Самообразование на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Кузнецова Юлия Михайловна

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»

А. Бертольд

 

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Цель:

Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
  • Разработать  перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить в группе  уголок «Финансовой грамотности»;
  • Изготовление ширмы  «Банк» и «Магазин;
  • Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • Отчет о проделанной работе за учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Горный ДС»

_______________ Суравешкина Н.В

                                                                                          «______» ______________20____г.


План по самообразованию

воспитателя  Кузнецовой Ю.М.

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
  • Разработать  перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить в группе  уголок «Финансовой грамотности»;
  • Изготовление ширмы  «Банк» и «Магазин;
  • Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • Отчет о проделанной работе за учебный год.

План работы на год

Этапы работы

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Организационный

Сентябрь - май

Изучение методической литературы:

1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.

3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

1. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

2. Подбор педагогических ситуаций, их решения.

Практический

Сентябрь-

Ноябрь

  1.  "Знакомство с гномом Экономом"
  2. Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».
  3. Создание творческой мастерской по ремонту книг.
  4. Рисование «Мои добрые дела».
  5. Подвижная игра «Выбор профессии».
  6.  Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
  7. Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
  8. Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».
  9. Рисование «Как я помогаю близким».
  10. Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).
  11. Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова).
  12. Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».
  13. Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.
  14. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».
  15. Составление описательных

рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

1. Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

2. Оформление копилки (кошелька) добрых дел.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Работа с детьми

Декабрь-

Февраль

  1.  Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
  2. Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
  3. Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
  4. Рассказ воспитателя об истории денег.
  5.  Рисование «Монеты моей страны».
  6. Аппликация «Необычные формы денег».
  7. Собирание тематических пазлов.
  8. Сюжетно – дидактическая игра «Банк».

1.Создание картотеки дидактических игр.

2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

3.Изготовление ширмы «Магазин» и ширмы «Банк».

Март-Май

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
  2. Решение арифметических задач.
  3.  Беседа о рекламе.
  4.  Рисование «Моя любимая реклама».
  5. Игра  «Назови пример необычного применения вещей».
  6. Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

1.Создание лэпбука "Финансовая грамотность"

2.Создание альбома «Реклама для детей».

3.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.

Работа с семьёй

Сентябрь-Ноябрь

  1. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».

1.Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

2.Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Декабрь-Февраль

  1. Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

1.Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Март-Май

  1. Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).

1.Консультация «Дошкольник и экономика».

2.Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...

Отчет по самообразованию "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"

quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...

План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родит...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

План самообразования на тему «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразованияна тему«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...