Технологическая карта практического занятия Игра-квест «Что? Где? Почем?
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Умарова Ижайбат Имамудиновна

Технологическая карта практического занятия

Игра-квест «Что? Где? Почем?

Вид занятия

Комплексное, интегрированное.

Цель

Цель: закрепление знания детей по финансовой грамотности по темам: «Труд», «Доходы и расходы», «Бюджет», «Деньги» с помощью квест-игры.

Учебные задачи

1.Выявить умения детей применять свои знания, о использовании денег в игровой и повседневной деятельности.

2.Развивать навык действовать единой командой, оказывать помощь товарищам.

3.Учить детей обращаться к друг другу за помощью, учить сотрудничать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта практического занятия

Игра-квест «Что? Где? Почем?

И.И. Умарова

Образовательная организация

МАДОУ «Золушка» г. Когалым

Возрастная категория

Подготовительная группа

Вид занятия

Комплексное, интегрированное.

Тема

«Что? Где? Почем?

Формируемые знания, умения, навыки

Способность к самоконтролю, выработка

собственного понимания мира социальных

явлений, формирование интереса к экономической

деятельности взрослых.

Ожидаемые результаты

1.Знать первоначальные понятия основ

финансовой грамотности.

2.Формировать разумное отношение к

расходованию денег;

3. Формировать первоначальные представления о

жизненно важных потребностях человека, о

семейном бюджете, о расходах и доходах семьи;

4. Развивать экономическое мышление;

5. Способствовать развитию умения детей

пользоваться деньгами;

6. Воспитывать социально-нравственные качества:

бережливость, смекалку, трудолюбие, благотворительность.

Цель

Цель: закрепление знания детей по финансовой грамотности по темам: «Труд», «Доходы и расходы», «Бюджет», «Деньги» с помощью квест-игры.

Учебные задачи

1.Выявить умения детей применять свои знания, о использовании денег в игровой и повседневной деятельности.

2.Развивать навык действовать единой командой, оказывать помощь товарищам.

3.Учить детей обращаться к друг другу за помощью, учить сотрудничать.

Образовательные технологии

Квест-игра, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы работы с информацией

Беседа, дидактические игры, пальчиковая игра, динамическая пауза, викторина.

Общее время занятия

30мин.

Оснащение занятия

 Презентация, маршрутный лист, эмблемы для двух команд, конструктор, пластилин, пазлы.

Конспект практического занятия

Этап занятия

Содержание деятельности

Время, контроль

1

Организационный этап

Приветствие. «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим

Никого не обижаем. Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло!

Предлагаю вам поиграть в квест-игру «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды.  Предлагаю название команд Дети разбиваются на две команды (подбрасывают монетку и делятся по принципу «орел» или «решка»), выбирают название. «Рублики» и «Копейки». Я буду играть роль ведущего. Предлагаю вам самим заработать деньги. А как можно их заработать?  Пройти по станциям быстро и правильно выполнить задания, соответственно получить балл (рубль)!

 Методические рекомендации

В завершении квеста-путешествия, обе команды отправляются в магазин и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают, приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую команду сопровождает взрослый.

5-7 минут

2

Разминка

- Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

-Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

- Что сколачивают из денег? (капитал)

- Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

5-7 минут

3

Основной этап

Вам нужно пройти  4 станции по заданному маршруту, а на 5 ой -

(Бюджет) вы сможете потратить ваши заработанные деньги. Главное условия работать в команде.  Получите маршрутные листы

Итак, начинаем нашу игру!          

1.«Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

2.«Профессии» (Выбери и обучись)

3. «Банк» (Выгодно вложи!)

4.«Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)

5. «Бюджет» ( Потрать с умом)

   1 этап (станция) «Финансовый бурелом». (Вопросы на закрепление изученного материала). За каждый правильный ответ команда получает 1руб.

1. Зачем люди ходят на работу?

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон,

поездку)

3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо

специально учиться, чтобы устроиться на работу).

4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей,

техникум, университет).

5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную

работу).

4. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены

семьи).

5. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на

какие – ни будь нужды, потребности).

6. Как называются иностранные деньги? (Валюта).

7. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где

их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).

8. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

9. А когда тратим? (расход)

10. Как называются бумажные деньги? (Купюры).

11. Как называются металлические деньги? (Монеты).

12. Где впервые появились бумажные деньги? (в Китае)

Ведущий. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или

расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно) Общая игра «Доходы и расходы». Я буду называть действие, а вы похлопайте в ладоши если доход, и помашите рукой если расход.

- Папа получил зарплату – доход

- Заболела бабушка – расход

- Мама выиграла приз – доход

- Сестра потеряла кошелек – расход

- Заплатили за квартиру – расход

- Сын получил стипендию – доход

- Купили телевизор – расход

- Бабушка продала пирожки – доход

- Брат порвал куртку – расход

- Купили путевку на море – расход

10 минут

2 этап (станция) - «Профессии» Народная пословица гласит « Землю солнце красит, а человека – труд.»

