Технологическая карта практического занятия
методическая разработка по развитию речи

Батурина Марина

Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razv_baturina.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Мегион. Структурное подразделение детский сад «Улыбка».

Технологическая карта практического занятия

Батурина Марина Васильевна

Образовательная организация

Структурное подразделение МАОУ «СОШ№4» «Детский сад «Улыбка»

Возрастная категория

5-6  лет

Вид занятия

тематическое

Тема

Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье»

Формируемые знания, умения, навыки

Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Воспитывать любознательность, инициативность.

Ожидаемые результаты

 Ответы на вопросы.

Цель

Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Воспитывать любознательность, инициативность.

Учебные задачи

Ознакомление детей с содержанием сказки. Способствовать развитию речи детей путем стимулирования ответов на вопросы по содержанию сказки. Обогатить словарь детей притяжательными прилагательными: волчий, лисий, заячий, беличий, медвежий, лосиный.  Учить сравнивать животных.

Методы и приемы работы с информацией

Беседа, проблемный диалог, решение проблемной ситуации, дидактическая игра. Художественное слово.

Общее время занятия

25 минут

Оснащение занятия

 Следы животных, раздаточный материал для дидактической игры «Круги Эйлера», оформление игровой комнаты - деревья в зимнем убранстве.

Конспект практического занятия

Этап занятия

Содержание деятельности

Время, контроль

1

Организационный этап

- Приветствие

Приветствие. - С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (поглаживают веки глаз)

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши)

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

- С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопывают)

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку)

- С добрым утром! (повернуться друг к другу)

2 минуты

2

Основной этап

Чтение русской народной сказки «Зимовье».

Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Лучшие сказки» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, как вы думаете?

Дети -

 Это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ.
Какие животные изображены на этой странице?

Дети- бык, баран, свинья, гусь, петух.

 Дикие они или домашние?

Дети: домашние.
Могут ли домашние животные жить в лесу?

Дети-
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Беседа по сказке.

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались?

Дети: (звери разговаривают).

Как бы вы назвали эту сказку?

Дети-

Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
*Какие звери решили жить в лесу? (бык, баран, свинья, гусь, петух)

*Что они делали летом?(от зимы лета ищут)

*Что они решили строить осенью?(

*Кто из зверей предложил строить зимовье?(бык)

*Кто решил забраться в зимовье?(Лиса. Медведь. Волк)

*Почему звери из зимовья победили волков?(Дружно напугали волка)

Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка ,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!

«Прогулка».

Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в снежный лес.

      Физминутка.«Идем на прогулку».

Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки —
Готовы для прогулки!

Теперь мы все тепло одеты, и можно отправляться на прогулку в снежный лес.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно глазки закрывать.

Повертелись, покружились и в лесу мы очутились.

Перед нами лиса и заяц. Давайте их сравним. Разделимся на две команды.

Дидактическая игра «Круги Эйлера».

 Две подгруппы детей составляют модель описания двух объектов по плану: лисы и зайца. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой круг - обруч. В месте пересечения кругов выложены символы, общие для обоих сравниваемых объектов, за пределами зоны пересечения - символы характеризуют различия двух объектов. Дети сравнивают объекты, определяя сначала их сходство, а затем - различия.

Дети: Лиса и заяц - это дикие животные. По размеру лиса больше, чем заяц, а заяц меньше, чем лиса. У лисы шубка рыжая, а у зайца - серая. Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую. У лисы есть голова, туловище, лапы, пушистый хвост, уши, нос, глаза; у зайца есть голова, туловище, лапы, хвост, длинные уши, нос, глаза. Лиса питается зайцами и полевыми мышами, а заяц - корой. Лиса живет в норе, а заяц прячется под кустом. Детеныш лисы - лисенок, а детеныш зайца - зайчонок.

Физминутка «На лесной опушке»

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает -

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение -

Очень ему нравится это упражнение.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну а белки словно мячики

Дружно прыгают и скачут.

8 минут  

Полюбуйтесь какие красивые деревья, осыпаны снегом, как будто укрыты снежными одеялами.

Дыхательная гимнастика.

А как легко дышать, воздух чистый, свежий. (глубокий вдох и выдох) Посмотрите, на снегу чьи-то следы…

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы? (белка)

Уточнить: у белки - беличий след.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост ее краса,

Этот зверь лесной… (лиса)

Уточнить: у лисы - лисий след.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора?

От врагов спасают ноги,

А от голода кора? (заяц)

Уточнить: у зайца - заячий след.

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались,

Напугал зверят тех… (волк)

Уточнить: у волка - волчий след.

Он в берлоге спит зимой

Под большою под сосной,

И когда придет весна

Просыпается ото сна? (медведь)

Уточнить: у медведя - медвежий след.

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось).

Уточнить: у лося - лосиный след.

Следы каких животных мы обнаружили на снегу? (перечисляют). Как можно назвать этих животных одним словом? (дикие, лесные).

8 мин

Ребята, мы с вами увидели, как зимуют лесные жители и нам пора возвращаться в детский сад.

2 минуты

Заключительная часть.

Закрываем глаза.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все вернемся мы опять.

Повернись, оглянись,

Снова дома очутись!

Вот мы и в детском саду.

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Что мы делали в снежном лесу?

- О зимовье каких зверей мы узнали?
     -Из какой сказки?

-Кто автор этой сказки?

- Вам понравилась прогулка?

4 мин.

Продолжение занятия

В свободной деятельности можно предложить детям нарисовать свои впечатления от прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."...

Технологическая карта практического занятия "Путешествие монетки".

Технологическая карта практического занятия...

Технологическая карта практического занятия Игра-квест «Что? Где? Почем?

Технологическая карта практического занятияИгра-квест «Что? Где? Почем?Вид занятияКомплексное, интегрированное.ЦельЦель: закрепление знания детей по финансовой грамотности по темам: «Труд...

Технологическая карта практического занятия "Знакомим с финансами"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Применять первичные экономические знания на практике; Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргум...

Составление описательного рассказа о белом медведе с опорой на схему и предметную картинку (технологическая карта открытого занятия)

Возрастная группа: разновозрастная  группа для детей с ТНР. Цель занятия: развивать связную речь  детей через обучение  составлять рассказ-описание по предложенному плану ....