Педагогический кейс по обучению безопасному поведению дошкольников на дороге
материал по обж

Гудимчик Елена Владимировна

Описание ситуаций по дорожной безопасности и пути решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению дошкольников на дороге

Обучающая ситуация 1

Представьте себе девочку Алину, которая ходит в детский сад. Однажды утром мама разрешила ей самостоятельно перейти дорогу возле дома — идти недалеко, всего лишь до ближайшего магазина «Кондитерский дом», в котором Алина очень хочет купить любимое пирожное.

1 компонент

Описание ситуации:

Алина выходит из подъезда своего дома. Дорога широкая, оживлённая, много автомобилей ездит туда-сюда. Рядом нет ни мамы, ни взрослых, которые могли бы подсказать, как правильно поступить. Девочка оглядывается по сторонам и видит две возможные дороги перехода улицы:

Вариант А: перекрёсток со светофором находится далеко впереди, рядом большая клумба, немного мешает обзору пешеходов.

Вариант Б: недалеко есть небольшой переход прямо перед домом, там почти никто не переходит улицу, знаков никаких нет, водители едут быстро, машины часто пролетают близко друг к другу.

Алина хочет скорее добраться до магазина, поэтому выбирает вариант быстрее.
Контрольный вопрос:

«Какой маршрут лучше выбрать девочке Алине, чтобы безопасно дойти до магазина?»

2 компонент

Верные средства применения:

  • Перейти дорогу только на зелёный сигнал светофора.
  • Использовать регулируемый перекрёсток даже если он находится дальше.
  • Посмотреть сначала направо, потом налево и убедиться, что нет

приближающихся транспортных средств.

  • Всегда внимательно смотреть на знаки дорожного движения и следовать

правилам поведения на улице.

Ошибочные средства применения:

  • Переходить дорогу сразу, не обращая внимания на сигналы светофора.
  • Переходить вне специально обозначенных мест («забегая», нарушая

правила).

  • Быстро перебегать дорогу между машинами, надеясь успеть раньше

транспорта.

  • Идти наперекор движущемуся транспорту, думая, что автомобили

остановятся сами собой.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: Алина решает пройти чуть больше метров вперёд и воспользоваться регулируемым перекрёстком со светофором. Когда загорится зелёный свет, девочка спокойно перейдёт дорогу, убедившись, что поблизости нет приближающегося транспорта.

Вывод:
Переходя дорогу, важно соблюдать безопасность, выбирать правильные места для пересечения улиц и следовать дорожным знакам и сигналам светофора.
Рекомендации педагогам и родителям: при обучении детей дошкольного возраста основам безопасного передвижения важно постоянно повторять правила безопасности на дорогах, показывать пример правильного поведения взрослым, играть в ролевые игры, имитируя реальные жизненные ситуации. Это позволит детям легче усваивать необходимые знания и применять их на практике.

Обучающая ситуация 2

Перекрёсток с нерегулируемым пешеходным переходом

Описание ситуации: Миша идёт домой из детского сада вместе с мамой. По пути им встречается перекрёсток с пешеходным переходом, но светофора там нет. Мама останавливается перед дорогой, смотрит сначала направо, потом налево и переходит дорогу быстро и осторожно. Она объясняет Мише, почему важно смотреть по сторонам даже тогда, когда рядом нет светофоров.

Контрольный вопрос: почему мама остановилась перед дорогой?

2 компонент

Верные средства применения:

  • Чтобы убедиться в безопасности перехода — она должна была проверить

отсутствие приближающихся машин.

  • Для оценки дорожной обстановки — посмотреть, свободна ли дорога для

безопасного пересечения.

  • Потому что переход нерегулируемый — отсутствие светофора требует

особой осторожности и внимательности.

  • Следуя правилам дорожного движения — согласно ПДД, перед

нерегулируемым пешеходным переходом водитель обязан уступить дорогу пешеходам, но сам пешеход также должен удостовериться в своей безопасности.

