Непосредственно образовательная деятельности по безопасности на тему : «Путешествие в историю пожарной службы» в старшей группе
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;

Задачи:

обучающие:

–                   активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного;

–                   упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок

развивающие:

–                   развивать мышление, связную речь детей;

–                   побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся факторов

воспитательные:

–                   воспитывать уважение к профессии пожарного, к его нелёгкому труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_istoriyu_pozharnoy_sluzhby.odt19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №146 «Петушок» города Чебоксары

Непосредственно образовательная деятельности

по безопасности на тему :

«Путешествие в историю пожарной службы»

в старшей группе №6 «Солнышко»

Подготовила: воспитатель  

Егорова Татьяна Борисовна

Чебоксары 2017 г.

Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы: как люди тушили пожар в прошлом, на чем передвигались, во что были одеты пожарные;

Задачи:

обучающие:

  • активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного;
  • упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок

развивающие:

  • развивать мышление, связную речь детей;
  • побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся факторов

воспитательные:

  • воспитывать уважение к профессии пожарного, к его нелёгкому труду.

Предварительная работа:

- чтение литературно-художественных произведений: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном   герое »,  Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;

- беседа о пожароопасных предметах;

- рассматривание картинок, беседы о том,  как огонь помогал человеку;

- беседа на тему «Когда огонь- друг, а когда- враг».

Оборудование:

- «ковер-самолет»

- мультимедийный проектор (иллюстрации с изображениями: пожарного, людей, тушащих пожар ведрами; ручного насоса; пожарного смотрителя; пожарной вышки; пожарных на телеге; первой пожарной машины, современной пожарной машины; костюма пожарного);

- пособие «кинолента» (7 штук), оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой ; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман;

-2 корзины с различными предметами;

-таз с водой; весы (детские или аптечные);

-детское ведерко из песочного набора;

-запись пожарной сирены (аудиокассета), магнитофон;

Раздаточный материал

-кусочки сукна и брезента;

-значки с изображением пожарных.

Ход занятия:

      Воспитатель: Ребята, я вчера по телевизору смотрела новости, и там показывали, как загорелся завод, а пожарные расчеты тушили огонь. А вы хотите узнать, как раньше давным-давно тушили пожары.(ответы детей)  . Предлагаю вам сегодня отправится в путешествие в историю пожарной службы.

На чем бы вы хотели отправиться в путешествие?

Я предлагаю отправиться на ковре -самолете. Но для начала надо произнести волшебные слова: «1, 2, 3 ковер нас в прошлое неси»

 Беседа об истории возникновения пожарной службы

Воспитатель: В давние времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех, кто заливал ею пламя (на проекторе показывает иллюстрацию, на которой изображено тушение пожара ведрами).

Давайте сами попробуем так поработать - поиграем в игру «Потуши пожар ведрами с водой» (педагог предлагает детям построиться цепочкой, первому ребенку в цепочке дает игрушечное ведро, дети передают ведро друг другу. Затем последний ребенок в цепочке возвращается в ее начало, и также начинает передавать ведро дальше. Игра повторяется несколько раз).

Воспитатель: Как вы думаете, быстро можно было потушить пожар таким способом?  Почему? (ответы детей).

        Позже для борьбы с огнем люди придумали ручные насосы, чтобы качать воду по шлангам (на проекторе показывает иллюстрацию, на которой изображен ручной насос, берущий воду из реки). Назначили специального человека, который обходил ночью все улицы и смотрел, не горит ли что-нибудь  (на проекторе показывает детям иллюстрацию с изображением ночного смотрителя). Как только он замечал дым или огонь, сразу же поднимал шум - так люди узнавали о пожаре.

    Но город постепенно рос, обойти его становилось все труднее и труднее. И тогда  жители города построили специальные вышки, которые стали называть «пожарная каланча» (на проекторе показывает иллюстрацию с изображением пожарной вышки). На вышке круглосуточно  дежурил дозорный.

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Стоит солдат у будки.

Смотрит вокруг –

На север,

На юг,

На запад,

На восток,-

Не виден ли дымок?

    Т.к. каланча была выше окружающих домов, дозорный сразу видел место пожара и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол (ведь телефонов тогда не было!). По сигналу колокола к месту пожара выезжала специальная пожарная команда. Пожарные ехали на лошадях, и везли с собой всего две бочки воды  - больше на телеге не умещалось (на проекторе показывает детям иллюстрацию с изображением пожарных на телеге). Как вы думаете, удавалось ли пожарным потушить огонь? Почему? (ответы детей).

