Программа " Азбука Безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Огонёк»  г. Сафоново Смоленской области.

СОГЛАСОВАНО:

педагогическим советом МБДОУ «Д/С 4»

Протокол № 1

от «30» августа 2024г.


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Д/С №4»

        С.Д.Титова Приказ № 44

от «30» августа 2024г.

                             

                             Программа

«Азбука безопасности»            

для детей  5 - 7лет

                                                               Воспитатель: Зайцева Т.П.

г. Сафоново 2024

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка………………………………………………

3

Актуальность программы…………………………………………….

3

Цели и задачи программы…………………………………………….

4

Принципы и подходы к формированию Программы……………….

5

Планируемые результаты освоения программы…………………….

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………...

8

Планирование образовательной деятельности………………………

10

Перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне образовательной деятельности…………………..

10

Формы, способы, методы и средства реализации Программы……..

16

Методы и средства реализации Программы………………................

17

Способы и направления поддержки детской инициативы

и самостоятельности…………………………………………………..

21

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников………………………………………………

24

Описание иных характеристик содержания Программы…………...

27

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………

28

Методические материалы, средства обучения и воспитания………

28

Список используемой литературы…………………………………...

31

1.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Данный вариант парциальной программы «Азбука безопасности» для детей с 5 до 7 лет.Программа создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту»; учебно-методического пособия для реализации образовательной программы: «Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.

ОО Социализация

Вся образовательная деятельность выделена в 7 направлений:

«Правила дорожного движения важны все без исключения»;

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»;

«Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!»;

«Осторожно, незнакомец!»;

«Чрезвычайные ситуации»;

«Ребенок и терроризм»;

«Информационная культура и безопасность».

Актуальность программы

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Невозможно водить ребенка все время за руку.

Дети могут оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Однако, взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения  детей  и  действительно  выполняли  охранную  функцию,

необходимо, чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже

сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а

чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и при использовании сотовой связи, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной жизненной ситуации.

Цель программы – формирование у детей первичных представлений об элементарных правилах безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи), умения самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

-Формировать первичные знания и представления о безопасном поведении в быту, социуме. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, опасных ситуациях и способах поведения в них.

-Помочь  овладеть  элементарными  навыками  безопасного

поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, на железной дороге, в сети Интернет и при использовании сотового телефона.

-Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Программа рассчитана на период (от старшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план образовательной деятельности, перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне образовательной деятельности и перспективный план работы с родителями.

Принципы и подходы к формированию Программы:

принцип полноты: содержание Программы должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищѐнными от представленных в нѐм определѐнных источников опасности.

принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определѐнный день недели, можно работать тематическими циклами.

принцип сезонности: по возможности, следует использовать местные условия.

принцип интеграции: содержание работы должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные  моменты,  например  гигиенические  и  оздоровительные

процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, еѐ необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

принцип преемственности взаимодействия с ребѐнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребѐнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-проявление        дисциплинированности, выдержки,        самостоятельности в соблюдении правил поведения;

-знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;

-умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

-умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

-представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Старшая группа - Знают правила оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых. Сформированы знания о правилах дорожного движения, транспорте, работе светофора, элементах дороги. Ориентируются в помещении, на участке, ближайшей местности. Знают названия ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут. Знают и понимают дорожные и железнодорожные знаки. Выполняют правила поведения на улице, в общественном транспорте. Знают и выполняют правила поведения во время игры в разное время года. Знают и понимают об источниках опасности в

быту с электроприборами, утюгом, газовой плитой. Знают о работе пожарных, причинах возникновения пожаров, причинах пожаров, правила поведения при пожарах и чрезвычайных ситуациях. Знают номера службы спасения и работой службы МЧС («01», «02», «03», «112»). Развито умение обращаться за помощью к взрослым, знают и называют свою фамилию, возраст, адрес, телефон. Знают нормы культуры информационной безопасности.

Подготовительная группа - сформированы знания безопасного поведения в природе. Знают и о природных явлениях, гроза, гром, ураган, молния, выполняют, привила поведения в этих условиях. Сформированы знания о правилах дорожного движения, устройстве улиц. Знают и понимают значение дорожных знаков и знаков связанных с железной дорогой. Знают работу ГИБДД. Выполняют правила поведения на улице, в общественном транспорте. Ориентируются в пределах ближайшей к детскому саду и дому местности. Знают и выполняют правила обращения с бытовыми предметами. Знают и выполняют правила поведения во время игры в разное время года. Понимают необходимость соблюдать предосторожности, оценивать свои возможности по преодолению опасности, в случае необходимости обращаться к взрослым. Знают и называют свою фамилию, возраст, адрес, телефон.  Сформированы  навыки  поведения  в  ситуациях  «Один  дома», «Потерялся», «Заблудился». Старается        соблюдать меры предосторожности: «Посторонние предметы», «Незнакомец», «Захват в заложники», «Информационная безопасность».