Ошибочные средства применения:

  • Бежать сразу на другую сторону дороги, не глядя по сторонам.
  • Она устала идти пешком — остановка связана исключительно с проверкой

дороги, а не отдыхом.

  • Решила сделать фото перекрестка — задача мамы — обеспечить

безопасность ребенка, а не фотографирование местности.

  • Ожидает друга, который обещал подойти сюда — встреча друзей не

является причиной остановки именно перед дорогой.

  • Просто решила постоять немного и подумать — сознательное поведение

взрослого направлено на обеспечение безопасности, а не размышлениях вне контекста передвижения.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: Мама остановилась перед дорогой, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть слева и справа, убедиться в отсутствии движущихся автомобилей и спокойно перейти улицу вместе с ребенком.

Вывод: всегда смотри по сторонам перед переходом улицы, особенно если нет светофора.

Рекомендации: при обучении детей правилам поведения на дороге акцентируйте внимание на следующем:

- Всегда смотрите по сторонам перед переходом улицы, особенно если нет светофора.

- Научитесь оценивать расстояние до автомобиля и скорость его движения.

- Переходите дорогу уверенно, но аккуратно, соблюдая правила дорожного движения.

- Объясняйте детям важность соблюдения правил, демонстрируя личный пример правильного поведения на дорогах.

Обучающая ситуация 3

Переход дороги по зелёному сигналу светофора

Описание ситуации: Настя гуляла с папой возле дома. Они подошли к регулируемому пешеходному переходу. Папа дождался зелёного сигнала светофора и начал переходить дорогу, держа Настю за руку. А стоящая рядом девочка побежала раньше, пока ещё горел красный свет.

Контрольный вопрос: что сделал папа правильно, а девочка неправильно?

2 компонент

Верные средства применения: 

  • Правильно: Папа дождался зеленого сигнала светофора и перешел дорогу

безопасно.

Неправильно: Девочка перешла дорогу на красный сигнал светофора, нарушив правила дорожного движения.

  • Правильно: Папа придерживался правил дорожного движения, обеспечивая

безопасность дочери.

Неправильно: Девочка проигнорировала сигналы светофора, рискуя попасть в опасную ситуацию.

  • Правильно: Папа продемонстрировал правильное поведение ребенку,

показывая, как надо поступать на переходе.

Неправильно: Девочка показала небезопасный пример другим детям и подверглась риску аварии.

  • Правильно: Папа пересекал дорогу, крепко держа дочь за руку, обеспечив

дополнительную защиту.

Неправильно: Девочка самостоятельно выбежала на дорогу, лишившись поддержки взрослых.

Ошибочные средства применения: 

  • Верная часть: Папа показал хороший пример своим поведением.

Ошибка: потому что девочка специально хотела показать свою смелость.

  • Верная часть: Папа действовал осознанно и предусмотрительно.

Ошибка: Девочка бежала быстрее всех, потому что торопилась.

  • Верная часть: Папа заботился о безопасности семьи.

Ошибка: Девочку никто не учил соблюдать правила дорожного движения.

  • Верная часть: Папа поступил разумно и осмотрительно.

Ошибка: Девочке было скучно ждать зеленый сигнал светофора.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: Папа поступал правильно, ожидая разрешающий сигнал светофора и поддерживая ребёнка за руку, что обеспечивает её безопасность. Девочка же поступила неверно, перейдя дорогу на запрещающий сигнал светофора, создавая угрозу своему здоровью и жизни.

Вывод: нельзя начинать движение на красный свет — только на зелёный!
Рекомендации:
 обучайте детей следующим важным аспектам поведения на дорогах:

- Обязательно следуйте сигналам светофора: нельзя начинать движение на красный свет.

- Учите уважению правил дорожного движения, объясняя последствия нарушений.

- Показывайте правильный пример собственным поведением: взрослые являются образцом для подражания.

