"Кто любит труд - того люди чтут"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Дедюкина Саргылана Афанасьевна

Ознакомительно-ориентированный проект по финансовому образованию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_lyubit_trud-togo_lyudi_chtut.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомительно-ориентированный проект по финансовому образованию детей старшего дошкольного возраста

 “Кто любит труд-того люди чтут”

Подготовила:

 Дедюкина Саргылана Афанасьевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3 «Чуораанчык» МР «Таттинский улус»

Республики Саха (Якутия)»

Ытык-Кюель, 2023 г.

Введение

Система образования призвана откликаться на запросы общества и государства, поэтому в современном быстро изменяющемся мире дошкольное учреждение должна быть особенно гибкой и чуткой к требованиям времени.

Обучение детей финансовому образованию не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Постановка проблемы: хоть дети и ходят с родителями по магазинам, многие не знают на какие цели расходуются деньги в семье.

Участники проекта: групповой, с привлечением родителей

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • содействовать проявлению интереса у детей к трудовой деятельности взрослых;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством разнообразных видов действий.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  1. у детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
  2. понимание своих потребностей, оценки возможностей и ограничений;
  3. дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  4. дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги:

  1. Педагоги будут иметь обобщенный опыт по данной проблеме.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экономике и финансах.
  3. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об экономике и финансах.
  4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

  1. Повысился уровень осведомлённости родителей о финансовом образовании дошкольников.
  2. Экономическое просвещение родителей даёт больший плюс в воспитании финансовой грамотности детей.

Методы и формы работы, направленную на реализацию задач проекта:

Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире финансов на языке, ему понятном.

Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»:

Словесные методы (используются для расширения знаний детей об экономике и финансах, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных играх); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления об экономике и финансах): демонстрация наглядных пособий; работа магазинов, банков, обучающие видеофильмы, мультфильмы.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игровая деятельность.

  1. План-график мероприятий

Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на 15 месяцев: с «1» ноября 2022 года по «30» марта 2024 года.

п/п

этапы

Цель, задачи

сроки

1

Поисковый

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание развивающей среды по данной теме.

Ноябрь –декабрь 2022 г.

2

Планирующий

- постановка целей и задач, составление плана реализации проекта;

- разработка проекта по финансовому образованию «Кто любит труд – того люди чтут» с детьми дошкольного возраста 5-7 лет

- подготовка рекомендаций и консультаций для родителей.

Январь – февраль  2023 г.

3

Основной этап (практический)

 Реализация проектных мероприятий.

Март  2023 г. – февраль 2024 г.

4

Обобщающе-результативный этап (заключительный)

- обобщение опыта работы и накопленных материалов по проекту на уровне МБДОУ;

- проведение анкетирования родителей по результатам проекта, с целью оценки степени усвоения материала по экономическому воспитанию;

- распространение опыта по проекту на уровне МБДОУ;

- разработка дальнейшего плана работы по экономическому воспитанию.

Март  2024 г.

  1. Поисковый этап

Этап

Действие воспитателей

Действие детей

Для определения цели и проблемы темы проекта применяем метод создания проблемной ситуации вовремя игры-квеста «Финансовая школа», где дети знакомятся с Рубликом.

Используя вопросы: «Что, я знаю о деньгах?», «Почему родители работают?», «Где и как я могу узнать об этом?» и т.д., определяем границы детского знания и их интересы.

Увидеть и выделить проблему, волнующую детей и подсказать способ поиска ее решения. Чаще всего тему предлагают сами дети, задавая вопросы взрослым об окружающей их действительности. Поддерживаем детей в их любознательности, всячески создавая условия для познавательной деятельности.

После формулировки проблемы педагоги и дети выбирают форму результата деятельности, определяют задачи. 

Дети попадают в игровую ситуацию «Финансовая школа» и обнаруживают границу знания, которую стремятся расширить. Самостоятельно или при помощи взрослых определяют проблему, планируют задачи будущего проекта. 

Посредством открытого вопроса после игры и знакомства с Рубликом приходим к идее проектной деятельности, главное, что она исходила от детей, значит она интересна им.

  1. этап – Планирующий

п/п

Название мероприятия

сроки

ответственный

1

Разработка проекта по финансовому образованию «Кто любит труд – того люди чтут» с детьми дошкольного возраста 5-7 лет

Январь

2023 г.

Воспитатели, ст. воспитатель

2

Проведения родительского собрания по теме: «Финансовая грамотность для дошкольников»

Январь 2023 г.

Основной воспитатель

3

Составление плана деятельности по проекту

Январь-февраль 2023 г.

Воспитатели, дети, родители группы

4

Консультация для родителей на тему «Финансовая грамотность»

По мере необходимости

Воспитатели

5

Сбор информации, материалов для реализации проекта.

постоянно

Воспитатели, мл. воспитатель, родители

3 этап – Основной

Мероприятия по реализации проекта

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

Март 2023 г.

- Беседа «Почему все взрослые работают?»

- Чтение художественной литературы: История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель. Дидактические и

сюжетно-ролевые игра «Магазин игрушек»

- Родительское собрание (проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми)

- У нас в гостях Родители

Пополнение информационной зоны РППС (художественная литература экономического содержания).

Апрель 2023 г.

- ООД «Труд и продукты труда (товар)»

- Беседа «Почему не все можно купить и продать?»

- Д/и «Кто кем работает

-Подбор и изучение методической литературы. 