      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная деятельность по парциальной программе «Азбука безопасности» организуется в соответствии с Перспективным планом образовательной деятельности и Перспективным план работы по организации различных видов деятельности* вне образовательной деятельности и носит интегрированный характер, включаясь в другую непрерывную образовательную деятельность по основной образовательной программе Учреждения.

Программное содержание по формированию основ безопасности интегрируется в различные виды детской деятельности: самостоятельную, изобразительную, театральную, досуговую, развлечения. Представления, полученные детьми в течение дня по формированию основ безопасности, помогают оценить степень опасности: дошкольники учатся анализировать, обобщать, моделировать ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее итог. Изучение той или иной темы в рамках образовательных областей реализуемой программы осуществляется в соответствии с разработанным алгоритмом.

Так в образовательной области социально-коммуникативное развитие реализуются следующие задачи:

  • Формирование основ безопасного поведения на улицах, дорогах, в местах ожидания общественного транспорта (в т.ч. пригородного и дальнего следования);
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности по теме;
  • Формирование нравственных и моральных норм и ценностей поведения, принятых в обществе (в местах ожидания общественного транспорта, в транспорте), уважительного отношения к людям;
  • Формирование и развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий, в познавательной, коммуникативной, двигательной деятельности.

В образовательной области познавательное развитие:

  • Развитие интересов и любознательности детей (например, посредством изучения истории транспорта и т.д.);
  • Формирование познавательных действий посредством организации различных видов деятельности (например, операции обследования предметов,        сравнения,        аналитико-синтетические        операции, экспериментирование и др.);
  • Развитие воображения и творчества (конструирование, создание);
  • Формирование представлений детей о себе («я-участник дорожного движения»), других людях, объектах окружающего мира;
  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, количество, часть и целое, причина и следствие, движение и покой и др.).

В образовательной области речевое развитие:

  • Овладение речью как средством общения на материале темы;
  • Обогащение активного словаря детей названием предметов, признаков предметов, действий и их характера, связанных с темой ПДД и безопасного поведения на дороге;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры речи;
  • Знакомство с книжной культурой, жанрами литературы, развитие восприятия и понимания текстов различных жанров;

В образовательной области художественно-эстетическое развитие:

  • Развитие ценностно-смыслового восприятия текстов;
  • Стимулирование        сопереживания        персонажам        художественных произведений;
  • Реализация        самостоятельной        творческой        деятельности (изобразительной, конструктивной);
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства. В образовательной области физическое развитие:

сфере;


  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной

  • Овладение подвижными играми с правилами по теме;
  • Развитие физических, в том числе координации, ловкости, крупной

и мелкой моторики.

Планирование образовательной деятельности (далее ОД)

Тема, раздел

1

«Правила        дорожного        движения        важны        всем        без

исключения»

2

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»

3

«Правила        поведения        на        железной        дороге        «Внимание,

железная дорога!»

4

«Осторожно, незнакомец!»

5

«Чрезвычайные ситуации»

6

«Ребенок и терроризм»

7

«Информационная культура и безопасность»

Перспективный план работы по организации различных видов деятельности* вне образовательной деятельности

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

1 неделя

«Правила дорожного движения: важны всем без исключения:

День знаний. ПДД «Знакомство с улицей». Автодром:

СР\И: «Мой город», рисование «Правила для пешехода», Н/п игра «Юный пешеход», д/и «Собери знак», «Знаки заблудились».

2 неделя

Знай и выполняй правила уличного движения, Д/И:

«Дорожные знаки», тренинг «Улица», «Тротуар». Ситуация:

«Какие правила нужно соблюдать

пешеходу?» игры с макетами «Мой микрорайон»,

«Осторожно, улица».

3 неделя

Разноцветная осень. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила

поведения в лесу. М/Ф «Смешарики».

4 неделя

Съедобные и несъедобные грибы. Д/И «Грибы», Безопасность в лесу. «Огонь-

друг, огонь – враг!».

