Дети и деньги: почему важно развивать финансовую грамотность у дошкольников
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Мария Геннадьевна Турбина

Почему важно говорить с детьми о деньгах Если человек никогда не пробовал мороженое, можно показать ему сотни картинок и описаний, но это не поможет ему узнать вкус лакомства.

То же самое с деньгами. Чтобы ребёнок понял их цену и научился с ними обращаться, надо показать ему, в чём смысл денег, как планировать расходы и как отличать потребности от желаний. Причём делать это надо сызмальства, постепенно усложняя «программу». Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет. Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут жать его в карьере.

С чего начать разговор о деньгах Андреева пишет о том, что дети в принципе могут не понимать, что такое деньги и откуда они берутся. Ведь многие люди заказывают товары в интернете или расплачиваются на кассе картой — малыш не видит, чем и в каком объёме рассчитываются взрослые. Также эксперт приводит результаты опроса детей 5–6 лет, который показал: ребята считают, что родители ходят на работу, чтобы получать деньги, причём на ежедневной основе. То есть для них это манна небесная, которая прилетает каким-то чудом. Поэтому для начала важно: Объяснить смысл денег. Эксперт советует показать детям сначала монеты, а потом банкноты разного номинала и объяснить разницу между ними. Для лучшего запоминания можно поговорить о «приметах» денег: монеты круглые, банкноты прямоугольные и пр. Также надо рассказать ребёнку, что, отдав определённую сумму денег, можно получить взамен товар или услугу. Устройте игру, в которой вы с ребёнком будете по очереди называть, что можно оплатить деньгами. Например, продукты, проезд в общественном транспорте, услуги ЖКХ. После этого стоит периодически делать «спецпоказы» — заранее снимать наличные и во время совместного похода в магазин рассчитываться на кассе осязаемыми деньгами. Также можно устроить игру «в магазин», в которой ребёнок отработает процесс купли-продажи. Объяснить, откуда берутся деньги. Надо рассказать простым языком, кем вы работаете, чем полезен ваш труд, кому он нужен, сколько времени занимают задачи. В идеале — отвести ребёнка к себе на работу и показать, как вы и коллеги трудитесь. При этом нужно сделать акцент на том, что за принесённую пользу вы получаете ежемесячно определённую сумму денег — зарплату. Она не бесконечна, так как вы тратите её на покупки, которые ранее обсуждались. Поэтому вы продолжаете работать, чтобы вам платили ещё и ещё.

Как сформировать разумный подход к финансам Андреева отмечает, что развитие у ребёнка финансовых навыков не зависит от обеспеченности семьи. Принципы разумного обращения с деньгами универсальны и применимы в любом быту. Главное, чтобы родители сами им следовали и вовлекали ребёнка в разные аспекты финансовой жизни семьи. Расскажите ребёнку об отличиях между потребностями и желаниями. У детей может быть много ситуативных прихотей. В тех же магазинах продавцы специально кладут на нижние полки яркие сладости и игрушки, чтобы малыши их видели и просили у взрослых.

 Важно поговорить о разнице между тем, что человеку необходимо, и тем, что его просто радует. Так, потребность — это то, без чего люди не могут обойтись прямо сейчас или в долгосрочной перспективе. Чтобы малыш это понял, задайте ему наводящие вопросы: что будет, если человек перестанет есть, одеваться зимой в тёплую одежду, оплачивать жильё? Вместе «рассортируйте» выявленные потребности на те, что надо удовлетворять в первую очередь, и те, которые терпят. Желание — нечто приятное, но не жизненно важное. Донесите до ребёнка, что желать чего-то — это хорошо, но лучше всего проверять желание временем или здравым смыслом. Например, исполненная мечта работать на шоколадной фабрике и день деньской объедаться сладостями явно приведёт к болезни. Зато на мечту купить конструктор Lego и собрать из него замок можно постепенно накопить, а потом ещё сильнее порадоваться. Обсудите тему семейного бюджета. Ребёнок должен понимать, что потребности есть не только у него. Он живёт в семье, и ей в целом и каждому её члену по отдельности что-то бывает необходимо.

Допустим, продукты – общая статья затрат для семьи, бензин покупает только папа, а учёба на курсах — мамина трата. Все эти потребности удовлетворяются, исходя из возможностей, в частности при наличии нужной суммы денег. Разберите с ребёнком, кто приносит деньги в семью и как называется этот вид дохода. Допустим, у обоих родителей есть зарплата, а папа ещё подрабатывает репетитором. Затем обозначьте регулярные семейные, частные, сезонные траты. Лучше оформить это в виде схемы или таблицы. Малыш наглядно увидит, что источников дохода, например, три, а статей расходов  десять. Это даст ему понять, что к деньгам надо относиться бережно. Регулярно планируйте и делайте совместные покупки.

 Ребёнку нужно на практике осознать, что значит бережное отношение к деньгам. Определите сумму, которую планируете потратить в магазине, заложив в неё небольшой процент на «хотелки» ребёнка. Перед походом в магазин составьте вместе с ним список покупок, договорившись о том, что будет куплено лично ему. Уже в магазине не позволяйте ему менять решение и точно следуйте списку. Это довольно сложно, но педагогически правильно: ребёнок научится контролировать желания, соблюдать договорённости и действовать по плану. Дайте ребёнку самому что-то купить. Если ребёнок уже умеет считать хотя бы в пределах 50–100 рублей, то во время прогулки можно предложить ему самому купить себе лакомства. Дайте монетки или купюры, объясните, что такое цена, и позвольте ему выбрать лакомства. Сопровождайте его на кассе (чтобы ему не было страшно), но не мешайте рассчитываться. Если он уложился в данную сумму — отметьте это, похвалите. Он запомнит положительный опыт. Если ребёнку не хватит денег, то ему придётся решать, от чего отказаться. Это научит его делать более обдуманные покупки, расставлять приоритеты, понимать конечность денег и важность планирования.