    Да, на лошадях с телегой, да еще с грузом, быстро не разгонишься. Да и воды в бочках было мало даже для тушения одного дома. А ведь раньше все дома были деревянные, горели быстро. Вот и приходилось пожарным, в первую очередь, поливать водой соседние постройки, чтобы не дать огню перейти на другой дом или улицу.

    Со временем люди изобрели машины. И, конечно же, придумали пожарную машину. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек (на проекторе показывает иллюстрацию).

    Сейчас мы уже не представляем, что пожарные машины могут выглядеть иначе, чем эти (на проекторе показывает иллюстрацию с изображением современной пожарной машины). В такой машине умещается целая пожарная дружина, есть специальные отсеки для воды, пены, шлангов. На крыше машины – обязательно есть пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей).

     Обратите внимание, пожарные машины и раньше, и теперь красного цвета. Интересно почему, как вы считаете? (ответы детей). Красный цвет- цвет огня. Пожарная машина красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, и чтобы все уступали ему дорогу. А вы слышали пожарную сирену? (предлагает детям послушать пожарную сирену).

      Вот так, постепенно, и возникла пожарная служба. Ребята, а давайте создадим фильм об истории возникновения пожарной службы. Чистая кинопленка у меня уже есть (демонстрирует детям пособие «кинолента», изготовленное в виде набора листов картона, оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман);  необходимо снять каждый кадр нашего фильма (предлагает детям карточки с изображениями: людей с ведрами, ручного насоса, ночного смотрителя, пожарной вышки, пожарных на телеге, первой пожарной машины, современной пожарной машины). Ребята, мы снимем наш фильм, если вы правильно и последовательно поместите картинки в каждом прозрачном кармане нашей киноленты. Будьте внимательны!  (Ребята выполняют задание, комментируя свои действия.  В конце работы педагог предлагает детям с помощью полученной киноленты рассказать об истории возникновения пожарной службы: дети по очереди описывают каждый кадр).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть пожарный? (Ответы детей. Если дети затрудняются, педагог предлагает им подсказки:

Пожарный  много тренируется, значит, он …

Пожарный обладает большой силой, значит, он…

В борьбе с огнем пожарный проявляет отвагу, значит, он…

Пожарный проявляет смелость, значит, он…  и т.д.)

Опыты «Свойства сукна и брезента»

Воспитатель:

Современный костюм пожарного сделан из брезента. Посмотрите, вот это и есть брезент (предлагает взять и рассмотреть лоскуты брезента). А в старину костюмы пожарных делались из сукна. Вот это - сукно (предлагает рассмотреть и обследовать лоскуты сукна).

Давайте проведем опыт: намочите оба кусочка ткани. Что вы можете сказать о каждом материале? Действительно, сукно намокает, а вот брезенту вода нипочем! Брезент непромокаем.

Воспитатель: А теперь давайте взвесим наши экспериментальные лоскуты - брезент и мокрое сукно. Сначала взвесим их на ладошке. Как вам кажется, что тяжелее - сукно или брезент? Проверим ваши предположенияи взвесим кусочки ткани на весах. (Дети кладут на чаши весов мокрое сукно и брезент. Фиксируют изменение равновесия чаш в сторону сукна)

Воспитатель:

Какой мы можем сделать вывод? Намокшее сукно тяжелее брезента. Как вы думаете, в каком костюме удобнее работать пожарному: в суконном или брезентовом? Да, действительно, суконные костюмы были неудобные: они легко воспламенялись намокали от воды и становились очень тяжелыми. Зимой в морозы намокшее сукно замерзало, и костюм превращался в панцирь. Современный пожарный надевает боевую одежду, предназначенную для защиты тела от высокой температуры и возможных выбросов пламени при тушении пожара. Его одежда не горит и не намокает. Он хорошо и надежно защищен.

 Воспитатель:  Давайте и мы с вами превратимся в смелых пожарных и проведем пожарные учения.

Организуется подвижная игра-эстафета«Вынесем предметы при пожаре»

  Дети делятся на 2 команды. По сигналу они по-очереди бегут до обозначенного места (например, корзины), берут оттуда один предмет, и возвращаются назад. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

       Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей).

Рефлексия: Ребята, если вам понравилось путешествие в прошлое пожарной службы, возьмите себе на память значки с изображением пожарных, а дома родителям обязательно расскажите о своем путешествии.

Список используемой литературы:

1. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности»

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПБ.: Детство-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме: «Вместе весело шагать» . ( вечер досуга средняя, старшая группы)

Программное содержание:1  Учить детей обобщать и систематизировать знания и представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.2. Воспитывать у детей культуру поведения в лесу , бережное отноше...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие по математическим станциям» для детей подготовительной группы.

Цель: Развивать математические способности детейЗадачи:1.Закреплять умения решать арифметические примеры, логические и арифметические задачи.2.Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клет...