- Используйте любую возможность, чтобы объяснить ребёнку принципы безопасной ходьбы по улицам города.

Обучающая ситуация 4

Игра вблизи дороги

Описание ситуации: Петя играл мячом около своего двора. Мяч случайно закатился на проезжую часть. Мальчик побежал за ним прямо посреди дороги, хотя машины двигались совсем близко.

Контрольный вопрос: как поступил бы мальчик правильно, если бы увидел, что мяч оказался на дороге?

2 компонент

Верные средства применения: 

  • Осторожность и оценка риска: подождать, пока поток машин прекратится,

и убедиться, что дорога абсолютно пуста.

  • Использование взрослого помощника: позвать взрослого члена семьи или

другого доверенного взрослого, чтобы тот помог достать мяч.

  • Применение здравого смысла: понять, что жизнь важнее мяча, и оставить

игрушку на дороге, сообщив взрослым о случившемся инциденте.

  • Соблюдение правил дорожного движения: никогда не перебегать дорогу

без должной проверки отсутствия транспорта и наличия разрешенного места для перехода.

Ошибочные средства применения: 

  • Игнорирование опасности: бежать сразу за мячом, несмотря на близкое

расположение машин.

  • Рискованный маневр: быстро пробежать между машинами, надеясь успеть

вернуться обратно до проезда транспортных средств.

  • Безрассудство: отвлекаться на мяч и игнорировать возможные угрозы,

такие как шум транспорта или ограниченную видимость водителей.

  • Негативное влияние сверстников: следовать примеру сверстника, который

бросился за мячом первым, считая такое поведение нормальным.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: Петя поступил бы правильно, если бы остановился, подождал полного прекращения движения транспорта и убедился, что поблизости нет опасных ситуаций, прежде чем забрать мяч с дороги. Или остановился чтобы позвать кого-то из взрослых, которые помогли достать мяч.

Вывод: никогда не бегайте за игрушками на дорогу самостоятельно!
Рекомендации:
 объясните детям следующие важные моменты относительно игры вблизи дорог:

- Нельзя бежать за мячом или любым предметом на проезжую часть, если машина движется неподалеку.

- Лучше попросить помощи у взрослых, если предмет оказался на дороге.

- Важно понимать ценность собственной жизни и здоровья и ставить их превыше любых игрушек.

- Постоянно повторяйте детям, что игра возле проезжей части представляет серьёзную опасность.

Обучающая ситуация 5

Безопасная посадка в автобус

Описание ситуации: Коля шёл в детский сад утром и ждал автобуса на остановке. Когда автобус подъехал, мальчик попытался войти первым, толкаясь среди пассажиров. Однако воспитательница взяла Колю за руку и помогла ему сесть внутрь, показывая правильный способ посадки.

Контрольный вопрос: почему важно входить в транспорт аккуратно и терпеливо?

2 компонент

Верные средства применения:

  • Безопасность: Аккуратная посадка предотвращает случайные падения и

травмы.

  • Комфорт других пассажиров: Проявляя уважение к окружающим, мы

обеспечиваем комфорт всем людям, находящимся в транспорте.

  • Пример для окружающих: Воспитанные дети показывают хорошие манеры

другим пассажирам, включая младших ребят.

  • Соблюдение очередности: Входя в транспорт спокойно, ребенок

демонстрирует понимание важности порядка и уважения очереди.

Ошибочные средства применения: 

  • «Быстро войду и займу лучшее место»: это нарушение принципа

вежливости и комфорта других пассажиров.

  • «Проще толкнуть кого-то слабее себя»: такое поведение ведет к

конфликтам и негативным последствиям.

  • «Нужно спешить, иначе пропустишь очередь»: терпение и спокойствие

позволяют избежать неприятностей и неприятных ситуаций.

  • «Другие тоже грубо входят, значит, и я могу»: Подобное мышление

формирует негативное отношение к нормам поведения и поощряет грубость.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: стоять спокойно и ожидать свою очередь, входя внутрь транспорта аккуратно.

