Технологическая карта практического занятия "Путешествие монетки".
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бастун Людмила Евгеньевна

 

Технологическая карта практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта практического занятия

Бастун Людмила Евгеньевна, воспитатель

Образовательная организация

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 62 «Журавушка»

Возрастная категория

5 - 6 лет

Вид занятия

Тематическое

Тема

«Путешествие Монетки»

Формируемые знания, умения, навыки

Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.

Ожидаемые результаты

  1. Знать первоначальные понятия основ

      финансовой грамотности.

  1. Уметь определить жизненно важные

     потребности человека и объяснить, что деньги

      нужно уметь расходовать разумно.

  1. Уметь объяснять, для чего нужны деньги и

     какую роль в жизни человека они играют.

  1. Употреблять в играх, занятиях, общении

     знакомые понятия основ финансовой

      грамотности.

Цель

Формировать первоначальные представления о деньгах, с историей возникновения денег их предназначением, создание мотивации для изучения финансовой грамотности дошкольников. 

Учебные задачи

* Дать детям понятие о деньгах (бумажных,

   монетах) и их значении, о возникновении денег;

* Развивать логическое мышление, речь детей,

   расширять кругозор; 

* Формировать разумное отношение к

   расходованию денег о различных способах  

   сбережений и экономии бюджета семьи;                 * Воспитывать социально-нравственные качества:

   бережливость, смекалку, трудолюбие, желание

   учиться.

Образовательные технологии

Игра, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы работы с информацией

Пояснение, беседа, вопросы, поощрение дидактическая игра, пальчиковая игра, динамическая пауза.

Общее время занятия

25 минут

Оснащение занятия

Мультимедийная презентация и оборудование для ее показа; фоновая мелодия; видеоролик «История денег»; бумажные и металлические деньги; стол для экспериментирования, лупы; стакан с водой; бумажные кошельки для поощрения.

Конспект практического занятия

Этап занятия

Содержание деятельности

Время, контроль

1

Организационный этап

Оргмонент. Эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

Дети проходят в группу, встают полукругом, звучим фоновая музыка

Воспитатель: 

Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться друг с другом нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но один никто не будет (соединяемся в середине).

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья.

5-7 минут

2

Разминка

Сюжет, игровая мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: (Ответы детей) Да.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное, интересное путешествие в страну Денег. Ну, что, отправляемся! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в стране Денег очутись». А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:

Маленька, кругленька,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)
(на мониторе появляется изображение монетки) (СЛАЙД 2)

Монеточка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах?

Дети: (Ответы детей)                                                                                                                              * Денежка без ног, а весь свет обойдет.                                                                                                    * Деньги — гости: то нет, то горсти.                                                                                                       * Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.                                                               * Уговор дороже денег.                                                                                                                           * Монета карман не тянет.                                                                                                                      * Здоров буду — и денег добуду.

Монеточка: Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а в моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название. Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: (Ответы детей)

Монетка, рубль.

Монеточка: Скажите, для чего нам нужны деньги?

Дети: (Ответы детей)

Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной проделать большой путь по стране Денег и раскрыть историю денег.

5-7 минут

3

Основной этап

1. Просмотр видеоролика «История денег».

https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

2. Рассматривание денег, экспериментирование.

Воспитатель: Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?

Дети: (Ответы детей) из бумаги, из металла.

Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги? (СЛАЙД 3)

Дети: (Ответы детей) Купюры (слайд 1)

Воспитатель: Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (слайд 2)

Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.

Воспитатель: А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. (СЛАЙД 4)

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, к нашему экспериментальному столу и я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы. Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой.

Дети: (Предполагаемые ответы детей) Герб и цифры. (СЛАЙД 5)

Воспитатель: Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?

Воспитатель: Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб. А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюре изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить. (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? (СЛАЙД 7)

Дети: (Предполагаемые ответы детей) Бумагу можно порвать, помять, а монету – нет.

Воспитатель: Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Но один существенный недостаток у таких денег это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет. (СЛАЙД 8)

Воспитатель: В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает). Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать.

(СЛАЙД 9)

10 минут

Просмотр видеоролика «История денег», показ денег на слайдах, экспериментирование.

1. Динамическая пауза «Покупка»

Мы бежали по дорожке                          (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки!               (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть?              (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть?                     (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать!                          (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать!                       (потереть большим пальчиком другие пальцы)

Один (рубль), два, три, четыре              (хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили!                      (указываем ручками на обувь).

2. Дидактическая гра «Что можно купить за деньги?» (СЛАЙДЫ 10, 11, 12)

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте. (Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Монеточка: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)

Монеточка: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

3. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:

Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу - расход

4. Пальчиковая гимнастика «Магазин»

Продаются в магазине                               (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир,                             (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр,                              (поочередно начиная с мизинцев)

Чай, конфеты, шоколад,                            (разъединяем пальчики поочередно начиная с большого)

Яблоки и виноград. 

Детский мячик в магазине                        (крутят руки влево вправо)

Продают в большой корзине.                   (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить,                              (хлопнуть ладонью левой руки о правую)

Чтобы экономным быть!                           (потереть большим пальчиком другие пальцы)

Воспитатель: Ребята, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно важные потребности. Скажите, что такое жизненно важные потребности?

Дети: (Ответы детей) Жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Назовите жизненно важные потребности человека?

Дети: (Ответы детей) Пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.

10 минут

4

Заключительный этап

Итог занятия, рефлексия

                                                                                                                                                                            Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать, что покупается на деньги.

Воспитатель: А как вы думаете, что нельзя купить за деньги?

Дети: (Ответы детей). Дружбу, честность, доброту.

Воспитатель: Правильно дружбу, честность, доброту. Потому, что дружбу и порядочность, ни за какие деньги не купишь. И это самое главное - это и есть настоящее богатство человека.

Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

 

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

 

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

 

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Монеточка: Вы были самыми настоящими  путешественниками и исследователями. Давайте положим ладошки друг на друга и скажем: «Мы ребята просто класс, получилось всё у нас!». «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Монеточка: Дети, а на память о нашем сегодняшнем путешествии я приготовила вам вот такие красивые кошельки для игры в магазин. До свидания, до новых встреч!

5 мин.

Литература и интернет ресурсы:

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – 

    Волгоград: 2008г.

2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням

    финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Технологическая карта практического занятия Игра-квест «Что? Где? Почем?

Технологическая карта практического занятияИгра-квест «Что? Где? Почем?Вид занятияКомплексное, интегрированное.ЦельЦель: закрепление знания детей по финансовой грамотности по темам: «Труд...

Технологическая карта практического занятия "Знакомим с финансами"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Применять первичные экономические знания на практике; Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргум...