Методическая разработка «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа)
«Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
«Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель
Баженова О.В.
Р.п. Мучкапский
2025 год
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона.
При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, снегокат, ролики).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Цель: Создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах проезжей части и транспорте.
Задачи: 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Образовательная деятельность по данной проблеме проходит в разных формах:
- на специально организуемых занятиях (различных типов); - в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, словесных, театрализованных, творческих, подвижных);
- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному переходу);
- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);
- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок)
Кроме этого, широко используется:
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, картин;
-моделирование дорожных ситуаций;
-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;
-художественно-творческая деятельность детей.
И в заключении хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно- педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения
Месяц | Тема | Цель, задачи | Форма проведения |
Сентябрь | «Знакомство с улицей» | Познакомить детей с улицей её основными частями, особенностями, закрепить умение называть и показывать проезжую часть, тротуар, вспомнить правила поведения на улице | Беседы по теме, рассматривание иллюстраций по теме «Улица», чтение стихов, загадок, художественных произведений, дидактические игры: «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «Собери картинку из частей», |
Октябрь | «Такой разный транспорт» | Формировать знания детей о транспортных средствах различного назначения (грузовой, легковой, пассажирский) и его отличиях, уметь его классифицировать. Воспитание уважительного отношения к труду водителей, правилам взаимоуважения на дороге. | Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом, рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта, рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседы, раскрашивание трафаретов различного транспорта, конструирование машин из строительного материала; д/и «Собери машину», «Наша улица». |
Ноябрь | «Улица полна неожиданностей» | Формирование основ безопасности детей в дорожном движении. | Беседы с детьми о правилах дорожного движения, просмотр презентации о ПДД, мультфильмов по теме, отгадывание загадок. |
Декабрь | «Знай и выполняй правила уличного движения» | Закреплять знания правил уличного движения | Дидактические игры «Наша улица», «Разрешается, запрещается», «Мы пешеходы», строительная игра «Улицы поселка» |
Январь | «Поведение в общественном транспорте» | Формирование у детей основ безопасного поведения в общественном транспорте. | Чтение «Уроки вежливости», беседы о правилах поведения в общественном транспорте, сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем…», дидактическая игра «Сложи по форме и цвету», |
Февраль | «Светофор – наш друг» | Совершенствовать у детей представление о работе светофора, его сигналах, название красного, желтого и зеленых цветов. | Изготовление макета «Светофор», беседы с рассматриванием иллюстраций, подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый»; д/и «Найди лишнее», «Собери светофор». |
Март | «Страна дорожных знаков» | Познакомить с предупреждающими, запрещающими и указательными знаками, формировать умение различать их, узнавать на картинках, дороге. | Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание дорожных знаков на картинках, игра «Собери знак», «Кто больше найдет и назовет дорожных знаков», «Собери картинку» и др. |
Апрель | «Опасности при играх во дворе» | В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь; обсудить опасные ситуации и научить детей предвидеть и по возможности избегать их | Игра «Оцени поступок», «Теремок», игровые ситуации «Научи лисёнка играть во дворе» |
Май | «Незнайка в гостях у знатоков ПДД» | Расширение и углубление знаний детей по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения. | Развлечение «Незнайка в гостях у ребят» |
Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
«Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать
логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного
поведения детей на дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.
«Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию
узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.
«Светофор»
Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Ход игры: Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры: На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
«По дороге»
Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.
Ход игры: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового 40 транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называют их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
«Подбери знак»
Цель: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.
Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.
Ход игры: Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.
«Подумай-отгадай»
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель) - Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Подвижные игры по ПДД
Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от
каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки
быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам,
огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по
счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие
держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель»)
возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать
сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную
остановку.
Игра «Автоинспектор и водители»
В игре участвуют 5-6 человек.
На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий,
означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины
(стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются
талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной
стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками
дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки
прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает
водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что
предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не
сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок
прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте.
Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель,
прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором,
автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители
получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.
Игра «Будь внимательным!»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и
внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По
сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по
сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель
трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают
свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного
пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на
противоположной стороне зала.
«Я грамотный пешеход»
Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры: Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.
Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета
светофора.