5 неделя

Информационная безопасность: опыт «Свойства бумаги», бытовой труд

«Поможем книге», СР/И «Библиотека»

Октябрь

1 неделя

Чрезвычайные ситуации: «Осторожно гололед!», беседа:

«Улицы города», тренинг «Проезжая часть», художественно- творческая деятельность «Светофор,

дорожные знаки».

2 неделя

«Осторожно, незнакомец!» Беседа: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерениях», «Пора, не пора, не ходи со двора»; ситуация: «Можешь ли

ты уйти с незнакомым человеком?», Р/и «Опасно-

безопасно».

3 неделя

Ребенок и терроризм. Беседы: «Запомните, детки, таблетки

- это не конфетки», Не трогай незнакомые игрушки»,

«Опасные предметы». Проблемная ситуация:

«Как вести себя при захвате?»

4 неделя

ОБЖ. Кошки, собаки наши друзья. Беседа: «Наши меньшие друзья», Д/и

«Найди детеныша», «Определи по тени», акция «Протяни

руку лапе».

5 неделя

«Осторожно, незнакомец!», «Информационная безопасность».

Беседа: «Как защитить себя от незнакомца на улице?»,

«Пусть телевизор будет другом».

Ноябрь

1 неделя

Правила дорожного движения. Макет «Осторожно, улица!». Викторина

«Спецтранспорт». Тренинг «Пешеходная зона».

2-3 неделя

Чрезвычайные ситуации. «Информационная

безопасность». В мире опасных предметов. Макет

«Осторожно, опасные предметы», Д/и «Это опасно»,

«Четвертый лишний», «Найди ошибку». Беседа «Как общаться по телефону».

4 неделя

Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!» Железная дорога – зона повышенной

опасности. Беседа «Правила поведения на железной дороге», викторина «Знатоки-железнодорожники», с/р игра «Едем на

поезде».

5 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Электроприборы.

Беседа «Электроприборы в быту», «Если ты остался дома один», рассматривание плакатов «Электроприборы», д/и

«Что для чего».

Декабрь

1 неделя

«Информационная безопасность». Д/и «Компьютер»,

«Телефон».

2 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Огонь-друг, огонь

– враг. Беседы: «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой», «Детские шалости с огнем», чтение С.Маршак

«Пожар», рисование «Когда огонь бывает добрый, а когда –

злой».

3 неделя

Пусть елка новогодняя нам радость принесет. ОД «Елка светится огнями».

Видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы», «Маша и

Медведь».

4-5 неделя

Елка светится огнями. Беседа «Мы на карнавале».

Ситуация «Будь осторожен с фейерверком».

Январь

2 неделя

Правила дорожного движения важны всем без исключения. Целевые прогулки: «Пешеход», «Переход»,

«Перекресток». Просмотр презентации

«Работа сотрудников ГАИ». Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

3 неделя

Д/и «Светофор», «Дорожные знаки». ОД «Незнайка и

правила дорожного движения», инсценировка «Приключение колобка», настольно-печатная игра

«Пешеход».

4-5 неделя

«Ребенок и терроризм», «Информационная безопасность». Рассматривание

плакатов «Внимание! Опасность!». Изготовление альбома

«История создания телефона и, компьютера», д/и «Покажи, что назову».

Февраль

1 неделя

Правила дорожного движения важны всем без исключения

Макет «Противопожарный щит», рассматривание карточек

«Электроприборы», просмотр мультфильма «Смешарики»,

«Маша и Медведь».

2 неделя

Коллаж «Путешествие по улице», беседа «Ребенок на улицах города», д/и

«Красный, желтый, зеленый», чтение В.Носов

«Автомобиль».

3 неделя

Осторожно, незнакомец! Проблемная ситуация: «Как обратиться за помощью к незнакомому, полицейскому?», беседа «Один дома», инсценировка «Как

петушок потерялся».

4 неделя

«Информационная безопасность»

Видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы».

1 неделя

Ребенок и терроризм Ситуация «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте?».

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Д/и

«Запрещенные предметы».

2-3 неделя

«Правила дорожного движения важны всем без

исключения»

«Информационная безопасность».

Тренинг «Пешеходная зона – островок безопасности», д/и

«Знак заблудился»,

«Где живут книги?», «Как появилась азбука».

4 неделя

ЧС. Землетрясение. Просмотр видеоролика «Смешарики», беседа «Как вести

себя при землетрясении?», Д/и «Опасно-безопасно».

5 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными?», П/и «Совушка-сова», тренинг «Не бойся и

действуй».

Апрель

1 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Беседа «Чтобы не было беды».

2 неделя

Терроризм и ребенок. Беседа «Что делать в случае теракта?», презентация

«Терроризму скажем – нет!».

