Педагогический кейс по обучению безопасному поведению дошкольников на дороге
материал по обж
Описание ситуаций по дорожной безопасности и пути решения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению дошкольников на дороге
Обучающая ситуация 1
Представьте себе девочку Алину, которая ходит в детский сад. Однажды утром мама разрешила ей самостоятельно перейти дорогу возле дома — идти недалеко, всего лишь до ближайшего магазина «Кондитерский дом», в котором Алина очень хочет купить любимое пирожное.
1 компонент
Описание ситуации:
Алина выходит из подъезда своего дома. Дорога широкая, оживлённая, много автомобилей ездит туда-сюда. Рядом нет ни мамы, ни взрослых, которые могли бы подсказать, как правильно поступить. Девочка оглядывается по сторонам и видит две возможные дороги перехода улицы:
Вариант А: перекрёсток со светофором находится далеко впереди, рядом большая клумба, немного мешает обзору пешеходов.
Вариант Б: недалеко есть небольшой переход прямо перед домом, там почти никто не переходит улицу, знаков никаких нет, водители едут быстро, машины часто пролетают близко друг к другу.
Алина хочет скорее добраться до магазина, поэтому выбирает вариант быстрее.
Контрольный вопрос:
«Какой маршрут лучше выбрать девочке Алине, чтобы безопасно дойти до магазина?»
2 компонент
Верные средства применения:
- Перейти дорогу только на зелёный сигнал светофора.
- Использовать регулируемый перекрёсток даже если он находится дальше.
- Посмотреть сначала направо, потом налево и убедиться, что нет
приближающихся транспортных средств.
- Всегда внимательно смотреть на знаки дорожного движения и следовать
правилам поведения на улице.
Ошибочные средства применения:
- Переходить дорогу сразу, не обращая внимания на сигналы светофора.
- Переходить вне специально обозначенных мест («забегая», нарушая
правила).
- Быстро перебегать дорогу между машинами, надеясь успеть раньше
транспорта.
- Идти наперекор движущемуся транспорту, думая, что автомобили
остановятся сами собой.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: Алина решает пройти чуть больше метров вперёд и воспользоваться регулируемым перекрёстком со светофором. Когда загорится зелёный свет, девочка спокойно перейдёт дорогу, убедившись, что поблизости нет приближающегося транспорта.
Вывод:
Переходя дорогу, важно соблюдать безопасность, выбирать правильные места для пересечения улиц и следовать дорожным знакам и сигналам светофора.
Рекомендации педагогам и родителям: при обучении детей дошкольного возраста основам безопасного передвижения важно постоянно повторять правила безопасности на дорогах, показывать пример правильного поведения взрослым, играть в ролевые игры, имитируя реальные жизненные ситуации. Это позволит детям легче усваивать необходимые знания и применять их на практике.
Обучающая ситуация 2
Перекрёсток с нерегулируемым пешеходным переходом
Описание ситуации: Миша идёт домой из детского сада вместе с мамой. По пути им встречается перекрёсток с пешеходным переходом, но светофора там нет. Мама останавливается перед дорогой, смотрит сначала направо, потом налево и переходит дорогу быстро и осторожно. Она объясняет Мише, почему важно смотреть по сторонам даже тогда, когда рядом нет светофоров.
Контрольный вопрос: почему мама остановилась перед дорогой?
2 компонент
Верные средства применения:
- Чтобы убедиться в безопасности перехода — она должна была проверить
отсутствие приближающихся машин.
- Для оценки дорожной обстановки — посмотреть, свободна ли дорога для
безопасного пересечения.
- Потому что переход нерегулируемый — отсутствие светофора требует
особой осторожности и внимательности.
- Следуя правилам дорожного движения — согласно ПДД, перед
нерегулируемым пешеходным переходом водитель обязан уступить дорогу пешеходам, но сам пешеход также должен удостовериться в своей безопасности.
Ошибочные средства применения:
- Бежать сразу на другую сторону дороги, не глядя по сторонам.
- Она устала идти пешком — остановка связана исключительно с проверкой
дороги, а не отдыхом.
- Решила сделать фото перекрестка — задача мамы — обеспечить
безопасность ребенка, а не фотографирование местности.
- Ожидает друга, который обещал подойти сюда — встреча друзей не
является причиной остановки именно перед дорогой.
- Просто решила постоять немного и подумать — сознательное поведение
взрослого направлено на обеспечение безопасности, а не размышлениях вне контекста передвижения.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: Мама остановилась перед дорогой, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть слева и справа, убедиться в отсутствии движущихся автомобилей и спокойно перейти улицу вместе с ребенком.
Вывод: всегда смотри по сторонам перед переходом улицы, особенно если нет светофора.
Рекомендации: при обучении детей правилам поведения на дороге акцентируйте внимание на следующем:
- Всегда смотрите по сторонам перед переходом улицы, особенно если нет светофора.
