Конспект ОД "Юные экономисты
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Копанева Ирина Юрьевна

Основы финансовой грамотности (Подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_finsovoy_gramotnosti_-yunye_ekonomisty.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной группе по финансовой грамотности «Юные экономисты»

Составил: Воспитатель первой

квалификационной категории

Копанева Ирина Юрьевна

Цель: Расширить и закрепить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи: Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивать умение делать выводы на основе практического опыта.

Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбию, бережливостью).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.

Форма работыподгрупповая

Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые, сотрудничество.

Организация образовательной среды:

Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелек 2 шт., железные монеты, бумажные купюры, карта для внесения результатов опытов. Настоящие и ненастоящие деньги разного достоинства (купюры 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами. Монеты. Столы и стулья по количеству детей.

Планируемый результат:

Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена – это количество денег, котое надо отдать.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работаЭкономикаэкономный, потребности, цена, деньги (купюры, монеты).

Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», беседы «Что такое бюджет»«Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Ответы детей.

Воспитатель: Поприветствовали гостей, настало время для занятий. Скажите пожалуйста, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: А для того, чтобы его улучшить мы с вами встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть я! (руки к себе)

Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои места.

Дети уходят на свои места.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое называется «Три копейки за покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей дает: «Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- ребята, как вы думаете, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?

Ответы детей.

Воспитатель: Нет. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, для такого большого количества покупок не достаточно этих денег. Надо уметь правильно распределять свои деньги. Как вы думаете, существует ли такая наука, которая учит правильно расходовать деньги.

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, есть такая наука и называется она – экономика. Она учит нас быть экономными. А что значит быть экономным?

Ответы детей.

Воспитательэкономным человек – это тот, что умеет правильно расходовать свои деньги.

И сегодня я хочу пригласить вас в школу экономики. Там мы с вами научимся расходовать свои деньги, познакомимся с экономическими названиями и даже решим экономические задачи.

Для того чтобы нам переместиться в школу экономики нам необходимо взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать в обратном порядке от 10 до 0 всем вместе.

-Открываем глаза. Вот мы и переместились.

2. Основная часть.

Воспитатель показывает копилку.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно копилка. А для чего она нужна?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, копилка нужна для того, чтобы копить деньги. Мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят свои деньги? И сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги»

Проводится речевая игра «Для чего нам нужны деньги»

Воспитатель: Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей: (Покупка продуктов питания, оплата проезда, покупка подарков, оплата бытовых услуг, оплата коммунальных услуг, оплата обучения, покупка необходимой одежды).

Дети уходят на свои места.

Воспитатель: Как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: да верно, их зарабатывают родители, а как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей.

Воспитатель: Зарплата – это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю. Кроме родителей, кто еще является членом вашей семьи?

Ответы детей.

Воспитатель: бабушки и дедушки правильно, а получают ли они деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно пожилым людям, проработавшим много лет, государство платит пенсию. Кто еще живет в семье?

Ответы детей.

Воспитатель: Да в семье проживают еще дети – это ваши братья и сестры. А как вы думаете, дети могут приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей. Дети получают от государства деньги – детские пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, пособия, стипендия. А как же, одним словом назвать все эти деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Да это все доходы семьи, или по другому семейный бюджет.

Сегодня в нашей игре вы тоже будете за каждый правильный ответ зарабатывать монеты. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах.

Первое практическое задание называется «Посчитай семейный бюджет»

(На столе у детей монеты разного достоинства).

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.

Решите задачу и найдите нужную монету на столе.

(Дети в уме выполняют математическоевычисление и находят монету с числом 10, за что и получают свою монету в копилку).

Второе практическое задание.

Воспитатель: Следующее задание.

(Дети выбирают 1 конверт с заданиями).

1 –й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.

2 – й вариант. Дети с помощью знаков больше, меньше и равно определяют, какой из товаров «Дороже», а какой «Дешевле».

3 – й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.

4 – й вариант. Детям надо выбрать карточки с товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Воспитатель: получаем монеты за правильные ответы.

Третье практическое задание «Найди Российские Деньги»(За правильный ответ монетка)

Воспитатель: Ребята, вы когда–нибудь делали покупки самостоятельно?

Ответы детей.

Воспитатель: тогда скажите мне, с чем ходят в магазин за покупками?