Предлагаю вам выбрать профессии кондитера, строителя и произвести продукт своего труда. Участники, выбравшие профессию кондитера, должны слепить какое-либо кондитерское изделие. Выбравшим профессию строителя нужно соорудить какую-нибудь постройку из конструктора.

(Все атрибуты предлагаются детям на их выбор) В заключении представьте свою продукцию. Молодцы! Вы зарабатывате по 1 рублю.

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором

мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

3. этап (станция) - «Банк» (Выгодно вложи).

Ведущий, Вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).

Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги нужно положить в банк. Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль. Банк предлагает 3 варианта: если вы положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1 руб., на 2 мин.-добавится 2 руб., на 3 мин.-3 рубля.

Но, за выбранное вами время вы будете отгадывать загадки, ребусы и можете еще подзаработать. За каждую правильно решенную загадку вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю. (Загадки на экране)

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.(Копилка)

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются…(товар)

На товаре быть должна

Обязательна…(Цена)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в…(Банке)

И врачу, и акробату

Выдают за труд…(Зарплату)

Эта резвая купчиха

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает:

От компьютеров до хлама.

Имя у нее …(Реклама)

Задание Чтобы вам не ошибиться при счете заработанных денег выполните задание в конверте «Сосчитайте монеты и поставьте знаки БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ РАВНО.

Ведущий. Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если

это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья,

здоровье, дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое

богатство человека, которое мы должны беречь.

Игра «Собери купюру» (пазл)

Чтобы добраться до станции «Счастливый случай» осталось еще одно испытание как говорится в поговорке «Денежка без ног, а весь свет обойдет»

Вам нужно собрать пазлы из представленных купюр и назвать их (рубль или доллар)

- К какой стране они принадлежат?

- Можем ли мы расплатится деньгами другой страны.

4 этап (станция) - «Счастливый случай» Ведущий. Если вы хотите испытать себя на удачу, то предлагаю вам сыграть в лотерею. Для этого каждый из вас с закрытыми глазами должен достать из мешочка один бочонок (из киндер-сюрприза). В мешочке лежат 20 бочонков и только в одном из них находится приз - 10 руб. Если этот бочонок достанет один из участников команды, то ваш заработок увеличится на 10 рублей! Дети по одному достают бочонки из мешочка

5 этап (станция) «Бюджет» (Потрать с умом). Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей). Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

 У вас два варианта. Перед вами магазин «Детский мир», в котором вы можете на заработанную командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры, канцтовары, игрушки и сладости) или помочь бездомным кошкам и собачкам отдать в приют  для бездомных животных. Ребята совещаются и принимают решение.

10 минут

4

Заключительный этап

Заключительная часть.

Ведущий. Молодцы, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня

вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между

собой, и выполнили все задания в условиях соревнования

Подведение итогов. Рефлексия.

- Все ли у вас получилось? Что было самым тяжелым в игре?

Перед вами лежат монеты, достоинством от 1 до 5 копеек, оцените ими игру. 5 копеек – игра прошла удачно, все понравилось

4 копейки – все хорошо

3 копейки – игра не совсем понравилась

2 копейки так себе

1 копейка – вообще не понравилась игра.

5 мин.

Литература  и интернет ресурсы.

Использованные источники:

https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-semenova/konspekt-kvest-igry-puteshestvie- v-stranu-finansov.html

https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie- logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное учреждение

МАДОУ «Золушка»

Обучающий тренинг по основам финансовой грамотности для воспитателей в ДОУ

Подготовила: воспитатель Умарова И.И.

Когалым 2023г

Игра – занятие в форме театрализации по основам финансовой грамотности. Тема «Кошелек и его друзья»

Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности участников открытого занятия в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм, сказкам экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование: Ширма, бутафорский кошелек, пластиковая карта, мешочек с настоящими монетами, купюры игровые, бумажные кошельки -оригами.

Аудитория слушателей: воспитатели и специалисты ДОУ

Ход .

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.

Ведущий: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Ведущий: Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами занятие с элементами театрализации, посредством экономической сказки. Вы будете играть роль детей, а я в своей роли воспитателя. Согласны, тогда начнем!

Предлагаю всем вместе отправиться в сказочное путешествие в страну Экономики.

Воспитатель. Начать можно с вопроса, а вы любите сказки? (Ответы )

Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Игра «Волшебное озеро»

Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. Но сказка необычная , а экономическая.

