Дидактическая игра "Сказочная Безопасность"
методическая разработка по обж (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26» (МАДОУ «Детский сад № 26»)
Дидактическое пособие по формировании основ безопасности
в общении с незнакомыми людьми у детей старшего
дошкольного возраста
«Сказочная безопасность»
Изготовили воспитатели:
Андриянова З.Н
Федотова В.В
г. Верхняя Пышма 2025 г.
Пояснительная записка
Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
А.Н.Толстой
Устное народное творчество в жизни ребенка, имеет огромное значение, ведь язык сказки понятен малышу и позволяет доступно объяснить, что такое добро и зло, о взаимосвязи человека и природы, человеческих отношений.
Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки. И не просто их читать, а обсуждать!
Данное пособие формирует у детей представление о добре и зле, дает понятие, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло, показывает возможность несовпадения внешности сказочных героев и их поступков. Обобщает знания ребят о правилах поведения с незнакомыми людьми.
«Сказочная безопасность» - это замечательное, универсальное пособие, которое можно использовать уже со второй младшей группы. Сама книга, герои сказок, декорация изготовлены из цветных иллюстраций. Герои сказок, прикрепляются на липучки. Дидактическое пособие «Книга сказок своими руками «Сказочная безопасность» представляет собой папку-раскладушку.
Данный материал подходит как для индивидуальной, самостоятельной, так и для совместной деятельности детей и воспитателя в детском саду.
Материал будет полезен не только для воспитателей, детей, но и для родителей.
Целью данного пособия является воспитание основ безопасности жизни на примере героев сказок.
Задачи:
Образовательная. На примере героев сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Развивающая. Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение.
Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательная. Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности. Формировать понятия: добро и зло.
Материалы по изготовлению дидактического пособия: цветное иллюстрированное поле по сказкам, герои сказок, изготовленные из фетра, карточки, липучки, лента, клей.
Пособие многофункционально, просто в изготовлении, не требует больших финансовых затрат, удобно в использовании одновременно с группой детей, обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, обладает дидактическими свойствами, вариативно, является ярким элементом предметно – развивающей среды и будет полезно в практике любого педагога дошкольного образовательного учреждения.
Содержание методического материала.
Данное пособие состоит из пяти сказок, таких как: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Для каждой сказки свои герои и иллюстрация, таким образом, дети легко запоминают названия сказок, персонажей и на каких страницах они живут.
Книгу можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми героями и атрибутами. После того, как дети запомнят все иллюстрации, персонажи сказок, можно вводить различные дидактические, словесные, развивающие игры. Преимущество пособия заключается в том, что наборы включают множество вариантов занятий с детьми. С ним можно рассказывать сказки и играть в десятки индивидуальных и групповых игр.
Варианты игры:
«Как бы ты поступил?»
Задача: Закрепить умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми. Материал: игровое поле по сказке «Кот петух и лиса», фишки.
Ход игры: игроки рассказывают сказку и на игровом поле создают иллюстрированные типичные опасные ситуации с героями сказок:
•лиса уговаривает петушка пойти с ней, обещая показать что-то интересное, предлагает зернышки;
•лиса украла петушка и несет в лес;
•петушок в лесу у лисы в домике и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.
«Оцени поступок»
Задача: С помощью сказок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: игровое поле сказки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает игровое поле со сказкой. Дети должны рассказать сказку, и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди:
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Задача: Обучать детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Игровое поле со сказкой.
Ход. Дети рассказывают сказку, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Научись послушанию»
Задача: Развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть
осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.
Ход. Вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.
Выберите сказочного героя. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.
Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде: «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»; «Три поросёнка»;
Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет
поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
Задача: Учить правилам действий в данной ситуации.
Материал: игровое поле со сказкой.
• Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
• Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, как бы он не уговаривал и что бы не предлагал.
• Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не надо.
• Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку и пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи и зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
• О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
Ожидаемые результат:
Дети научатся оценивать поступки героев сказок и соизмерять правильность своих поступков.
У детей появится более глубокий интерес к сказкам не только к пониманию действий героев, но и понимания со стороны безопасности этих действий.
У ребят и взрослых появятся общие интересы, темы для общения, близкие отношения не только дома, но и в стенах детского сада.
Пополнится словарный запас детей. Дети будут чаще и с удовольствием повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из знакомых сказок, договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы, рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя, называть сказку, прослушав отрывок из нее, развивать коммуникационные навыки в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

электронно дидактическая игра "Безопасность дома и на улице"
Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира;Формирование осторожного и осмотрительного отношения потенциально опасным для человека и окружающего мир...

Сборник дидактических игр "Безопасность в быту"
В сборнике представлен комплекс дидактических игр по ОБЖ...
Картотека дидактических игр "Безопасность в быту"
Представлены дидактические игры на тему безопасности в быту...

Электронно-дидактическая игра «Безопасность дома и на улице»
Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения дома и на улице....

Дидактическая игра:"Безопасность в городе"
Данное методическое пособие разработано с учетом возрастных интересов и потребностей дошкольников. Включает в себя две настольные игры - бродилки с алгоритмами действий. Игра апробирована и получила в...

Дидактическая игра «Безопасное детство»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности....
Картотека "Дидактические игры безопасность в быту"
закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи....