Вывод: входить в общественный транспорт нужно бережно и терпеливо. Коля поступил бы правильно, если бы вошел в автобус спокойно, без попыток протолкнуться вперед, проявляя уважение к другим пассажирам и соблюдая нормы общественного этикета.

Рекомендации: педагоги и родители должны регулярно разъяснять детям:

- Правила входа и выхода из транспортного средства: не толкайся, входи спокойно и организованно.

- Уважительное отношение к старшим и помощь малышам.

- Важность соблюдения очередности и культурного поведения в общественных местах.

- Формирование правильных привычек позволяет формировать позитивное общественное сознание и культуру общения.

Обучающая ситуация 6

Игры на велосипедах вдали от дорог

Описание ситуации: у Лёши появился новый велосипед, и он решил покататься вокруг дома. Его друзья предложили поиграть рядом с проезжей частью, но Лёша вспомнил, что кататься можно только в специально отведённых местах. Вместе с друзьями он выбрал тихий дворик, где было достаточно пространства для безопасной езды.

Контрольный вопрос: почему опасно кататься на велосипеде рядом с автомобильными дорогами?

2 компонент

Верные средства применения: 

  • Высокий риск аварий: Велосипедисты часто становятся жертвами

столкновений с автомобилями, поскольку водители могут не заметить маленьких участников движения.

  • Недостаточная защита: Велосипеды не оборудованы специальными

средствами защиты, такими как подушки безопасности или ремни, поэтому любое столкновение грозит серьезными травмами.

  • Невнимательность водителей: Водители автомобилей иногда отвлекаются

на разговоры по телефону, музыку или внешние факторы, что увеличивает вероятность несчастных случаев.

  • Отсутствие опыта вождения: Дети могут не уметь правильно управлять

велосипедом в условиях интенсивного автомобильного трафика, что повышает риски падений и повреждений.

  • Кататься только на специальной площадке, в парке или дворе, где нет

автомобильного движения.

Ошибочные средства применения: 

  • «Машины ездят медленно»: скорость автомобилей зачастую намного выше

скорости велосипедистов, что создает условия для столкновения.

  • «У меня хорошая реакция»: даже быстрая реакция не гарантирует

полную безопасность, учитывая размеры и вес автомобилей.

  • «Друзья будут рядом»: присутствие товарищей не уменьшает опасность

нахождения рядом с транспортом, особенно если они сами ведут себя недостаточно осторожно.

  • «Я знаю все правила дорожного движения»: несмотря на знание правил,

ситуация на дороге непредсказуема, и неожиданности могут привести к трагическим последствиям.

  • Ехать на велосипеде вдоль проезжей части, рискуя попасть под машину.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: катаясь на велосипеде, лучше выбирать спокойные зоны вдали от автомобильных дорог, такие как парки, дворы или специальные велодорожки и следовать установленным правилам. Это позволит избежать ненужных рисков и обеспечит безопасную езду.

Вывод: Дети на велосипедах должны передвигаться только в безопасных местах.
Рекомендации:
 Родители должны контролировать, где играют дети на велосипедах, обеспечивая наличие площадок и маршрутов вдали от улиц с интенсивным движением.

Родителям рекомендуется учить детей следующему:

- Катайтесь на велосипеде только в специальных зонах, предназначенных для этого.

- Избегайте участков с оживленным движением автотранспорта.

- Надевайте защитную экипировку, такую как шлем, наколенники и перчатки.

- Перед поездкой проверьте исправность велосипеда, уделяя особое внимание тормозам и рулю.

- Объясняйте детям важность соблюдения правил дорожного движения и повышения уровня личной ответственности на дороге.

Обучающая ситуация 7

Соблюдение правил перехода через железнодорожные пути 

Описание ситуации: Полина возвращалась домой с прогулки и заметила железную дорогу недалеко от её маршрута. Её бабушка сказала, что ходить по путям строго запрещено, и объяснила причины опасности такого поступка. Бабушка показала правильное место перехода — специальный мост над рельсами.

