Статья "Рекомендации по планированию работы с детьми по формированию финансовой грамотности"
статья по основам финансовой грамотности
Постепенное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где основой являются именно финансовые отношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по планированию работы с детьми по формированию финансовой грамотности.
Планирование работы с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности требует осторожности, разумной меры. Основные принципы такого планирования — учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания).
Постепенное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где основой являются именно финансовые отношения. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий.
1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
2 Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.
3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности». Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка.
4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней - дошкольного и начального общего образования». Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с начальной ступени образования, то дошкольным образовательным организациям следует включить в воспитательно-образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности как пропедевтику, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.
5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении образовательной программы в воспитательно-образовательный процесс каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей.
6. Принцип «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной дошкольной образовательной организации.
7. «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности - активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Образовательный процесс рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту.
8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)». Это один из основных принципов организации образовательного процесса с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации и детской группы.
9. «Учёт этнокультурной ситуации развития детей». Введение региональной составляющей дает возможность организовать в дошкольной образовательной организации работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщению к народному искусству. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования общей культуры личности детей, а также говорит о необходимости современному педагогу гибко реагировать на изменение содержания обучения и воспитания детей, обеспечивать качественную вариативность программ и многообразие педагогических технологий.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Системно выстраивать траектории формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста возможно посредством проекта, рабочей программы, дорожной карты с учетом ФГОС ДО на основе использования уже существующих парциальных программ или разработать самостоятельно.
Критерии отбора материала для технологии проектирования образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:
- финансово-экономическая направленность;
- доступность, наглядность, занимательность;
- воспитательная и нравственная ценность;
- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
При планировании содержания формирования предпосылок финансовой грамотности посредством включения материала в рабочую программу педагога рекомендуется обратить внимание на следующий алгоритм построения работы по данной теме:
1. Постановка целей, задач по данной теме, а также определение сроков реализации программы в конкретной возрастной группе.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Сроки реализации - это продолжительность образовательного процесса, этапы, характеризующие продолжительность программы/проекта, - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
2. Определение планируемых результатов освоения программы по формированию основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты – это ожидаемые результаты освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы. 3. Составление тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. В календарно-тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы программы, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Количество разделов и тем определяется педагогом самостоятельно, исходя из поставленных целей и задач.
3. Определить основное содержание программы по формированию основ финансовой грамотности в соответствии с тематическим планированием. В содержании программы каждая тема расписывается на теорию и практику. Под теорией понимается описание бесед, непосредственно образовательной деятельности и т.д. Практический материал представляет собой игровую составляющую, направленную на закрепление пройденного материала.
4. Приложение. Включает в себя подборку методического и практического материала для реализации рабочей программы по формированию основ финансовой грамотности.
При планировании содержания формирования предпосылок финансовой грамотности посредством педагогического проекта, предлагаем следующую структуру:
1. Постановка проблемы по данной теме, определение цели, которая ставится для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели. Актуальность проекта определяется его значимостью. Проблема - противоречие между существующим и желаемым состоянием. Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений.
2. Определение планируемых результатов после реализации проекта.
3. Определение сроков и этапов реализации педагогического проекта в конкретной возрастной группе.
4. Описание планируемых мероприятий в рамках реализации проекта. Мероприятия проекта должны быть направлены на достижение целей и задач, поставленных педагогом.
Современный педагог – это творческий, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком социального опыта. Какой бы способ планирования работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников педагог для себя не выбрал, он должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности....
Перспективное планирование работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в второй группе раннего возраста (2-3 года)
МесяцТемаПрограммное содержаниеИсточникСентябрьЗанятие 1.МониторингЗанятие 2.Занятие 3.Развитие предметных действийПомораева И.А., Позина В.А., стр. 10Занятие 4.Развитие предметных действийПомораева И...
План работы с детьми и родителями на 2022-2023г. по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...
Сборник методического консультативного материала для работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Дошкольник и финансы»
Развитие современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации ...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....
Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье описание опыта работы по финансовой грамотности дошкольников....