Финансовая грамотность. Конспект занятия в старшей группе «Понятие деньги и зачем они нужны?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Галина Анатольевна Воеводина

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амосович Каменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге  "Материнская школа" Каменский предлагал  давать детям "Экономические понятия", понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Детям рассказывают для чего нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей, для жизни, "постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших". Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли "избегать ленивого досуга".
,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

НОД конспект занятия в старшей группе

«Понятие деньги и зачем они нужны?»

 воспитатель:

Воеводина Г.А.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Познакомить с понятием «деньги» как мера стоимости.

Виды денежных знаков «бумажные купюры», «монета», «пластиковая карта».  С историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

Формировать у детей начальные представления деньги как средство платежа, накоплений.

Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.

Ход:

Орг. момент.

Игра «Для чего нам нужны деньги?».

 (бросать по очереди мяч, а дети называют, для чего нам нужны деньги).

- Деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-Человеку для жизни необходимо множество разных вещей.

-Рассмотрим некоторые из них. (предметные картинки с изображением различных товаров)

-Где человек может это взять? (купить)

-Что необходимо ,чтобы купить все необходимое? (деньги)  

Беседа «Как появились деньги»

 «Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег».

-Удобно было так платить за товар?

-Вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна?

-Неудобно, занимает много места, нельзя положить в карман, как деньги.

-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ (иллюстрация).

- Долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА. (иллюстрация)

-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.

- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами.  Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями. (иллюстрация)

Беседа «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны»

У меня есть чудо – кошка,

На её спине – окошко.

Я кладу туда монеты,

Чтоб потом купить конфеты.

(сюрприз копилка  рассматриваем какие бывают деньги).

-Из чего сделаны монеты? (металлические)

-Какой они формы? (круглой)

-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)

-Какой они формы? (прямоугольной)

-Можем ли мы сами нарисовать деньги?

-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Деньги -это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.

 - Для чего нужна копилка?

 - Копить деньги.

 - Зачем люди копят деньги?

  -Что на них можно купить?

Физкультминутка 

«В магазине»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги».

(на столе лежат разные картинки), выбирать картинку, показать и объяснить почему выбрали эту картинку. Например, что можно купить, потом чего нельзя купить (солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги).

Загадка

В этой сумочке живёт

Звонкая монетка.

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа! (кошелёк)

-  Где носят деньги? (в кошельке)

- Деньги лежат  в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них (рассказывают о пластиковых карточках, об их назначении).

Итоги:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные. (деньги)

Рефлексия.

-Что нового сегодня узнали?

-Что было самым трудным?

- Самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность». Тема Что такое деньги, доход и расход.

Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.- Познакомить детей с видами денег.- Закрепить представления детей с назначением и использов...

Конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности "Путешествие на машине времени"

конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности....

НОД конспект занятия в старшей группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта&raq...

Финансовая грамотность в ДОУ. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности.»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе

формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....