Регулировщик показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т.п.
Игра «Гараж»
Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки
машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков –
машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть
на 5-8 меньше числа играющих. Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.
Игра «Грузовики»
Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это
грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого
положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать
так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот
мешочек.
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик
дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося
при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий
сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например, улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры
Конспект занятия по ПДД в детском саду в старшей группе
«Правила езды на велосипеде»
Цель: формирование культуры поведения на дорогах;
Задачи: учить различать дорожные знаки; учить определять места для игр и катания на велосипеде; познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.
Материал: карточки со знаками дорожного движения; плакаты,
иллюстрирующие правила передвижения на велосипеде.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель.
Когда-то, когда вы были совсем маленькими, вы учились
ходить, разговаривать, кушать. Теперь, когда вы подросли, вам нужно
научиться правильно вести себя в мире дорог и машин. Надо уметь
пользоваться удобствами, которые создает этот мир, и избегать опасностей,
которые в нем подстерегают. Чтобы жить безопасно в мире машин, нужно
знать правила поведения в этом мире. Ведь поведение, которое дома кажется
вполне нормальным и безопасным, в мире машин может привести к
тяжелому ранению или гибели человека. Давайте посмотрим, какие
возможны неприятные случаи и как их можно избежать.
Воспитатель.
А теперь давайте обсудим правила поведения на улицах.
Правило 1.
Переходить проезжую часть можно только по пешеходному
переходу. Он обозначается специальным знаком — «Пешеходный переход»
(показывает карточку).
Что такое переход?
Это знает каждый кот!
Уважают эти знаки
Даже кошки и собаки!
Правило 2.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень
спешишь или тебя зовет твой друг). Перед дорогой обязательно остановись и
осмотрись по сторонам.
Правило 3.
Нельзя играть на проезжей части и даже на тротуаре. Такие игры
могут привести к несчастью. Скажет каждый постовой: «Не играй на
мостовой!»
Воспитатель.
А теперь слушайте загадку.
День рожденья у меня — подарили мне коня.
Замечательный какой, голубой-приголубой!
Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.
Жаль вот только, гривы нет. Что за конь? (Велосипед.)
Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. Оказывается, для езды
на велосипеде тоже есть свои правила безопасности. Для того чтобы их
понять, посмотрите на плакаты.
Правило 1. Не катайся в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Даже если катаешься во дворе, будь предельно внимательным.
Правило 2. Никогда не надейся на то, что водитель автотранспорта тебя
заметит. Позаботься о себе сам
Правило 3. Никогда не шали на дороге, цепляясь за бамперы автомобилей. Может произойти непоправимое.
Правило 4. Не переезжай проезжую часть на велосипеде, а переходи ее по пешеходному переходу, придерживая велосипед за руль.
А какие же дорожные знаки помогут вам без опаски и с уверенностью ездить
на велосипеде? Как вы думаете, ребята? Выберите их среди знаков на стенде.
Дети рассматривают знаки и выбирают три из них: «Велосипедная дорожка»,
«Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах
запрещено». Педагог подробно рассказывает о назначении каждого
знака.
Проводится сюжетная игра. Ребята по своему усмотрению расставляют
знаки дорожного движения по группе. Кто-то становится «пешеходом»,
кто-то «велосипедистом», а кто-то «водителем автомобиля». По сигналу
педагога начинается движение. Дети комментируют свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального развлечения для детей по правилам дорожного движения «Незнайка на улице» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект музыкального развлечения для детей по правилам дорожного движения «Незнайка на улице» Для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий квест-игры по правилам дорожного движения «В поисках светофора» для детей старшего дошкольного возраста
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, ...
Конспект театрализованной постановки по правилам дорожного движения «Дорога к теремку» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге через театрализованную деятельность. З...

Методическая разработка «Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка «Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста....

«Правила дорожные знать каждому положено» Методическое пособие по изучению правил дорожного движения для педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Методическое пособиепо познавательному и социально – коммуникативному развитиюпо изучению правил дорожного движениядля педагогической работыс детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка «Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Правила дорожного движения" (альбом с заданиями для детей младшего дошкольного возраста)
С самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Для формирования и закреплении представлений особая роль отводится...