3 неделя

Чрезвычайные ситуации. Пожар. С/р «Пожарные на

учениях»

4 неделя

ПДД. Правила поведения на железной дороге «Внимание, железная дорога!

«Запрещающие, разрешающие железнодорожные знаки». Презентация «Что можно, что нельзя делать на железнодорожной дороге?», макет

«Железнодорожный вокзал».

5 неделя

«Информационная безопасность». Беседа «Как появилась

книга»

Май

1 неделя

ЧС. Наводнение. Беседа «Что делать при наводнении?», презентация

«Осторожно, наводнение!», тренинг «Огонь, вода и медные

трубы».

2-3 неделя

ОБЖ для детей. «Информационная безопасность».

Проблемная ситуация «Что случится, если…», беседа «Что делать, если загорелся телевизор?», д/и «Сто бед

– один ответ».

4 неделя

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Д/и «Съедобное – несъедобное», «Определи на вкус», «Что где растет?».

5 неделя

Насекомые. Д/и «Кто живет на лугу, в саду?», альбом

«Насекомые», беседа «Осторожно, ядовитые насекомые».

*вид деятельности (представленный в таблице) выбирается воспитателем самостоятельно с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы, а также может быть заменен на другой подобный вид деятельности.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и

специально организованных мероприятий

Свободная (нерегламентиро ванная) деятельность воспитанников

Занятия (индивидуальные, подгрупповые,

групповые)

Дежурства

Спонтанная игровая деятельность

Коллективный труд

Поручения

Занятия комплексные, интегрированные

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные,

театрализованные и др.)

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Целевая прогулка

Экскурсии

Тематические встречи

(гостиные)

Чтение художественной

литературы

Рассматривание книг,

иллюстраций и т.п.

Викторины

Фестивали

Конкурсы

Концерты

Самостоятельная двигательная активность

Презентации

Тематические и вечерние

досуги

Проектная

деятельность

Театрализованные

представления

Спортивные и интеллектуальные

марафоны, Олимпиады

Выставки

Уединение

Тренинги

Выпуск газеты

Маршрутные листы

Секции

Коллекции

Кружки

Семейный клуб

Литературное кафе

Ярмарки

Социальные акции

Методы и средства реализации Программы

Методы по источнику передачи информации (Е.Я.Голант,

Н.М.Верзилин)

Средства

Словесные методы:

Рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение,

разыгрывание и анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, решение логических задач

Устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки,

загадки и др.

Наглядные методы:

наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия предполагает применение картинок, рисунков,

изображений, символов,

иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок, коллажи, рекламные плакаты и др.

Метод иллюстрирования

Метод демонстрации

связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов,

кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа

различные действия и движения, манипуляции

с предметами, имитирующие движения, интерактивная доска и пол

Методы практического обучения:

Скороговорки, стихотворения.

Упражнения (устные,

графические, двигательные

(для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

Музыкально-ритмические движения, этюды- драматизации.

Дидактические, музыкально- дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности, мини-мастерские,

«уголок мастерства»,

«железнодорожная станция», автогородок.

Приучение

Технические и творческие действия

Методы по характеру познавательной деятельности

(И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин)

Средства

Методы проблемного изложения: Проблемная ситуация

Познавательное проблемное изложение

Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций;

объекты и явления окружающего мира;

различный дидактический материал; материал для экспериментирования и

др.

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Репродуктивный

Информационно-рецептивный

Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация

является продуктом деятельности,

моделирование, эвристическая беседа

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-

схематическую модель

Распознающее наблюдение (формирование представлений о

свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино и

диафильмов, просмотр

Исследовательский

компьютерных презентаций,

рассказы воспитателя или детей, чтение

Творческие упражнения,

элементарный опыт, экспериментирование

Метод экспериментирования:

Приемы:

Практическое экспериментирование

  • эвристические беседы
  • постановка и решение вопросов проблемного характера
  • наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в еживой природе)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
  • трудовые поручения, действия

Умственное экспериментирование

Социальное экспериментирование

Поисково-исследовательская

лаборатория

Коллекционирование

Метод моделирования

Средства

Предметная модель

Предметно-схематическая модель Графическая модель

Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, «Цепочка символов», опорные схемы,

мнемодорожки, игры-алгоритмы, карточки-символы, карточки- модели,

технологические карты

Методы современных образовательных

технологий

Средства

ИКТ

Электронные образовательные ресурсы

Здоровьесберегающие технологии Портфолио

ТРИЗ

интерактивные пособия («Умный калейдоскоп», «Карусель»,

«Чудо-дерево»,

«Аквариум», «Интервью», «Дерево знаний»),

презентации

Физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики, тропа здоровья, фитоогород и т.д.