- Научитесь оценивать расстояние до автомобиля и скорость его движения.
- Переходите дорогу уверенно, но аккуратно, соблюдая правила дорожного движения.
- Объясняйте детям важность соблюдения правил, демонстрируя личный пример правильного поведения на дорогах.
Обучающая ситуация 3
Переход дороги по зелёному сигналу светофора
Описание ситуации: Настя гуляла с папой возле дома. Они подошли к регулируемому пешеходному переходу. Папа дождался зелёного сигнала светофора и начал переходить дорогу, держа Настю за руку. А стоящая рядом девочка побежала раньше, пока ещё горел красный свет.
Контрольный вопрос: что сделал папа правильно, а девочка неправильно?
2 компонент
Верные средства применения:
- Правильно: Папа дождался зеленого сигнала светофора и перешел дорогу
безопасно.
Неправильно: Девочка перешла дорогу на красный сигнал светофора, нарушив правила дорожного движения.
- Правильно: Папа придерживался правил дорожного движения, обеспечивая
безопасность дочери.
Неправильно: Девочка проигнорировала сигналы светофора, рискуя попасть в опасную ситуацию.
- Правильно: Папа продемонстрировал правильное поведение ребенку,
показывая, как надо поступать на переходе.
Неправильно: Девочка показала небезопасный пример другим детям и подверглась риску аварии.
- Правильно: Папа пересекал дорогу, крепко держа дочь за руку, обеспечив
дополнительную защиту.
Неправильно: Девочка самостоятельно выбежала на дорогу, лишившись поддержки взрослых.
Ошибочные средства применения:
- Верная часть: Папа показал хороший пример своим поведением.
Ошибка: потому что девочка специально хотела показать свою смелость.
- Верная часть: Папа действовал осознанно и предусмотрительно.
Ошибка: Девочка бежала быстрее всех, потому что торопилась.
- Верная часть: Папа заботился о безопасности семьи.
Ошибка: Девочку никто не учил соблюдать правила дорожного движения.
- Верная часть: Папа поступил разумно и осмотрительно.
Ошибка: Девочке было скучно ждать зеленый сигнал светофора.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: Папа поступал правильно, ожидая разрешающий сигнал светофора и поддерживая ребёнка за руку, что обеспечивает её безопасность. Девочка же поступила неверно, перейдя дорогу на запрещающий сигнал светофора, создавая угрозу своему здоровью и жизни.
Вывод: нельзя начинать движение на красный свет — только на зелёный!
Рекомендации: обучайте детей следующим важным аспектам поведения на дорогах:
- Обязательно следуйте сигналам светофора: нельзя начинать движение на красный свет.
- Учите уважению правил дорожного движения, объясняя последствия нарушений.
- Показывайте правильный пример собственным поведением: взрослые являются образцом для подражания.
- Используйте любую возможность, чтобы объяснить ребёнку принципы безопасной ходьбы по улицам города.
Обучающая ситуация 4
Игра вблизи дороги
Описание ситуации: Петя играл мячом около своего двора. Мяч случайно закатился на проезжую часть. Мальчик побежал за ним прямо посреди дороги, хотя машины двигались совсем близко.
Контрольный вопрос: как поступил бы мальчик правильно, если бы увидел, что мяч оказался на дороге?
2 компонент
Верные средства применения:
- Осторожность и оценка риска: подождать, пока поток машин прекратится,
и убедиться, что дорога абсолютно пуста.
- Использование взрослого помощника: позвать взрослого члена семьи или
другого доверенного взрослого, чтобы тот помог достать мяч.
- Применение здравого смысла: понять, что жизнь важнее мяча, и оставить
игрушку на дороге, сообщив взрослым о случившемся инциденте.
- Соблюдение правил дорожного движения: никогда не перебегать дорогу
без должной проверки отсутствия транспорта и наличия разрешенного места для перехода.
Ошибочные средства применения:
- Игнорирование опасности: бежать сразу за мячом, несмотря на близкое
расположение машин.
- Рискованный маневр: быстро пробежать между машинами, надеясь успеть
вернуться обратно до проезда транспортных средств.
- Безрассудство: отвлекаться на мяч и игнорировать возможные угрозы,
такие как шум транспорта или ограниченную видимость водителей.
- Негативное влияние сверстников: следовать примеру сверстника, который
бросился за мячом первым, считая такое поведение нормальным.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: Петя поступил бы правильно, если бы остановился, подождал полного прекращения движения транспорта и убедился, что поблизости нет опасных ситуаций, прежде чем забрать мяч с дороги. Или остановился чтобы позвать кого-то из взрослых, которые помогли достать мяч.
Вывод: никогда не бегайте за игрушками на дорогу самостоятельно!
