МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
статья по обж (старшая группа)

Милова Оксана Вячеславовна

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления  о наиболее опасных  ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

        Милова Оксана Вячеславовна, воспитатель

 Детский сад «Колокольчик» с. Борское

тел:89277592529

oksana-milova@yandex.ru

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления  о наиболее опасных  ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Таким образом, я решила систематизировать работу по формированию безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми и определила следующие задачи:

  • формировать основы по сохранению и укреплению здоровья, представления о способах безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

 С целью проведения педагогической диагностики мною были подобраны несколько ситуаций для индивидуальной беседы  с детьми старшего дошкольного возраста: «Можно ли оставлять включенные электроприборы без присмотра?», «Стоит ли брать лекарства, без разрешения взрослых? Почему?», «Как нужно себя вести при открытых окнах  и на балконе?»,   «Если незнакомец спрашивает,  где ты живёшь, дома ли твои родители, как ты поступишь?», «Взрослый представляется знакомым родителей, и предлагает подвести?»,  «На какой машине  ты бы согласился покататься с незнакомым взрослым?», «Взрослый угощает сладостями, дарит игрушку, приглашает пойти вместе с ним? Как ты поступишь?»

Результаты бесед с детьми показали, что самостоятельно решали данные ситуации 30%, с помощью взрослого 60 %, а не решили совсем 10%.

Проведя анкетирование родителей, я обратила внимание на то, что не все родители отвечали на вопросы легко, у некоторых возникали затруднения.  В помощь родителям мною был изготовлен буклет «Формирование опыта безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми», в котором даны рекомендации. Таким образом, отсутствие у детей навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях, недостаточная компетентность родителей в вопросах формирования безопасного поведения старших дошкольников в быту и с незнакомыми людьми убедили меня в необходимости работы по формированию навыков безопасного поведения воспитанников.

Наиболее эффективным методом в  решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми.  Наша задача – максимально использовать игру. С помощью неё подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.

Работа  с детьми в течение года осуществлялась в соответствии с разработанным перспективным планом в  непосредственной образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, художественное творчество) и в  режимных моментах, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.

Для примера хотелось бы остановиться на одном из занятий, которое прошло в виде викторины и детям особенно понравилось. Ребята были очень активными, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Начало викторины было в виде игровой ситуации, я загадала детям загадку: «К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам. Светлое величество! Это … (электричество)». Отгадав загадку,  дети стали вспоминать правила пользования электроприборами.  Каждый игрок команды отвечал на блиц – вопросы. Следующим заданием было отгадывание загадок. Детям очень понравилась игра «Что для чего?»:  Ведущий показывал картинки с электроприборами, а дети рассказывали об их назначении. Затем я предложила детям разгадать ребусы и  составить слово по первым буквам предметов изображённых на картинках,  расставляли звуки по порядку. В итоге, у нас получилось слово «Ток». В заключение занятия мы вместе с детьми по очереди называли и закрепили правила пользования электроприборами.  Занимаясь с детьми в течение года, мною был собран методический материал: загадки, дидактические игры, была подобрана художественная литература, педагогические ситуации.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод  моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни. Например: Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни… Данную ситуацию мы разобрали и обыграли в сюжетно – ролевой игре «Семья», добавили персонажей: мошенника и полицейского. Из бесед с детьми о том, кого они считают наиболее опасными из людей по внешнему виду мы выяснили  что красивых и опрятных  они отнесли к тем, кто не может причинить вред, а неопрятных и некрасиво одетых – отнесли к опасным. Поэтому мы создали ситуацию: Молодой человек приметной наружности приветливо приглашает ребенка покататься на модной машине:! Хочешь руль покрутишь? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает! Данную ситуацию мы так же разобрали и обыграли её, используя имитацию. Вместе с детьми мы рассматривали и обсуждали разные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомых людей, например: угощает конфетами, зовет куда-то  или заталкивает в машину. После бесед с детьми о том, как нужно себя вести в данных ситуациях мы закрепили правила: если подошёл незнакомый и хочет что-то сделать, нужно    громко кричать, звать на помощь, привлекать внимание прохожих. Ещё в своей работе я использую ситуации  из сказок,  например: «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом».

Так же в беседах с детьми указываю на то, что предметы домашнего быта, также могут являться источником опасности. Обращаю внимание дошкольников на то, что в помещении опасность представляют открытые окна и балкон, электроприборы, бытовая химия, лекарства.

Была предложена такая игровая ситуация: Если в доме что-то загорелось, что нужно делать?  Эта ситуация была разобрана и её мы обыграли через театрализованную постановку. Следующая ситуация: Осторожно горячо: Девочка приоткрывает крышку кастрюли. Что она делает не правильно? Данную ситуацию мы вместе  обыграли  в сюжетно-ролевой игре «Семья» и объединили с игрой «Больница».

При решении задач поставленных в данных ситуациях стараюсь помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно действовать в опасной ситуации. Используя в своей работе моделирование игровых ситуаций при формировании безопасного поведения, знания детей намного улучшились. В ходе работы я определила условия, которые обеспечивают формирование навыков безопасного поведения. Это: подбор доступного материала, систематичность мероприятий, наглядный материал, игровые формы работы с детьми, сотрудничество с родителями. Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний и навыков безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей.

Литература.

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство — Пресс», Санкт-Петербург, 2018 г.
  2. Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А. А. Кондрыкинская. — Просвещение, 2024г. — издание 4-е. — 94 с. — ISBN 5–09–010385–2.
  3. Григорович Л. Н. «Опасные ситуации в жизни детей», Москва, Просвещение, 2020 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

В материале описаны современные технологии формирования у детей  старшей группы ДОО навыков безопасного поведения....

Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

   Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которо...

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга   Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...