План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
План по самообразованию
«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
д/с «Ручеек» № 3
Приказ №104 от «25» августа 2022 г.
_______________ Лаврушина О.В.
План по самообразованию
«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»
Воспитатель: Осьминина Н.Н.
Варнавино 2022
Актуальность
Изменения в социально – экономической жизни общества, затрагивают все сферы деятельности, в том числе и дошкольную педагогику. Ставя перед педагогами одну из важных задач – воспитание делового человека, способного жить и трудиться в условиях рыночных отношений. Старший дошкольный возраст – самое благоприятное время для начала работы по экономическому воспитанию и экономической социализации детей. Именно в этом возрасте их начинает интересовать товарно – денежные отношения, значение денег, что сколько стоит, откуда берется товар и др. Ответы на эти вопросы ребенок может найти, разобравшись с помощью педагога в социально – экономических отношениях.
Цель: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
Задачи:научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ожидаемый результат:
Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:
- Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя
- .Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия
-Знаком с понятием «банк», назначением банка.
-Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).
— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; - Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2022 – 2023 учебный год.
№ | Мероприятия | Срок выполнения |
1 | Подбор и изучение научно – методической литературы: 1.Блохина О.А. Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017 2.Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019- 80 с. 3.Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2015. – 169 с 4.Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск. Выш.шк., 2007- 48 с. Калининград: КОИРО, 2017 5.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96 с. 6.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет.- М: Вентама- Граф, 2015 г Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8 Шатова А.Д. Деньги.. Издат-во «Ювента», 2003 – 16 с | Сентябрь –октябрь 2022г. |
2 | Пройти дистанционные курсы на сайте Центра дополнительного образования корпорации «Российский учебник» по теме: «Экономика и основы финансовой грамотности дошкольников» | Сентябрь 2022 г |
3 | Изучение материалов, используя интернет – ресурсы. | Сентябрь – декабрь 2022г. |
4 | Отбор игровых и дидактических материалов по данной теме. | |
5 | Создание методических пособий, атрибутов к сюжетно – ролевым играм, дидактические игры | |
6. | Подбор детской художественной литературы по данной теме: - Как Миша стал бизнесменом (Л.В. Кнышева) - Т.А. Шорыгина . Беседы об экономике - Сказка А.Д. Ушинский «Два плуга» -Чтение стихотворений о труде и профессиях - Е.Н. Табих. Дошкольникам об экономике - А.Д. Шатова. Деньги (мед.пособие для детей) - Раскраска для детей «Финансовая грамотность в мудрости народной» - В. Катаева «Цветик-Семицветик» |
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ
2022 – 2023учебный год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Наглядная информация |
Сентябрь | 1.Составление плана по самообразованию на учебный год. 2. Мониторинг с детьми. 3. Подбор методической литературы для изучения данной темы. 4. Составление рабочей программы кружка «Юный экономист» | 1.Анкетирование родителей «Экономическое воспитание в семье» 2.Консультация «Экономика для дошкольников – это важно» | 1. Подбор брошюр, методической литературы по данной теме для родителей. 2. Подбор интернет порталов по данной теме. 3.Создание картотеки игр по ознакомлению детей с экономикой. |
Октябрь | 1 Просмотр видеоряда «Всех профессий на свете не счесть» 2 Альбом «Мир современных профессий» 3 Чтение В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» 4 Модель «Лесенка» (рассказ о профессии) 5 Поисковая ситуация «Выбор самых важных профессий» 6 Проект: Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» «Экономика – жизнь и игра». | 1. Доклад на родительском собрании «Экономика и дети» | 1.Создание картотеки ребусов «Профессии» 2. Сборник пословиц, поговорок о труде. |
Ноябрь | 1Презентация «Путешествие в мир денег» 2 Виртуальная экскурсия «Монетный двор» 3.НОД «Денежный кораблик» 4 Чтение художественной литературы «Приключения Буратино» А.Толстого 5 Показ экономической сказки «Теремок» для детей старшей группы 6. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике» | 1.Консультация«Как разговаривать с детьми о деньгах?». | 1.Демонстрационный материал «История денег» 2. Игровые деньги для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Семья» 3. Банкомат атрибут для сюжетно – ролевой игры. |
Декабрь | 1 Ознакомление с денежными знаками разных стран 2НОД «. Что было, когда не было денег» 3.Чтение Т. А. Шорыгина «Обмен и деньги» 4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике» 5. Задание «Какие ошибки допустил художник»- профессии | 1.Рекомендации родителям: «Поговорить с детьми о семейном бюджете, просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы» (семейный бюджет) | 1. Альбом монет и купюр разных стран. 2. Политическая карта мира, (на территории государств размещены флажки с названием соответствующих валют) Рисунки детей «Рублик и его друзья» |
Январь | 1 Экскурсия в «Магнит» 2 Чтение Т.А. Шорыгина «Труд и товар», Сказка «Хранители бюджета» 3Беседа «Как товар попадает на прилавок магазина и почему цена одного товара, но разного производителя различна» 4. Презентация «Весёлая экономика с Матроскиным» | 1. Предложить собрать коллекцию денег стран ближнего и дальнего зарубежья 2.Консультация «Карманные деньги» | 1. Создание моделей: «Семейный бюджет», «Доход – расход» 2. Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости» 3. Схема «От чего зависит цена товара» |
Февраль | 1 Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли-продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель). 2 Беседа Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта 3 Чтение Т.А. Шорыгина «Поговорим о профессиях» 4. Вечер досуга «Аукцион» 5.Чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик» Цель: формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; воспитывать нравственные понятия и активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку | Консультация «Ребенок и реклама» Изготовление атрибутов к с.р.и. «Супермаркет | 1. Д.и. «Что когда выгоднее покупать» 2.Продолжение картотеки игр по экономичемкому воспитанию детей |
Март | 1НОД «В мире рекламы» 2. Экскурсия в сберегательный банк 3. Чтение Т.А. Шорыгина «Экономика семьи» 4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике» | Консультация «Телевизор и здоровье детей» | Альбом «Какой бывает реклама» |
Апрель | 1 НОД «Семейный бюджет» 2 Беседа «Наши потребности» 3 Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?» 4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике» 5. Чтение "Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях" Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I). | 1 Памятка «Как воспитать у детей бережное отношение к вещам» | 1. Схемы «Расходы семейного бюджета», «Состав семейного бюджета» |
Май | 1 Мониторинг 2. Чтение и беседа по теме: Т.А. Шорыгина «Мы с мамой идём в магазин» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по саморазвитию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Проект по саморазвитию в старшей группе....
Самообразование по теме "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»
Представлен индивидуальный план по самообразованию...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...
Перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В данном материалле представлен перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего...