Деловая игра по финансовой грамотности для родителей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бурнышева Анна Валерьевна

Многие из родителей про себя думают«Какая финансовая грамотность для наших малышей?»

Тем не менее знания в области экономики необходимы каждому современному человеку, и взрослому и ребёнку, так как с миром финансов сталкиваемся ежедневно. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

 

Данный материал будет полезен педагогам при организации взаимодействия с родителями в рамках обучения детей основам финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_roditeley_fin.gramotnost.pptx573.49 КБ
Файл delovaya_igra.docx21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Понятие «финансовая грамотность » Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Слайд 3

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах? Когда Вы пользуетесь банкоматом. Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах. В магазине. Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Слайд 4

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах? Оплата счетов и квитанций. Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Слайд 7

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его : Как экономить деньги. Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные. Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды . О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах. Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок. Как работают банки. Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Слайд 8

Как дети могут научиться обращению с деньгами ? 1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. 2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета. 3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так. 4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам. 5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.



Предварительный просмотр:

     Деловая игра для родителей детей дошкольного возраста

Многие из родителей про себя думают: «Какая финансовая грамотность для наших малышей?»

Тем не менее знания в области экономики необходимы каждому современному человеку, и взрослому и ребёнку, так как с миром финансов сталкиваемся ежедневно. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Сейчас наши детки - еще малыши. И начнем мы с азов. Наша с вами совместная задача- воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам окружающего мира, природе, прививать у детей привычку к труду, знакомство с профессиями. Мы начинаем знакомить детей с деньгами их номиналом, с понятиями товар, купля, продажа, реклама, обмен. И другими экономическими понятиями доступными детям дошкольного возраста. Но хочется обратить ваше внимание, что практические навыки финансовой грамотности дети могут получить только в семье. Поэтому вы и являетесь основными педагогами по финансовой грамотности, а значит и сами должны быть финансово грамотными.

Взгляните на те, бумажные купюры, которые вы взяли вначале. Те родители, у которых, купюра в 100рублей – это будет команда «ФИНАНСИСТЫ», а у которых 500 рублей – «ЭКОНОМИСТЫ». Таким образом мы сформировали команды для участия в нашей увлекательной игре.

Наша разминка называется «Услуга товар». Я буду показывать карточку, с какой-либо профессией, а вы говорите, какую услугу предоставляет человек данной профессии.

Поиграв в эту игру с ребёнком, можно закрепить и расширить представления о профессиях. Воспитывать уважение к человеку – труженику.

 Откуда берутся деньги?

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда.

Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой

деятельности. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному, расскажите о своей профессии. Ребенку нужно знать какой профессией занимаются его родители и понимать, что деньги не появляются сами собой по первому требованию, не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата, как считают многие малыши.

Задание«Продолжите предложение»

Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

Задание «Планирование».

Перед вами лист бумаги, карандаш и ножницы. 1.Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу.   2.А теперь вырежьте и яблоко и грушу.

Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.

Скажите: Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Например, в магазине: Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета, к тому же реальность говорит куда громче: расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант. Обратите внимание на необходимые покупки и спросите ребёнка, чего бы ему хотелось, но без чего можно обойтись в ближайшее время. При этом берите с собой в магазин наличные, а не карточки. Используя карты вы, посылаете детям очень неправильный сигнал – что есть волшебная карта, на которой не заканчиваются деньги и что пользоваться картами (особенно кредитными) – это норма. Дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Семейный бюджет». 

Ваша задача, придумать:

1. Фамилию семьи.

2. Распределить роли. Возраст.

3. Кем работает или место учебы. Увлечения.

- Глава семьи должен представить свою семью и рассказать из чего строиться ваш семейный бюджет (доходы и расходы).

Вывод: семейный бюджет – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.  Знание семейного бюджета поможет контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи.

Игра "Стратегия" Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Кому какой товар достанется решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его.

(один участник из команды рекламирует товар, а команда соперников должна угадать)

Вывод: эта игра поможет понять качество, функции товаров, развивает творческие способности детей. Объясняет детям, что многие товары навязываются продавцами и на самом деле не нужны покупателям.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его?

Ответы родителей

                                 ( слайд)

-Грамотному расходованию: объясните ребёнку, что необходимо

расставлять приоритеты (какие траты главные, а какие второстепенны) Что важнее фрукты или печенье? Лимонад или молоко?

-Копить: объясните ребенку, что часть сэкономленных денег лучше положить в копилку. Заведите две копилки: одну для долгосрочных накоплений, а вторую для текущих. Спустя время загляните в долгосрочную копилку и покажите, что если подождать, то можно купить более дорогую вещь. Объясните, что если сейчас вместо покупки мороженого или конфет отложить деньги в копилку, то можно накопить на большую игрушку.

Как дети могут научиться обращению с деньгами? (ответы родителей по командам, а затем показ слайда) 

(слайд)
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.
2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

Закончить нашу игру хочется притчей.

(На слайде, во время чтения притчи - Чистое сердце в дорогу готовь, древняя мудрость сгодится и вновь. Не покупаются, не покупаются — доброе имя, талант и любовь)
Нашу встречу хочется закончить такой притчей:
«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап,
ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…»
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя «заработать», «купить» – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС… Обязательно находите время для своих детей.

Опрос:

1.Какое значение имеет финансовая грамотность для детей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Считаете ли вы обоснованным решением изучение основ финансовой грамотности в детском саду?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по финансовой грамотности для педагогов «Финансовый ринг»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.Задачи:1.      Формирование разумного финансового поведения и о...

Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Деловая игра по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Деловая игра по финансовой грамотности "Финансовая пирамида" МБДОУ "ДС "Белочка" г. Тарко - Сале

Цель: Создать условия для формирования основ финансовой грамотности  у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.Вовлечение родителей в понимание важности ф...

Деловая игра по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Деловая игра по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»...

Деловая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Деловая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...