- Анкетирование род-лей

- У нас в гостях Родители

Изготовление демонстрационного материла (Д\и о профессиях, картинки с изображением профессии).

Май

2023 г.

- Чтение художественной литературы: История денег Рассказы для детей. Пётр Кошель.

- Беседа «Знакомство с деньгами» (какие бывают деньги)

- просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»;

- Буклет.

«Экономическое воспитание в семье»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-финансовая зона.

Д/и на финансовую грамотность

Сентябрь 2023 г.

- Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Жадный мальчик»

- Беседа «Для чего нужно учиться?»

- Д/игра судок «Труд»

- Прописи «Труд – основа жизни человека»

- Фотовыставка «Летний день - год кормит»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: Д/и «Труд – в жизни человека».

Октябрь 2023 г.

- Рассматривание буклетов с рекламой детских товаров. Обсуждение пользы и вреда такой рекламы.

-Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

- Игровая ситуация «Рекламное агентство»

- Домашнее задание: придумать «товар будущего» и к ним рекламу

Изготовление атрибутов к СРИ (изготовление денег, банковских карточек, банкомат, сейф).

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Банк»

Д\и «Мир профессий»

Ноябрь 2023 г.

-Просмотр мультфильма  

«Азбука денег», уроки тётушки Совы.

- проблемная ситуация «Хочу и надо»

- Творческое задание рисование «Нарисуем деньги нашей группы».

- ООД «Путешествие в страну Экономика».

-Консультация «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность?».

Пособие «Куда уходят деньги»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Банк»

Д\и «Труд основа жизни человека»

Декабрь 2023 г.

- Беседа «Потребности и желания».

-Чтение худ/литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- Дидактические и

сюжетно -ролевые игра «Купи другу подарок»

- Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

- Фотовыставка «Поход в магазин».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Банк», «Магазин одежда»

Дидактические игры «Финансовая азбука»

Январь 2024 г.

- Беседа «Что лучше - копить или тратить?»

- Чтение художественной литературы литовская сказка «Волшебный кошель»

- Дидактические и

сюжетно -ролевые игра «Продуктовый магазин»

- Викторина «О какой сказке идет речь?»

- «Большие беседы с маленькими людьми» (папка-передвижка)

- Выставка «Копилка»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Телевидение»;

Дидактические игры «Финансовая азбука»

Февраль 2024 г.

- Беседа «Где живут деньги?»;

- ООД «Дом, в котором «живут» деньги».

- чтение художественной литературы сказка «Жадный мельник»

- Дидактические и

сюжетно -ролевые игра «Банк»

- Папка – передвижка «История бумажных денег в России»

- Фотовыставка «Наши папы горы свернут»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Семья»;

Дидактические игры «Мир профессий»

Март 2024 г.

- Проблемная ситуация «Хорошо-плохо».

- ООД пластилинография «Монета»;

- Интеллектуально - познавательная игра «Путешествие в страну Экономика».

- Просмотр мультфильма С. Михалкова «Как старик корову продавал».

- Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: «Мы знаем о финансах…»

- Фотовыставка «Наши мамы работают»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы сюжетно-ролевая игра «Путешествие», «Школа»

Д\и «Труд основа жизни человека»

 

  1. этап – Заключительный:

Работа с детьми

Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Апрель 2023

Работа с родителями

Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Апрель 2023

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы

Выступление перед педагогами МБДОУ

Май 2023

II. Оценка результатов и отчетность

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета МБДОУ.

2. Публикация результатов проекта.

3. Применение в практике педагогической деятельности.

III. Приложения

Анкета “Азы финансовой грамотности дошкольника”

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в анкетном вопросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада выявить и учесть ваши интересы, пожелания при организации общеобразовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении.

Ф.И. ребенка ____________

1. Считаете ли вы целесообразным начинать формировать азы финансовой культуры у ребенка дошкольного возраста?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2. Почему? (кратко)

Что бы вы порекомендовали в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи в процессе приобщения детей к финансовой культуре?

_________________

3. Существует ли у вас необходимость получить информацию о том, как организовать обучение и воспитание ребенка в области финансов в семье?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Укажите, в получении какой информации по финансовому воспитанию ребенка в семье вы испытываете потребность.

________________

Благодарим за сотрудничество!

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно.

Список использованной литературы:

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. –  Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008 г. – 169 с.
  4. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  5. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.128.
  6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.    
  7. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
  8. «shop.amelica.com для детей» скачай, распечатай, играй
  9. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Кто любит труд, того люди чтут!"

Представляю описание долгосрочного проекта "Кто любит труд, того люди чтут!", который был реализован с детьми старшей логопедической группы и их родителями....

"Кто любит труд, того люди чтут!" Осеннее развлечение

Помочь детям в праздничной игровой обстановке продемонстрировать  свои умения петь, танцевать, читать стихи. Повторить и закрепить знания об осени, как природном явлении...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут».

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут»

Cформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека, желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду....

Проектная работа по самообразованию на тему: «Кто любит труд, того люди чтут».

Цели проекта:- показать участникам проекта значение труда в жизни человека;- расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы;-  форми...

« Кто любит труд- того люди чтут»

quot; Кто любит труд- того люди чтут"  Цель занятия: формирование правильного отношения к труду. Задачи: Приучать детей наводить порядок в игровых зонах после игры. Воспитывать тр...