Семинар-практикум для педагогов по финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сырокваш Оксана Александровна

Семинар-практикум для педагогов по финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

на тему «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» или «Что? Как? и Почему? Разберусь и объясню».

Дата проведения: 16.11.2022г.  

Цель – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Задачи: 

  1. расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формировании предпосылок финансовой грамотности»;
  2. познакомить с методами и технологиями экономического воспитания;
  3. совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.

План семинара-практикума:

  1. Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.
  2. Теоретическая часть «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» или «Что? Как? и Почему? Разберусь и Объясню».
  3. Практическая часть.

- Работа в командах по методу «Уолтера Диснея»

- Актуальность и обобщение формирования ФГ у дошкольников.

- Педагогическая разминка «Мозговой штурм».

- «Банк идей»

- Подведение итогов.

- Вывод.

Ход мероприятия:

1 Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем семинаре-практикуме «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» или «Что? Как? и Почему? Разберусь и объясню».

 

При организации педагогической деятельности в направлении решения задач по ФГ возникает вопрос.  Нужна ли  нам работа по формированию основ ФГ у дошкольников в детском саду?  И чтобы в этом разобраться предлагаю проанализировать одну проблему с трёх совершенно разных точек зрения. А именно с позиции: мечтателя, реалиста и критика.

Метод «Уолтера Диснея»:  формируем три команды по выбранным монеткам (1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей) одна команда – «мечтатели», другие – «критики», третьи – «реалисты», оставшиеся члены команды   – «наблюдатели».  

2 «мечтатели» проговаривают идеи, мысли, аргументы по поставленной цели. А «критики»  оценивают  идеи на предмет угроз и риска. «Реалисты»  балансируют между мечтателями и критиками и предлагают, как можно реализовать идеи, учитывая мнения этих групп. «Наблюдатели» следят за обсуждением трех групп и дают обратную связь и оценку работе.

Итак, перед сформированными командами ставится задача. Нужна ли  нам работа по формированию основ ФГ у дошкольников?  (На задание дается 3-5 мин).

Предлагаю систематизировать и дополнить знания, которыми вы обменялись, выяснить, в чем актуальность темы семинара и какие возможности есть у детского сада, чтобы формировать у воспитанников предпосылки ФГ.

3Актуальность этой работы в детских садах связана с целью, которую поставил Президент России, – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования за счет повышения его качества на всех уровнях общего образования.

Дети и ранее в детском саду в образовательной области «Познавательное развитие», изучали цифры, знакомились с номиналами купюр, осуществляли свои первые походы в магазин, играли в детском саду в магазин, тем самым неосознанно получая некоторые знания от взрослых о том, как устроены экономические отношения. Но недостаточно уделялось  внимания углубленному и расширенному экономическому воспитанию в соответствии с государственной политикой в сфере образования.

Какие именно предпосылки функциональной грамотности нужно развивать у детей дошкольного возраста? (ВОПРОС ПЕДАГОГАМ - ОБСУЖДЕНИЕ)

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости,   рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

5  На уровне ДОО формирование основ финансовой грамотности у дошкольников направлены на  решение задач, зафиксированные в п.1.6 ФГОС ДО. 6Включение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО.

7Начиная углубленную работу год назад в данном направлении и для более точного ответа на этот вопрос на первом этапе нам пришлом обратиться к разным источникам, которые помогли уточнить понятия о финансовой грамотности: ознакамливались с парциальными программами, черпали опыт других коллег, которые работают в данном направлении, смотрели вебинары, семинары, проходили КПК, являемся участниками муниципального сетевого проекта по ФГ.  На конец учебного года мы имеем свои результаты работы в данном направлении.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста мы начали с создания творческой группы. Хочется сказать о результативности работы творческой группы. (Творческая группа педагогов знакомит с результатами работы). Ознакомившись с разными программами по экономическому воспитанию дошкольников, педагоги на основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности выделили перечень базовых финансово-экономических понятий, 8 (таблица на слайде) которые могут быть изучены в ДОО. Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников. На основе данного перечня, творческая группа педагогов разработала перспективное календарно-тематическое планирование по ФГ, на основе программы ….разработала диагностику знаний дошкольниками основных экономических понятий, позволяющих определить уровень знаний ребенка, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию в формировании или развитии, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности по экономическому воспитанию.

9 «Включение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО»

Теперь предлагаю перейти к практической части нашего семинара. (Педагоги садятся за 2 стола). Напоминаю, что формирование основ финансовой грамотности эта часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса в рамках ФГОС ДО. Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной.

10Перед вами – образовательные программы. Проанализируйте их и выпишите в таблицу задачи и формы образовательной деятельности, которые, по вашему мнению, связаны с формированием основ финансовой грамотности у детей. Затем обсудим, что у вас получится.

Работа с картой-таблицей : «Организация ФГ в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»

Вывод:  Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

11«Банк идей». Задание для каждой команды – пополнить методический кабинет материалами по ФГ.

       

Рефлексия свои монеты прикрепляют к картинкам.

           Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей. Научить дошкольника более ответственно относиться к деньгам

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

 Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар –практикум для воспитателей Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников»

МБДОУ №12 «Сказка»  Семинар –практикум для воспитателейКреативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников»  Воспитатель: Донецкова О.А....

Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"

Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок  финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Семинар –практикум для педагогов Доу «Финансовая грамотность дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и х...

Семинар-практикум на тему: «Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.Задачи:- сформировать элементарные экономические знания у родителей;- содействовать повыше...