основы финансовой грамотности для дошкольников
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ломакина Елена Алексеевна

основы финансовой грамотности для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx89.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формирование финансовых основ официально считается одной из главных задач учебного процесса с дошкольных лет. Однако у большинства родителей это вызывает некоторые сомнения: «Почему детям нужно так рано рассказывать о деньгах?» Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

Сейчас едва ли найдется дошкольник, не державший монету в руках. Несомненно, многие ребята знают, что такое деньги. К большому сожалению, наука о денежных средствах – это та наука, которой взрослые в отношениях с ребенком, в большинстве случаев пренебрегают. Скорее всего, родители чувствуют себя неуверенно в разговоре с детьми о деньгах. Не знают, как и откуда начать говорить о них, в зависимости от возраста ребёнка. Попробуем выяснить, что значит, для ребёнка, быть финансово грамотным.

Дошкольное время является наиболее плодотворным в плане закрепления таких индивидуальных и психологических особенностей человека, как ответственность, добросовестность, сила воли, которая так необходима для того, чтобы стать финансово грамотным человеком. Уже со старшей дошкольной группы стоит начинать учить ребёнка знаниям о денежных средствах. Именно в этом возрасте они знакомятся с деньгами.

В нашей группе №23 мы знакомим ребят с такими понятиями как: «Деньги», «монета», «купюра», «доход», «заработок», «заработная плата», даем ребенку понятие «Что такое деньги? «Где взять их?» и «Зачем нужны деньги?» В процессе образовательных ситуаций и игр в нашей группе №23 К ребятам приходит понимание, что труд приносит доход, что заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Разговариваем с ребятами о значении различных монет, бумажных денег купюр. Рассказываем детям, что деньги используют для покупки вещей. А расходы можно назвать «полезными» и «бесполезными».

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности в старшей группе №23 используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в старшей группе №23 были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также была разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Потребность-возможность», «Сдача», «Запланированная покупка», «Надо и Хочу», «Что важнее?» и многие другие. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей.

Самый простой и доступный способ преподавания понятия денег детям – игра в магазин. Именно в игре дети могут принимать первые финансовые решения, например, можно поиграть в поход в магазин продуктов. Эта ситуация детям знакома, и они с лёгкостью включатся в игру.

В данном возрасте ребенок может познакомиться с понятием «копилка». Как с ребенком говорить о деньгах?

Обучение ребёнка финансовой грамотности - это куда больше, чем одна беседа. Здесь нужно прибегать к реальной жизненной ситуации и примеру, который поможет все понять на практике. Дети будут учиться не только на словах, но также и действиями.

Для Вас, дорогие родители, я подготовила некоторые идеи и возможности для разговора с ребенком о деньгах:

-Когда ребенок получил подарок деньгами. Например, от бабушки или дедушки, что очень часто происходит. Родители помогут ребенку решить – потратить сейчас деньги, например, на сладости или «хотелки», или сохранить и отложить на следующие покупки.

-Когда взрослые пользуются банкоматом. Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.

-В магазине. Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ребёнку, что различные вещи имеют разную цену и от чего это зависит. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант «подешевле».

-Оплата квитанции и счетов. Это, наверное, не то, что обычно делают родители вместе с ребёнком. Однако это отличная возможность познакомиться с финансовыми расходами за месяц. Также это отличная возможность пообщаться с ребенком о различных способах экономии денежных средств. Так, например, можно сказать, что надо выключать свет, если он не нужен. Или открывать кран тонкой струей, поскольку это позволяет экономить деньги, которые потом вы можете потратить на семейный отпуск.

-Чтение художественной литературы. На примере сказочных героев можно разобрать различные проблемные ситуации ( Сказки: Буратино, Три поросёнка, Цветик - семицветик и др.).

-Просмотр развивающих видеоматериалов и мультфильмов. Любимые герои наглядно покажут, как правильно поступить в различных ситуациях.(Смешарики, Фиксики, Азбука тётушки Совы)

Подводя итог, следует сказать, что начинать учить финансовой грамотности детей стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были.

Желаю финансового благополучия для вас и ваших детей!

Подготовила: воспитатель Ломакина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...