – на –Дону 2013 .

9.Нефедова Е.«Бытовые электроприборы .Какие они?» Москва 2004 .

10.Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",Р.Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. к использованию в работе с детьми.

11.Рубрика журнала «Здоровье» 1978г. «Рассказы «Про СТОбеда».

12.Фисенко М.А.«ОБЖ подготовительная группа» Разработка занятий .КОРИФЕЙ Волгоград2007

13.Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей .Казань 2011 .

14.Шорыгина Т.А.«Беседы о пожарной безопасности» Творческий Центр Москва 2008 .

15.Шорыгина Т.А.«Беседы о здоровье» Творческий Центр Москва 2008 .

16..ШорыгинаТ.А «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет» Творческий Центр Москва 2008 .

17. Шорыгина Т.А.«Безопасные сказки» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей второй группы раннего возраста на 2022-2023 учебный год «Ребёнок и безопасность»

       В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких дет...

Конспект познавательной беседы По социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности) для детей подготовительной группы детского сада «В гостях у светофора»

Конспект познавательной беседыПо социально-коммуникативному развитию(формирование основ безопасности жизнедеятельности)для детей подготовительной группы детского сада«В гостях у светофора»...

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочка»

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочк...

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...