мероприятие НОД в подготовительной группе «Путешествие в историю пожарной службы».
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Козлова Елена Юрьевна

Цель: Закрепить знания детей о работе пожарных через двигательные умения и навыки.

Задачи: 

  1. пополнять знания о профессии пожарного;
  2. формировать представления об истории возникновения пожарной службы;
  3. развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
  4. воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить знания детей о работе пожарных через двигательные умения и навыки.

Задачи:  

  1. пополнять знания о профессии пожарного;
  2. формировать представления об истории возникновения пожарной службы;
  3. развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
  4. воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного.

Логическая основа образовательной ситуации

Основная образовательная  цель

Формировать представления об истории возникновения пожарной службы; воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного.

Новое знание = детское «открытие»

Существуют предметы и объекты, которые помогают пожарным тушить пожары в разные времена (ведра с водой, каланча, пожарные машины, телефон, огнетушитель).

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания о возникновении и развитии службы противопожарной безопасности

Причина затруднения

«Хотели бы узнать, как тушили пожары в старину»

Цель деятельности по преодолению затруднения

Узнать в игровой форме, какие предметы и объекты помогают пожарным в их работе.

Предварительная работа:

- беседа о пожароопасных предметах;

- беседа с рассматриванием иллюстраций о значении огня в жизни человека «Когда огонь - друг, а когда - враг».

Материалы:

Презентация, разрезная карточка с пожарной машиной, посылка- письмо, ведро маленькое с водой, большое ведро, мяч, предметы в коробке: бумага, ложка и т.п.

Дети под музыку заходят в зал, занимают места на стульчиках.

Содержание образовательной деятельности:

   1.  Введение в ситуацию

Ребёнок читает стихотворение:

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит – три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался…

Дети: Пожар

Педагог: Ребята, скажите, кто же приходит на помощь при пожаре?

Дети: Пожарные

(слайд 1):

Педагог: Сегодня у нас необычная встреча, она посвящена нашим славным пожарным. Как вы думаете, для чего нужны пожарные?

Ответы детей…

Педагог:  Как вы думаете, любой человек может стать пожарным?

Ответы детей …

Педагог: Пожарным может стать только специально обученный, подготовленный человек.

(слайд 3)

К нам сегодня в гости пришёл такой человек.

Встречайте, сержант  МЧС России по Свердловской области  Доля Вадим Витальевич.

Гость: Здравствуйте. Рад вас видеть.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

Ответы детей: смелый, храбрый, ловкий, быстрый, находчивый, выносливый, иметь отличную физическую подготовку и т.д.

Гость: Предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись».

 Я буду называть слова, относящееся к пожару, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда их услышите:

пожарный

пакет

огонь

торт

краски

карандаш

огнетушитель

каска

каланча

хлеб

спички

книга

Молодцы ребята!

2.     Актуализация знаний и умений

Гость: Ребята, я вам принёс  посылку-письмо из пожарной части.

С вами остаться я не могу, мне нужно идти на службу, но я для вас оставлю сюрприз, о котором узнаете в конце занятия.

Дети прощаются с гостем.

Дети открывают посылку-письмо, в нём разрезная карточка с пожарной машиной и письмо:

- Дорогие ребята! Это машина не простая. Это машина времени. Вам предстоит отправиться в путешествие в историю пожарной службы. Мы приготовили вам задания, которые вам нужно будет пройти. Желаем вам удачи!

3.     Затруднение в ситуации

Педагог: Хотите отправиться в прошлое?

(Слайд № 2).

Дети : да

Педагог: Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раз – вот мы уже оказались в прошлом!

 (Слайд № 3), (Слайд № 4).

 В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя.

(Слайд № 5 и 6)

Предлагаю вам попробовать поработать, как старинные пожарные.

Эстафета  «Тушение пожара».

 (дети выстраиваются цепочкой и передают друг другу ведра с водой, последний ребенок в цепочке выливает воду в таз)

4.   «Открытие» нового знания

Педагог:  Дети, как вы думаете, можно ли было быстро потушить пожар таким способом? Почему? (Ответы.) Чтобы следить за возникновением пожара, в городах назначали специального человека, который обходил ночью все улицы и смотрел, нет ли где пожара. Как только ночной смотритель замечал дым или огонь, то сразу же поднимал шум: стучал в колотушку или бил в набатный колокол, чтобы люди узнавали о пожаре и спешили на его тушение. (Слайд № 7)

Города постепенно росли, обойти их становилось все труднее и труднее. И тогда жители городов стали строить специальные вышки, которые стали называть «пожарной каланчой». На пожарной каланче круглосуточно дежурил дозорный. (Слайд № 8)

5) Ребенок

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Стоит солдат у будки.

Смотрит вокруг –

На север.

На юг,

На запад,

На восток, -

Не виден ли дымок?      (С. Маршак)

(Слайд № 9).

Каланча была выше окружающих ее домов, поэтому дозорный сразу замечал очаг возгорания и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол, ведь телефонов тогда не было!