Контрольный вопрос: чем опасен самостоятельный переход железнодорожных путей?

2 компонент

Верные средства применения:

  • Возможность столкнуться с поездом: Машинист поезда может не увидеть

человека вовремя из-за высокой скорости или ограниченной видимости.

  • Опасность электрического поражения: Железнодорожные линии могут

находиться под высоким напряжением, и контакт с проводами приведет к смертельному исходу.

  • Трудность своевременного реагирования: Человеку сложно оценить

реальную скорость приближающегося состава, и мгновенная реакция может оказаться недостаточной.

  • Скользкость поверхности: Рельсы могут быть мокрыми или покрытыми

льдом, что делает передвижение опасным и увеличивает шансы поскользнуться и упасть.

  • Перейти путь только в специальном месте (пешеходный мост, тоннель),

соблюдая знаки и предупреждающие сигналы.

Ошибочные средства применения: 

  • «Поезда идут редко»: независимо от частоты прохождения поездов,

каждая минута на железнодорожном полотне сопряжена с риском попадания под состав.

  • «Легко услышать звук приближающего поезда»: современные составы

практически бесшумны, и звука может не хватить для своевременного предупреждения.

  • «Железнодорожные пути хорошо освещены ночью»: освещение может

быть плохим, особенно на удаленных участках железной дороги, что затрудняет ориентацию и увеличивает риск происшествия.

  • «Можно легко убежать от поезда»: время реакции ограничено, и бегство

не гарантирует спасение, особенно при большой скорости поезда.

  • Идти по путям пешком, рискуя оказаться перед поездом.

3 компонент

Предполагаемое верное решение: самостоятельный переход железнодорожного полотна крайне опасен, так как влечет высокий риск смерти или тяжелых увечий. Безопаснее всего пользоваться предусмотренными сооружениями для перехода, такими как мосты или тоннели.

Вывод: Железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности, и их пересекают только в установленных местах.

Рекомендации: Взрослые должны объяснить ребенку, насколько серьёзны последствия нарушения правил безопасности при пересечении железнодорожного полотна и постоянно повторять детям следующие правила:

- Никогда не ходите по железнодорожным путям, независимо от обстоятельств.

- Пользуйтесь официально оборудованными местами для перехода через железнодорожные пути.

- Запрещено играть или отдыхать вблизи железнодорожных линий.

- Расскажите детям о последствиях несоблюдения этих правил и прививайте осознание личной ответственности за свое здоровье и безопасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасное поведение дошкольника на дорогах

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Безопасность жизнедеятельности стала одной из центральной проблем че...

Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге.

Игра «Найди свою вещь».  В крупных городах, по статистике, наезд на пешеходов  составляет более половины всех ДТП. Этому сопутствуют не только плохие погодные условия, но и отсутствие какой ...

Консультации для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге

Бег через дорогу – враг особенно зимойРешим будущие задачи сегодня!...

Опыт работы по безопасному поведению дошкольников на дорогах

Необходимость поиска наиболее эффективных путей в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста является  на сегодняшний день  достаточно острой и актуальной. В этой большой ...

методическая разработка "Совместная деятельность взрослого с ребенком по обучению безопасного поведения на железной дороге" (2 младшая группа - подготовительная)

Представленный материал поможет педагогам сформировать у детей дошколнього возраста знания о правилах поведения на железной дороге, предупредить несчстные случаи и травматизм на железной дороге....

Планирование совместной деятельности взрослого с ребенком дошкольного возраста по обучению безопасному поведению на железной дороге ( 2 младшая - подготовительная группа)

Методическая разработка по формированию знаний о правилах поведения у детей дошкольного возраста на железной дороге и железнодорожном транспорте.Цель разработки: профилактика детского травматизма...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Помни, пешеход, про пешеходный переход!»

Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Применение соврем...