Воспитатель. Повторим экономические термины, через игру «Наоборот»

Игра «Наоборот»-экономические термины

Покупатель —продавец

Покупка -продажа

Трудолюбивый —ленивый

Много —мало

Дорого —дешево

Богатый —бедный

Доход —расход

Тратить —копить

Высокие /цены/ -низкие /цены/

      Наличные —безналичные

Воспитатель:- Ну что же рассаживайтесь поудобнее (перед нами ширма театр) Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …

… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…

Вопрос? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей

Воспитатель:  Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!

В такие дни его открывали часто.

Вопрос?- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей

- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -

зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький

ребенок - пособие)

На магнитной доске один из детей вывешивает картинки

Проблемная ситуация

А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ

детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно продать)

Вопрос? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?

Задачка:

- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?

Физкультминутка.

 

Мама милая, родная

ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево вправо

Папа тоже дорогой.

вытягивают руки вперёд.

Бабушка совсем седая

поглаживая виски в сторону затылка

Дед уже не молодой

поглаживание щёк вниз

Брат похаживает в школу

ходьба на месте

А сестра лишь в детский сад,

сгибание ног в коленях

Я скажу, ребята, смело, Что семье я очень рад.

руки от груди разводят в стороны.

Вопрос? - Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать). Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их.

 Вопрос? - Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить купюру и монеты) (Дети проверяют ответы экспериментально.)

 Игра «Дополни фразу»

 Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)

- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)

В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости.

Вопрос? - На какие товары первой необходимости использовали деньги? Ответ (продукты, одежда, покупка крупных вещей)

- оплаты за что? Ответ детей (за квартиру, свет, газ)

Воспитатель. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.

Вопрос? - Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД

Речевая игра «Доход или расход» (в парах)

Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход».

Мама получила зарплату — доход. - Мама выиграла в лотерею. – доход

- Заболела сестра. – расход

- Папа нашел клад. – доход

- Брат порвал одежду. – расход

- Оплатили за коммунальные услуги: квартира, свет. – расход

- Дедушка получил пенсию. – доход

- Купили продукты в магазине. – расход

- Бабушка продала зелень с огорода. – доход

- Сестра разбила телефон. –расход

-Купили лекарство для дедушки - расход

Продала бабушка яйца — доход.

Вопрос? - подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)

Воспитатель: У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. (Работа за столами)

Задание 1

Надо навести порядок разложить монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой. (Выкладывание монет 1, 2, 5,10 рублей).

Задание:2

Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколадка. Что дороже, что дешевле?

 Воспитатель: Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.

Вопрос? - Почему? Ответ

- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?

Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я ……

Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.

Вопрос? - На чем мы можем экономить? Ответы (экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого…)

Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

Вопрос? - Для чего спрячем деньги в донце кошелька?

- Как хранить деньги без копилки? Ответ детей (положить в банк)

Воспитатель: Все, кто хранит деньги в банке, получают документ - сберегательную книжку(показать), в которой записывается количество денежных средств, положенных в банк, и доход по процентам, начисленным банком по денежному вкладу. Банки не только хранят деньги, но и оказывают разные услуги. Когда кошелек становился пустым, его перебрасывали с одного места на другое. Однажды, рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать)(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим, поучаствовать в сюжете сказки)

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.(Что могла сказать карточка?)

— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.

— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)

— Они во мне, — гордо ответила Карточка.

— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен!

Рефлексия

-Понравилась вам сказка?

- А что больше всего понравилось?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Для чего это пригодится в жизни?

Заключение.

 Ведущий: Вот так, в игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности. Закрепили понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также раскрыли сущность понятия «монета», «банкнота» и познакомились с «пластиковой картой»,

наличными и безналичными деньгами, банковскими операциями.

Развили умения соотносить свои желания и возможности, что способствовало осознанию роли денег в жизни людей.

Решили воспитательные задачи: 

воспитание уважения к труду, к результатам труда людей; 

воспитали навыки рационального потребления, культуры поведения.

Всем спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, бережливость, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

• с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

• научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности можно реализовать  в разных видах детской деятельности и развития:

Изодеятельность – дети могут изготавливають различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.

Развитие речи – дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.

Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше-меньше», «быстрее-медленние», «на сколько больше, на сколько меньше».

Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.

     Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей необходимо провести консультации на данную тему.

     Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).

Вывод; Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.

И, конечно, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Автор Умарова И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия с использованием дистанционных образовательных технологий

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей с основным документом о правах ребенка , изложенном в Конвенции ООН , способствовут формированию правовой грамотности у детей дошкольног...

Технологическая карта к занятию "Испечем печенье для мамы"

Технологическая карта используется на занятиия. для того что бы дети зрительно видели последовательность замеса теста....

технологическая карта психологического занятия Мечта Медвежонка

Психологическое занятие на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."...

Технологическая карта практического занятия "Путешествие монетки".

Технологическая карта практического занятия...

Технологическая карта практического занятия "Знакомим с финансами"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Применять первичные экономические знания на практике; Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргум...