Проект "Занимательная Экономика"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мальцева Газиля Григорьевна

Проект в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnaya_ekonomika.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Калинка»

г. Назарово Красноярского края

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила: Мальцева Г.Г.

Воспитатель старшей группы №10 «Мальвина»

Проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста.

Название проекта: "Занимательная экономика"

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды образовательной деятельности.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – исследовательский.

Реализовала проект: Мальцева Газиля Григорьевна воспитатель гр. №10 «Мальвина» МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка».

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность создания проекта: Экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией, пока еще на начальном уровне.

Введение экономического воспитания - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. И это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей, научить бережливости, поиску рационального решения проблемы, открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, а не делать все за него.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования разных видов образовательной деятельности максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

  • Наглядный: (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)
  • Демонстрационный: (выставки детских работ аппликаций и рисунков)
  • Практический: (исследование, моделирование и др.)
  • Словестный: (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Задачи:

Образовательные: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;

Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Воспитывающие: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ожидаемые результаты:

Для детей: - приобретение новых знаний социально-экономического характера,

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей: Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.

Для педагогов: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

  • Ознакомление родителей с проектом "Занимательная экономика"
  • Рассматривание альбома «Поговорим о деньгах»
  • Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают»
  • Чтение художественной литературы
  • Создание рисунков: «Денежное дерево»
  • Создание аппликаций: «Моя первая копилка»
  • ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Ключевые моменты проекта:

Краткое содержание:

  • I этап – подготовительный: Составление поэтапного плана работы проекта; Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
  • II этап – основной: Обеспечить реализацию и коррекцию проекта. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе». Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки». Организовать экскурсии в магазин, музей, почту. Систематизировать накопленный материал.
  • III этап – заключительный: Осуществить анализ работы по проекту. Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ. Публикация результатов проекта. Применение в практике педагогической деятельности.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • Оформление альбома «Поговорим о деньгах»: родители вместе с детьми находят и приносят

иллюстрации (муляжи) разнообразных банкнот, пластиковых карт которыми пользуются в различных странах.

  • Выставка детских рисунков «Денежное дерево» в нетрадиционной технике рисования

«Фроттаж» представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Дети берут, чистый лист бумаги под него кладут фактурный объект (шаблон дерева с монетами), а затем карандашом или восковым мелком совершаются штрихобразные или натирающие движения. В результате работы получается рисунок-отпечаток.

  • Выставка аппликаций «Моя первая копилка»: Дети используют шаблон копилки вырезают,

его наклеивают на картон (или белый лист бумаги). А затем, вырезают монеты, и «опускают» приклеивают их в копилку.

Интеграция образовательных областей:

№ п.п

Название образовательной области

Содержание (краткое)

Задачи

1

Художественно – эстетическое развитие (изобразительное искусство, аппликация)

Аппликация:

«Моя первая копилка»

Рисование:

«Денежное дерево»

Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство:

- использовать широкий спектр материалов и приёмов рисования, аппликации

- воспитывать в детях самостоятельность; развивать любознательность, интерес к овладению изобразительными нестандартными способами рисования, аппликации.

2

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

- сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н.

- «Что почём?» изд.дом «КАРАПУЗ»

- отрывок из сказки «Буратино»

Беседа: «Что такое деньги, и какими они бывают»

Формировать умение внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, расширить словарный запас детей.

Развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них.

3

Познавательное развитие

ННОД :

«Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Обогатить представление детей о разнообразии денег, Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход

4

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»; «Кафе»;

д.и. «Кто что делает?»

Развивать интерес и уважение к разным профессиям. Обогащать словарь, развивать речь детей.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

  • Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий)
  • Изучение различной литературы по теме проекта.
  • Интернет сайты:

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Центр «Говорушки»: в центре расположены альбомы «Мир финансов»
  • Центр «В гостях у сказки»: в центре находятся книги со сказками, картотека

пословиц, поговорок, загадок «Занимательная экономика»

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»: в центре находятся игрушки- персонажи, пластиковые модули (магазин, кухня) атрибуты, наборы посуды, продуктов питания, коробочки, контейнеры.
  • Центр «Весёлый карандаш»: в центре находятся различные шаблоны, трафареты, раскраски по теме проекта «Занимательная экономика» Дети могут сами по желанию выбирать нужный им материал и работать самостоятельно.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

  • Время года: весна
  • Продолжительность проекта: краткосрочный: с #1075;. по #1075;.

№ п.п

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

  • Поиск дополнительной информации об овощах (энциклопедии, интернет)
  • Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей
  • Подбор наглядного дидактического материала
  • Ознакомление родителей с проектом

#1075;.

2

Аналитический

  • Анализ тематических бесед
  • Анализ тем рисунков, аппликаций

#1075;.

3

Практический

Дети:

  • изготовление аппликации

«Моя первая копилка»

  • рисование «Денежное дерево»

Родители:

  • Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы
  • Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»
  • Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Педагог:

  • подбор бесед, художественной литературы
  • создание альбома
  • выставка детских работ

(рисунки, аппликации)

  • проведение итогового мероприятия

с #1075;. по #1075;.

4

Презентационный

Итоговое мероприятие: презентация проекта, фотоотчёт

#1075;.

Организационные формы работы над проектом:

№ п.п

Формы работы

Название \ тема

Сроки

1

Занятия

Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают»

Чтение художественной литературы:

- сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н.

- «Что почём?» изд. дом «КАРАПУЗ»

- отрывок из сказки «Буратино»

ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

с #1075;

по

#1075;

2

Самостоятельная работа

конструирование: поделки «Моя первая копилка», оформление индивидуальных выставок детских рисунков.

с #1075;

по

#1075;

3

Взаимодействие

с родителями

Беседа по теме проекта; консультация для родителей «Дайте ребенку знания о деньгах»

с #1075;

по

#1075;

Список литературы:

  1. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
  2. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. Аношина Л.М.
  3. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

Использование интернет ресурсов:

  1. Maam. Ru

Конспект ННОД по художественно – эстетическому развитию

"Моя первая копилка"

Цель: формирование у детей основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия "деньги", "монета", "банкнота";
  • закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажными и металлическими;
  • продолжать учить, правильно держать ножницы;
  • закреплять умение вырезать круг из квадрата;
  • продолжать учить составлять задуманную композицию из частей и наклеивать их.
  • воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)

Образовательная среда: письмо, копилка, муляжи купюр, шаблон «копилки», манет на каждого ребёнка, ножницы, клей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Характер взаимодействия: эмоционально-личностное, ситуативное, деловое.

Руководство деятельностью:

Мотивационно-целевой этап:

В-ль: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: "Привет!",

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!

(после приветствия воспитатель предлагает детям пройти и присесть за столы).

Стук в дверь. Почтальон: "Здравствуйте, ребята! Вам пришла посылка от вашего друга Кота Матроскина. (воспитатель вместе с детьми благодарит почтальона). Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку детям.

В-ль: Что это нам такое прислал Кот Матроскин? ответы детей.

Постановка цели: В-ль: Для чего же нужна эта копилка? ответы детей.

В-ль: Правильно, чтобы копить деньги. Ребята, подскажите, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? ответы детей.

Совместная деятельность: В-ль: А давайте сейчас поиграем в игру "Для чего нам нужны деньги?". Я бросаю вам мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра "Для чего нам нужны деньги?"

Воспитатель опрашивает всех детей.

В-ль: А вам интересно узнать, что лежит в копилке? Какие там деньги? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

В-ль: Что это такое? ответы детей

В-ль: Правильно, монеты. Какая монета? ответы детей

В-ль: Круглая, металлическая, монета может звенеть (взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после чего дети смогут самостоятельно назвать признак).

В-ль: Посмотрите, ребята в копилке еще есть деньги. Как можно назвать эти деньги? ответы детей "БАНКНОТЫ"

В-ль: Какая "Банкнота"? Дети называют признаки.

В-ль: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Продемонстрировать, как шуршит банкнота.

В-ль: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Дополни". Я называю признак монеты, а вы противоположный признак банкноты и наоборот:

Монета круглая, а банкнота.

Банкнота бумажная, а монета.

Монета звенит, а банкнота.

В-ль: Ребята, думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Давайте, мы сегодня, поможем мамам и папам накопить на вашу любимую игрушку.

В-ль: Но, прежде чем приступить к работе, нам нужно хорошенько размяться.

Физминутка «Карманов много у меня»

*У меня в кармане груша, Дети достают из правого кармана

воображаемую грушу.

А в другом конфета есть. Достают из левого кармана, конфету, подносят ко рту, облизывают губы.

*В заднем брючном — Колют себя указательным пальцем.

Злая кнопка.

Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро выпрямляются.

*А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман рубашки.

Маленький лежит платок, Рисуют указательным пальцем платок.

Чтобы я лицо и руки «Вытирают» лицо и руки.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку Показывают раскрытую ладонь.

Из кармана положу.

— Где орел? Подбрасывают воображаемую

А может, решка? — монетку на ладони.

У монетки я спрошу.

Самостоятельная деятельность: У каждого из вас на столе лежит «копилка», которую мы с вами вырежем и наклеим на картон. А затем, вырежем монеты и опустим их в копилку.

Рефлексия: ребята, что мы с вами сегодня делали?

От кого нам пришла посылка?

Что в ней было?

Как мы с вами помогли нашим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"

В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...

Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"

В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания.  знания ...

Конспект занятия "Экономика для малышей"

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать  представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...

О царицы Экономики и Верной Дружбе.

Занятие  по формированию  элементарных экономических  знаний  у  детей  дошкольного  возраста. Обогащение   активного словаря  детей экономическими...

Конспект занятия по экономики

Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников...

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)

Это конспект игрового занятия,  целью которого является закрепление  знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...

консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"

современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....