«Знакомство малышей с простейшими экономическими представлениями через игру»
статья по основам финансовой грамотности

Ирина Александровна Баширова

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

Сделать экономику понятной для детей младшего дошкольного возраста помогают сюжетно-ролевые игры и игровые обучающие ситуации с героями знакомых детям сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskie_igry_malyshey.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА « ЛАДА»

Д/С № 179 «ПОДСНЕЖНИК» г.о. ТОЛЬЯТТИ

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ЗНАКОМИМ МАЛЫШЕЙ С ПРОСТЕЙШИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Подготовила воспитатель

Баширова И.А.

2020 – 2021 уч. год

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. 

Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.

         Ввести детей в мир экономики необходимо. Детей интересует очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Очень часто в речи детей , можно услышать слова «реклама», «рынок», «бизнес» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего семьи. Вместе с родителями ребенок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определенный экономический опыт.

Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир, как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного введения домашнего хозяйства, экономии средств.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает  ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание важное направление в дошкольной педагогике – актуально и востребовано особенно остро.

   

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

Сделать экономику понятной для детей младшего дошкольного возраста помогают сюжетно-ролевые игры и игровые обучающие ситуации с героями знакомых детям сказок.

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм экономического воспитания. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Дети любят играть «в кого- нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями..

Игровая обучающая ситуация позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции.  Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:

– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;

 – применению экономических знаний в конкретной ситуации;

 – воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда. 

При ознакомлении дошкольников с миром профессий мы организуем сюжетные игры: «Стройка»,  «Автомастерская», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника». В организации данных игр у детей закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека,  устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт».

 Прежде чем провести сюжетно-ролевую игру мы проводим беседы, дидактические игры, имеющие экономическое содержание,  чтение художественной литературы, которая  имеет экономическую направленность. 

 Важным условием ознакомления дошкольников с экономическими представлениями мы считаем  организацию развивающей предметно-пространственной среды. Экономическую зону представляет игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, прилавки), наборы денежных игровых купюр, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров.

         Таким образом, повседневная жизнь дошкольников, общение со сверстниками, игровая деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Что делают из молока? (ИОС с игрушкой - аналогом).

Цель: формировать у детей представления о молоке как ресурсной единице, уточнить знания продуктов, которые изготавливают из молока.

Материал: игрушка – аналог корова Мурка, картинки (продукты, изготовленные из молока: творог, кефир, мороженое, йогурт, сметана, сыр), картинки (овощи, фрукты – любые 5 штук), 2 обруча или 2 корзинки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», Союзмультфильм, 1980 год.

Ход игры - занятия.

Воспитатель предлагает детям посмотреть отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (сюжет с коровой Муркой).

После просмотра в группу приходит  Корова Мурка. Мурка рассказывает, что  повезла в тележке на рынок молочные продукты и овощи, но по дороге тележка перевернулась и всё рассыпалось. Мурка совсем запуталась, не знает в какой корзинке что лежало и просит детей помочь.

Воспитатель достаёт картинки, дети рассматривают,  обсуждают, в какую корзинку что нужно положить, раскладывают.

Корова Мурка благодарит ребят и угощает их кефиром.

Рефлексия: дети обсуждают как много продуктов можно приготовить из молока и почему молоко и молочные продукты очень полезны для взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений через игру

Формирование элементарных математических представлений через игру....

Формирование элементарных математических представлений через игру

Формирование элементарных математических представлений через игру...

Консультация для педагогов "Развитие математических представлений через игру"

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия....

Консультация для родителей и воспитателей. Тема: Развитие пространственных представлений через игры у детей подготовительной группы

         В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх...

Консультация для педагогов "Развитие математических представлений через игру"

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. ...

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений через игры у старших дошкольников"

Формирование математических представлений через блоки ДЬЕНЕША, палочки КЮИЗЕНЕРА, кубики НИКИТИНА...

Статья из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»

Опыт работы"Формирование элементраных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру с цветными палочками Кюизенера"...