Методы эстетического восприятия

Средства

-побуждение к самостоятельному творчеству (описанию,

словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);

-побуждение к сопереживанию;

-культурный пример;

-драматизация.

  • разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и

этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;

  • личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
  • эстетика окружающей обстановки (целесообразность, еѐ

практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных

аксессуаров)

Методы поддержки эмоциональной активности

Средства

  • игровые и воображаемые ситуации;
  • похвала (в качестве аванса,

подбадривания, как положительный итог, как утешение);

  • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.;
  • игры-драматизации;
  • сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
  • элементы творчества и новизны;
  • юмор и шутка.

картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и

промежуточные варианты

раздаточного

материала, разрезные картинки, пазлы,

нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для

ряженья; юморески, комиксы и др.

Комплексный метод руководства игрой

(Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова)

Разновидности игр

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, как эффективного средства социализации дошкольников и формирования их достижений, представленных в целевых ориентирах

-игры, возникающие по инициативе детей (игры- экспериментирования, сюжетно- самодеятельные игры)

-игры по инициативе взрослого (обучающие, досуговые)

-народные игры (обрядовые, тренинговые,

досуговые)

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Специфические виды деятельности развиваются без помощи взрослого. В этом и заключается их истинно детская сущность. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.

Что  бы  такая  «стихийная»  познавательная  деятельность  детей

приобрела осмысленность и развивающий эффект в учреждении поставило цель: создать условия, необходимые для развития познавательно- интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  • образовательная  и        игровая        среда,        должна

стимулировать

развитие        поисково

-        познавательной

деятельности детей;

  • содержание

развивающей        среды

должно        учитывать

индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

  • родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении следует придерживались следующих принципов:

  • деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Важно подобрать разнообразие формы и методы организации детской познавательной деятельности:

  • алгоритмы,
  • картосхемы,
  • поощрение самостоятельности,
  • побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах

деятельности,

  • моделирование ситуаций с участием персонажей,
  • индивидуально-личностное общение с ребенком,
  • модель обследования предмета,
  • рабочие листы,
  • оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Многообразие методов и приѐмов позволит развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются следующие:

  1. Познавательные занятия. Например, познавательное занятие

«Незнайка и правила дорожного движения» (квест – игра). Дети рассказывали Незнайке о правилах дорожного движения, для чего существуют дорожные знаки, сигналы светофора, проезжая часть и тротуары. Предложили придумать и нарисовать свой знак. Проблема: Незнайка не знал правил дорожного движения, не понимал значение знаков. (Рассказ детей).

На занятии «Огонь, друг, огонь – враг» дети узнают, когда огонь бывает, полезен человеку, а когда врагом. С помощью символов научатся оценивать возможную опасность и делать выводы о неосторожном отношении с огнем. Узнают правила самосохранения в непредвиденных ситуациях.

При знакомстве с лекарственными и ядовитыми растениями дети учатся узнавать их на участке детского сада, иллюстрациях, уголке природы. Узнают о простейших способах использования некоторых из них при лечении человека. Для закрепления использовалась художественная литература: Т.А. Шарыгина «Советы лесной мышки» из серии «Осторожные

сказки» - Безопасность для малышей. Сказка «Одуванчик» из книги «Окно в мир природы» (экологический атлас, авт: Турчина Г.П. ; Иванов Ф.Ф. ; Иванов С.Ф,).

Правила поведения на железной дороге -

При ознакомлении с железнодорожным транспортом, дети узнают, что железная дорога является зоной повышенного внимания. У нее есть, как и на обычной дороге, свои правила и знаки. Если нарушать эти правила, то может случиться беда. Какой вред наносят нарушители правил поведения на железной дороге, а так же учатся ответственности за свое поведение. Во время занятия у детей значительно расширился лексический запас по теме.

Занятие по теме «Осторожно незнакомец», дети узнют много интересного. Узнают о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научатся разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность и правильно реагировать в таких случаях.

При рассматривании плакатов «Чрезвычайные ситуации», дети узнали, что можно попросить помощи у специальных служб их телефоны. Через дидактические игры пробуют решать проблемные ситуации, ориентироваться в них (гроза, пожар, молния и т.д.).