Рекомендации: объясните детям следующие важные моменты относительно игры вблизи дорог:
- Нельзя бежать за мячом или любым предметом на проезжую часть, если машина движется неподалеку.
- Лучше попросить помощи у взрослых, если предмет оказался на дороге.
- Важно понимать ценность собственной жизни и здоровья и ставить их превыше любых игрушек.
- Постоянно повторяйте детям, что игра возле проезжей части представляет серьёзную опасность.
Обучающая ситуация 5
Безопасная посадка в автобус
Описание ситуации: Коля шёл в детский сад утром и ждал автобуса на остановке. Когда автобус подъехал, мальчик попытался войти первым, толкаясь среди пассажиров. Однако воспитательница взяла Колю за руку и помогла ему сесть внутрь, показывая правильный способ посадки.
Контрольный вопрос: почему важно входить в транспорт аккуратно и терпеливо?
2 компонент
Верные средства применения:
- Безопасность: Аккуратная посадка предотвращает случайные падения и
травмы.
- Комфорт других пассажиров: Проявляя уважение к окружающим, мы
обеспечиваем комфорт всем людям, находящимся в транспорте.
- Пример для окружающих: Воспитанные дети показывают хорошие манеры
другим пассажирам, включая младших ребят.
- Соблюдение очередности: Входя в транспорт спокойно, ребенок
демонстрирует понимание важности порядка и уважения очереди.
Ошибочные средства применения:
- «Быстро войду и займу лучшее место»: это нарушение принципа
вежливости и комфорта других пассажиров.
- «Проще толкнуть кого-то слабее себя»: такое поведение ведет к
конфликтам и негативным последствиям.
- «Нужно спешить, иначе пропустишь очередь»: терпение и спокойствие
позволяют избежать неприятностей и неприятных ситуаций.
- «Другие тоже грубо входят, значит, и я могу»: Подобное мышление
формирует негативное отношение к нормам поведения и поощряет грубость.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: стоять спокойно и ожидать свою очередь, входя внутрь транспорта аккуратно.
Вывод: входить в общественный транспорт нужно бережно и терпеливо. Коля поступил бы правильно, если бы вошел в автобус спокойно, без попыток протолкнуться вперед, проявляя уважение к другим пассажирам и соблюдая нормы общественного этикета.
Рекомендации: педагоги и родители должны регулярно разъяснять детям:
- Правила входа и выхода из транспортного средства: не толкайся, входи спокойно и организованно.
- Уважительное отношение к старшим и помощь малышам.
- Важность соблюдения очередности и культурного поведения в общественных местах.
- Формирование правильных привычек позволяет формировать позитивное общественное сознание и культуру общения.
Обучающая ситуация 6
Игры на велосипедах вдали от дорог
Описание ситуации: у Лёши появился новый велосипед, и он решил покататься вокруг дома. Его друзья предложили поиграть рядом с проезжей частью, но Лёша вспомнил, что кататься можно только в специально отведённых местах. Вместе с друзьями он выбрал тихий дворик, где было достаточно пространства для безопасной езды.
Контрольный вопрос: почему опасно кататься на велосипеде рядом с автомобильными дорогами?
2 компонент
Верные средства применения:
- Высокий риск аварий: Велосипедисты часто становятся жертвами
столкновений с автомобилями, поскольку водители могут не заметить маленьких участников движения.
- Недостаточная защита: Велосипеды не оборудованы специальными
средствами защиты, такими как подушки безопасности или ремни, поэтому любое столкновение грозит серьезными травмами.
- Невнимательность водителей: Водители автомобилей иногда отвлекаются
на разговоры по телефону, музыку или внешние факторы, что увеличивает вероятность несчастных случаев.
- Отсутствие опыта вождения: Дети могут не уметь правильно управлять
велосипедом в условиях интенсивного автомобильного трафика, что повышает риски падений и повреждений.
- Кататься только на специальной площадке, в парке или дворе, где нет
автомобильного движения.
Ошибочные средства применения:
- «Машины ездят медленно»: скорость автомобилей зачастую намного выше
скорости велосипедистов, что создает условия для столкновения.
- «У меня хорошая реакция»: даже быстрая реакция не гарантирует
полную безопасность, учитывая размеры и вес автомобилей.
- «Друзья будут рядом»: присутствие товарищей не уменьшает опасность
нахождения рядом с транспортом, особенно если они сами ведут себя недостаточно осторожно.
- «Я знаю все правила дорожного движения»: несмотря на знание правил,
ситуация на дороге непредсказуема, и неожиданности могут привести к трагическим последствиям.
- Ехать на велосипеде вдоль проезжей части, рискуя попасть под машину.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: катаясь на велосипеде, лучше выбирать спокойные зоны вдали от автомобильных дорог, такие как парки, дворы или специальные велодорожки и следовать установленным правилам. Это позволит избежать ненужных рисков и обеспечит безопасную езду.