Эстафета «Дозорный  на каланче». (Из модулей строится  каланча.  Дети  по сигналу до бегают до пожарной каланчи, звонят в колокольчик  и возвращаются на место.)

Педагог:   Молодцы! Справились!

По сигналу колокола к месту пожара выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях и везли с собой всего две бочки воды: больше на телеге не умещалось.

(Слайд № 10)

Эстафета «Пожарная команда на лошадях»  

(Два ребёнка садятся на лошадь-палку: один держит руками лошадь,  второй – «бочки». По сигналу колокола  до бегают до конуса и возвращаются обратно).

Педагог:   Молодцы!

Со временем люди изобрели автомобили. И, конечно же, придумали пожарную машину. Она позволяла быстрее добираться до места возгорания. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек. Скорость таких пожарных машин была небольшая. Да и сами машины были очень тяжелые.

 (Слайд № 11-12)

Сейчас мы уже не представляем, что пожарные машины могут выглядеть иначе, чем эти. (Слайд № 13)

Ребята, обратите внимание, пожарные машины и в старину, и теперь красят в красный цвет. Как вы считаете, для чего это делается?

(Слайд № 14)

Красный цвет - это цвет огня, тревоги. Пожарная машина потому красного цвета, чтобы издалека было видно, что едет специальный автомобиль. Он спешит на помощь людям, значит, другие водители обязаны немедленно уступить ему дорогу.

Эстафета «Пожарная машина»

(по сигналу ребёнок везёт игрушку-пожарную машину до туннеля, оставляет её, сам проползает в туннели, обегает конус, возвращается обратно,  забирает машинку и передаёт следующему).

Педагог:  Вот так, постепенно, возникла и развивалась пожарная служба.

А теперь мы отправляемся на машине времени обратно в наш детский сад. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раз – вот мы уже оказались в настоящем.

В конце нашей встречи вас ждет сюрприз от нашего гостя.

Он вручает вам  удостоверение пожарного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«История пожарной охраны в России»

Слайд 3

Приглашаю вас в путешествие в историю пожарной службы…

Слайд 4

Пожарный XIX века Пожарный XXI века

Слайд 5

В старые времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнём боролись все жители улицы.

Слайд 6

Люди выстраивались цепочкой и передавали вёдра с водой из рук в руки

Слайд 7

Ночью, чтобы следить за возникновением пожара, в городах назначали смотрителя. Если он замечал пожар, то стучал в колотушку или бил в набатный колокол.

Слайд 8

Города росли, обойти их становилось сложнее и тогда стали возводить специальные вышки – «пожарные каланчи»

Слайд 9

На пожарной каланче постоянно дежурил дозорный. При возникновении пожара он звонил в колокол.

Слайд 10

К пожару выезжала пожарная команда. На лошадях везли бочки с водой

Слайд 11

На лошадях быстро не разгонишься к месту пожара и была придумана пожарная машина.

Слайд 12

Пожарные машины совершенствовались, изобретались новые модели. Первая русская пожарная машина появилась в 1904 году

Слайд 13

В современной пожарной машине может уместиться целая пожарная дружина, в ней отсеки для воды, пены, шлангов, раздвижная пожарная лестница.

Слайд 14

Пожарные машины и в старину и сейчас красят в красный цвет – это цвет огня, тревоги. Пожарная машина имеет право проезжать на красный сигнал светофора.

Слайд 15

Наше путешествие в историю пожарной службы подошло к концу… Вопросы к детям: 1.Как тушили пожар люди в древние времена? 2.Как узнавали люди о возникновении пожара, когда не было телефонов? 3. Зачем нужна пожарная каланча? 4. Какой сигнал о пожаре подавал дозорный? 5. Как и на чём доставлялась вода к месту пожара ? 6. Почему пожарные машины красят в красный цвет? 9.Почему водителям других машин необходимо уступать дорогу пожарным машинам?

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в историю пожарной службы

Цель данной методической разработки дать детям представление об истории возникновения пожарной службы, активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного; развивать м...

Путешествие в историю пожарной службы

Воспитательное досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательная деятельности по безопасности на тему : «Путешествие в историю пожарной службы» в старшей группе

Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;Задачи:обучающие:–...

Сценарий воспитательного досугового мероприятия в старшей группе " Путешествие в историю пожарной службы".

Цель: воспитывать интерес и уважение к профессии пожарногоЗадачи:  пополнять знания о профессии пожарного;формировать представления об истории возникновения пожарной службы;развивать интелле...

Образовательное мероприятие в подготовительной группе по теме «История государственного флага»

На занятии дети знакомятся с историей возникновения флага России, его видоизменением в разные временные периоды. Совершенствуют свое умение работать с небольшими макетами. Осваивают понятия стяг, знам...

Сценарий воспитательного досугового мероприятия «Путешествие в историю пожарной службы»

Сценарий воспитательного досугового мероприятия«Путешествие в историю пожарной службы»...