Вот посмотрите, сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши магазины.

Дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские.

Воспитатель: Как называются наши деньги? (рубли).

Ой, почему среди денег оказалось ракушка?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, ракушка – это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а как вы думаете, какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, металлические появились раньше. А как же называют эти деньги по другому?

Ответы детей.

Воспитатель: Да верно, они называются монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу здесь у нас будет мини лаборатория. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы с вами пришли сюда? Чтобы узнать, что удобнее в обращении монеты или купюры.

Как настоящие исследователи мы будем записывать результаты опытов, то-есть будем делать пометки напротив наших денег на доске.

Посмотрите внимательно на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?

Ответы детей – бумагу.

1 эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монету в другом бумагу. Что произошло? Бумага помялась, а монета нет.

Теперь давайте попробуем порвать их (бумага рвется, а монету порвать не возможно).

Воспитатель: какой вывод можно сделать, что лучше монета или купюра?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно монета в обращении лучше. Она не мнется и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюсик, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Воспитатель: Следующий эксперимент мы проведем с водой. Перед вами два стаканчика с водой. Опускает в первый стаканчик бумагу, что произойдет?

Совершенно верно, бумага размокнет и не будет пригодна к использованию.

А теперь проверим монету. Что происходит с ней?

Какой вывод делаем, кто в этом эксперименте выиграл?

Ответы детей.

Воспитатель: Отмечает плюсик монете.

3 эксперимент:

Воспитатель: Давайте возьмем в руки монету и купюру и определим, что легче.

Ответы детей.

Воспитатель: да, монета тяжелее купюры и это не всегда удобно, т. к. если в кошельке их много, это тяжело и не всегда удобно. Ставим плюсик купюре.

4 эксперимент:

Воспитатель: А сейчас положите купюру и монеты в разные кошельки. Потрясите, поверните. Делаем вывод, с бумажными купюрами удобнее, они не просыпаются. Ставим плюсик купюрам.

Давайте подведем итог, что же лучше в обращении купюра или монета. По одним свойствам выигрывает купюра, а по другим монета. Какой вывод мы делаем?

Ответы детей.

Воспитатель: вы правы, нам нужны и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть еще в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей. (карта)

Воспитатель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы проделали большую работу и получаете по золотой монетке. Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет в течении занятия. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Подходите к прилавку с товаром. Для начала рассмотрите весь товар, определите, что бы вам хотелось купить и хватит ли у вас на все это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание: 2 красных яблока стоит 5 руб., 2 зеленых яблока – 3 руб. как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда давайте определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться, беремся все за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

Рассаживаемся на свои места, ребята вы согласны, что многие вещи нельзя купить? (Да)

Тогда давайте поиграем в игру «Да-нетка». Я буду называть слова, которые можно приобрести за деньги или нет. Если согласны, то хлопаете в ладоши 3 раза и подтверждаете это словами «Да». Если нет – то хлопаете 1 раз и произносите слово «Нет».

Дружба, хлеб, погода, кукла, солнце, машина, мама, любовь, конфета, друг, помидор, счастье, мяч, здоровье.

- Молодцы. Получается, что за деньги можно купить товар или услугу, но нельзя приобрести такие человеческие ценности как любовь, дружба, здоровье. Помните об этом. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "В гостях у семьи экономистов"

Занятие направлено на ознакомление дошкольников с окружающим. Знакомит детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Позволяет закрепить знания детей о профессиях и труде взрослых, математически...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Конспект НОД «Знакомство с профессией экономист»

Конспект НОД«Знакомство с профессией экономист»Цель: познакомить детей с профессией экономистЗадачи : Расширять представления о разнообразии профессий взрослых, их значении и важности...

«Маленькие экономисты». конспект игра -аукцион

laquo;Маленькие экономисты».   На протяжении нескольких лет мы в детском саду занимаемся экономическим воспитанием детей. Наш кружок называется «Маленькие экономисты». Дет...

Конспект викторины: «Юные экономисты»

Задачи: - Закрепление экономических знаний, полученных ранее на занятиях - поддерживать интерес к экономическим знаниям, развивать экономическое мышление. -формировать деловые качества личности, эконо...

конспект комплексного занятия "Юные экономисты"

конспект по  развитию финансовой грамотности детей 6 - 7 лет...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....