Вывод: Дети на велосипедах должны передвигаться только в безопасных местах.
Рекомендации: Родители должны контролировать, где играют дети на велосипедах, обеспечивая наличие площадок и маршрутов вдали от улиц с интенсивным движением.
Родителям рекомендуется учить детей следующему:
- Катайтесь на велосипеде только в специальных зонах, предназначенных для этого.
- Избегайте участков с оживленным движением автотранспорта.
- Надевайте защитную экипировку, такую как шлем, наколенники и перчатки.
- Перед поездкой проверьте исправность велосипеда, уделяя особое внимание тормозам и рулю.
- Объясняйте детям важность соблюдения правил дорожного движения и повышения уровня личной ответственности на дороге.
Обучающая ситуация 7
Соблюдение правил перехода через железнодорожные пути
Описание ситуации: Полина возвращалась домой с прогулки и заметила железную дорогу недалеко от её маршрута. Её бабушка сказала, что ходить по путям строго запрещено, и объяснила причины опасности такого поступка. Бабушка показала правильное место перехода — специальный мост над рельсами.
Контрольный вопрос: чем опасен самостоятельный переход железнодорожных путей?
2 компонент
Верные средства применения:
- Возможность столкнуться с поездом: Машинист поезда может не увидеть
человека вовремя из-за высокой скорости или ограниченной видимости.
- Опасность электрического поражения: Железнодорожные линии могут
находиться под высоким напряжением, и контакт с проводами приведет к смертельному исходу.
- Трудность своевременного реагирования: Человеку сложно оценить
реальную скорость приближающегося состава, и мгновенная реакция может оказаться недостаточной.
- Скользкость поверхности: Рельсы могут быть мокрыми или покрытыми
льдом, что делает передвижение опасным и увеличивает шансы поскользнуться и упасть.
- Перейти путь только в специальном месте (пешеходный мост, тоннель),
соблюдая знаки и предупреждающие сигналы.
Ошибочные средства применения:
- «Поезда идут редко»: независимо от частоты прохождения поездов,
каждая минута на железнодорожном полотне сопряжена с риском попадания под состав.
- «Легко услышать звук приближающего поезда»: современные составы
практически бесшумны, и звука может не хватить для своевременного предупреждения.
- «Железнодорожные пути хорошо освещены ночью»: освещение может
быть плохим, особенно на удаленных участках железной дороги, что затрудняет ориентацию и увеличивает риск происшествия.
- «Можно легко убежать от поезда»: время реакции ограничено, и бегство
не гарантирует спасение, особенно при большой скорости поезда.
- Идти по путям пешком, рискуя оказаться перед поездом.
3 компонент
Предполагаемое верное решение: самостоятельный переход железнодорожного полотна крайне опасен, так как влечет высокий риск смерти или тяжелых увечий. Безопаснее всего пользоваться предусмотренными сооружениями для перехода, такими как мосты или тоннели.
Вывод: Железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности, и их пересекают только в установленных местах.
Рекомендации: Взрослые должны объяснить ребенку, насколько серьёзны последствия нарушения правил безопасности при пересечении железнодорожного полотна и постоянно повторять детям следующие правила:
- Никогда не ходите по железнодорожным путям, независимо от обстоятельств.
- Пользуйтесь официально оборудованными местами для перехода через железнодорожные пути.
- Запрещено играть или отдыхать вблизи железнодорожных линий.
- Расскажите детям о последствиях несоблюдения этих правил и прививайте осознание личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасное поведение дошкольника на дорогах
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Безопасность жизнедеятельности стала одной из центральной проблем че...

Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге.
Игра «Найди свою вещь». В крупных городах, по статистике, наезд на пешеходов составляет более половины всех ДТП. Этому сопутствуют не только плохие погодные условия, но и отсутствие какой ...

Консультации для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге
Бег через дорогу – враг особенно зимойРешим будущие задачи сегодня!...

Опыт работы по безопасному поведению дошкольников на дорогах
Необходимость поиска наиболее эффективных путей в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной. В этой большой ...

методическая разработка "Совместная деятельность взрослого с ребенком по обучению безопасного поведения на железной дороге" (2 младшая группа - подготовительная)
Представленный материал поможет педагогам сформировать у детей дошколнього возраста знания о правилах поведения на железной дороге, предупредить несчстные случаи и травматизм на железной дороге....

Планирование совместной деятельности взрослого с ребенком дошкольного возраста по обучению безопасному поведению на железной дороге ( 2 младшая - подготовительная группа)
Методическая разработка по формированию знаний о правилах поведения у детей дошкольного возраста на железной дороге и железнодорожном транспорте.Цель разработки: профилактика детского травматизма...
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Помни, пешеход, про пешеходный переход!»
Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Применение соврем...