При беседе о терроризме, дети узнают, что это такое, как можно ему противодействовать, учатся противостоять опасности и действовать в экстремальных ситуациях, о мерах предосторожностях и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, навыках уверенного поведения в этих ситуациях.

  1. Развлечения. На развлечении «Азбука светофорных наук» дети учат Баб Ягу правильной езде в городе и соблюдению правил дорожного движения.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Общение с родителями строится на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью.

Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).

Особенность данной Программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца

несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Примерные темы бесед и информационных буклетов:

«Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?», «Правила поведения с незнакомцами», «Чему должны научить детей педагоги и родители» («Пожар в доме»,

«Незнакомые люди», «Безопасность в квартире»), «Что нельзя приносить в детский сад» (острые и колющиеся предметы), «Если начался пожар,  а  взрослых  нет  дома…»,  «Пожарная  безопасность  на  даче»,

«Пожарная безопасность в лесу», «Путешествие по улице: правила для пешеходов»

Создание рисунков взрослые – детям на темы: «Когда огонь бывает добрый, а когда злой», «Пешеход переходит улицу», «Сотовый телефон»,

«Мой компьютер».

Описание иных характеристик содержания Программы

Присутствует региональный компонент. Учитываются климатические особенности региона:

- при проектировании содержания Программы учитываются специфические климатические особенности  Смоленского региона, к которому время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д.

- дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают.

   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально технические условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения Программы

В детском саду создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для этого используются ширмы «Правила пожарной безопасности», «Знает каждый гражданин». Макеты «Осторожно, улица», «Мой район», «Железнодорожный вокзал», «Осторожно опасные предметы», «Противопожарный щит».

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса, в детском саду создана развивающая среда с учетом нормативных требований и современных подходов к ее проектированию. При построении предметной среды групповых комнат нами были учтены особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики воспитанников, учтены потребности детей с особыми возможностями здоровья.

В групповых комнатах оформлены уголки безопасности «Будь внимателен!» «Правила дорожного движения», «Внимание, железная дорога».

Территория ДОУ оснащена «Автоплощадкой».

Методические материалы, средства обучения и воспитания

Беседы: «Пожарный - герой, он с огнѐм вступает в бой», «Детские шалости  с  огнѐм»,  «Пусть ёлка  новогодняя  нам  радость  принесѐт»

«Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте», «Ребѐнок на улицах города»,«Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!»,

«Электроприборы в быту»,

Плакаты о правилах безопасности.

Дидактические игры:

«Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился»,

«Предметы – источники», «Четвѐртый лишний», «Покажи, что назову», «Это опасно», «Красный, желтый, зеленый», «Найди ошибку».

Видеофильмы «Уроки осторожной тетушки Совы», «Смешарики»,

«Маша и медведь», «Будь осторожен с огнѐм», «Путешествие в Простоквашино», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах».

Атрибуты для инсценировок

«Приключения колобка», «Волк и семеро козлят», «Как петушок потерялся»,

Игры-тренинги:«Улица»,    «Тротуар»,    «Проезжая    часть»,

«Перекрѐсток», «Пешеходная зона», «Островок безопасности», «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился  в  общественном  месте»,  «Что делать  в  случае  теракта?»,

«Общение по сотовому телефону», «Компьютерная игра». «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома».

Дидактический материал

(цветные картонные карточки в папках)

Лыкова И.А., Сундукова А.Х. Азбука здоровья. — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Опасные животные. — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Опасные растения. — М.: Цветной мир, 2017.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные явления в природе. — М.: Цветной мир, 2016.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность на дороге. — М.: Цветной мир, 2016.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Пожарная безопасность. — М.: Цветной мир, 2016.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Социальная безопасность. — М.: Цветной мир, 2016.

Лыкова И.А. Беседы о стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».— М.: Цветной мир, 2017.

Лыкова И.А. Несет меня лиса (по сюжетам русских народных сказок). — М.: Цветной мир, 2016.

Список используемой литературы

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стѐркина. - М.: АСТ, 1998.
  2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
  3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
  4. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 64 с.
  5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
  6. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.
  7. Мартынов, С. М. Здоровье ребѐнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.
  8. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
  9. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
  10. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015.
  11. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
  12. Учебно-методического пособия для реализации образовательной программы

«Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.

  1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград:        Учитель,        2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Программа "Азбука безопасности" для детей средней группы

Программа "Азбука безопасности" способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения, развитию навыков здорового образа жизни....

Программа "Азбука безопасности"

Программа расчитана на два возраста, средний и старший....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"

дополнительная образовательная Программа  «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие с...