Куда двигаться дальше?

Описанные выше рекомендации подходят для малышей дошкольного возраста. По мере взросления ребёнок от истерик из разряда «Купи, купи!» переходит к другим историям. Например, про наличие и размер карманных денег, свободу ими распоряжаться, первые заработки.

Что делать дальше родителям?

Можно положиться на школу: согласно новым ФГОС ребята изучают азы финансовой грамотности уже с начальных классов в рамках уроков математики и окружающего мира. В старших классах их будут просвещать на эту тему на уроках обществознания. Если же хочется большей вовлечённости в воспитательный процесс (а может, и новых знаний для себя), можно пройти специализированные курсы или обратиться к книге «Мама, папа, дайте денег! Как воспитать у детей разумное отношение к финансам» Ольги Андреевой. Автор рассматривает поэтапное развитие финансовой грамотности у детей в соответствии с разными возрастами, раскрывая даже такие сложные темы, как налоги, пособия, кредиты. Также она даёт практические советы о том, как родителям отвечать на сложные житейские вопросы. Например, о том, почему родители не могут зарабатывать больше, считать свою семью бедной или богатой и пр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_doshkolnikov.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Почему важно говорить с детьми о деньгах Если человек никогда не пробовал мороженое, можно показать ему сотни картинок и описаний, но это не поможет ему узнать вкус лакомства.

То же самое с деньгами. Чтобы ребёнок понял их цену и научился с ними обращаться, надо показать ему, в чём смысл денег, как планировать расходы и как отличать потребности от желаний. Причём делать это надо сызмальства, постепенно усложняя «программу». Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет. Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут жать его в карьере.

С чего начать разговор о деньгах Андреева пишет о том, что дети в принципе могут не понимать, что такое деньги и откуда они берутся. Ведь многие люди заказывают товары в интернете или расплачиваются на кассе картой — малыш не видит, чем и в каком объёме рассчитываются взрослые. Также эксперт приводит результаты опроса детей 5–6 лет, который показал: ребята считают, что родители ходят на работу, чтобы получать деньги, причём на ежедневной основе. То есть для них это манна небесная, которая прилетает каким-то чудом. Поэтому для начала важно: Объяснить смысл денег. Эксперт советует показать детям сначала монеты, а потом банкноты разного номинала и объяснить разницу между ними. Для лучшего запоминания можно поговорить о «приметах» денег: монеты круглые, банкноты прямоугольные и пр. Также надо рассказать ребёнку, что, отдав определённую сумму денег, можно получить взамен товар или услугу. Устройте игру, в которой вы с ребёнком будете по очереди называть, что можно оплатить деньгами. Например, продукты, проезд в общественном транспорте, услуги ЖКХ. После этого стоит периодически делать «спецпоказы» — заранее снимать наличные и во время совместного похода в магазин рассчитываться на кассе осязаемыми деньгами. Также можно устроить игру «в магазин», в которой ребёнок отработает процесс купли-продажи. Объяснить, откуда берутся деньги. Надо рассказать простым языком, кем вы работаете, чем полезен ваш труд, кому он нужен, сколько времени занимают задачи. В идеале — отвести ребёнка к себе на работу и показать, как вы и коллеги трудитесь. При этом нужно сделать акцент на том, что за принесённую пользу вы получаете ежемесячно определённую сумму денег — зарплату. Она не бесконечна, так как вы тратите её на покупки, которые ранее обсуждались. Поэтому вы продолжаете работать, чтобы вам платили ещё и ещё.

Как сформировать разумный подход к финансам Андреева отмечает, что развитие у ребёнка финансовых навыков не зависит от обеспеченности семьи. Принципы разумного обращения с деньгами универсальны и применимы в любом быту. Главное, чтобы родители сами им следовали и вовлекали ребёнка в разные аспекты финансовой жизни семьи. Расскажите ребёнку об отличиях между потребностями и желаниями. У детей может быть много ситуативных прихотей. В тех же магазинах продавцы специально кладут на нижние полки яркие сладости и игрушки, чтобы малыши их видели и просили у взрослых.

 Важно поговорить о разнице между тем, что человеку необходимо, и тем, что его просто радует. Так, потребность — это то, без чего люди не могут обойтись прямо сейчас или в долгосрочной перспективе. Чтобы малыш это понял, задайте ему наводящие вопросы: что будет, если человек перестанет есть, одеваться зимой в тёплую одежду, оплачивать жильё? Вместе «рассортируйте» выявленные потребности на те, что надо удовлетворять в первую очередь, и те, которые терпят. Желание — нечто приятное, но не жизненно важное. Донесите до ребёнка, что желать чего-то — это хорошо, но лучше всего проверять желание временем или здравым смыслом. Например, исполненная мечта работать на шоколадной фабрике и день деньской объедаться сладостями явно приведёт к болезни. Зато на мечту купить конструктор Lego и собрать из него замок можно постепенно накопить, а потом ещё сильнее порадоваться. Обсудите тему семейного бюджета. Ребёнок должен понимать, что потребности есть не только у него. Он живёт в семье, и ей в целом и каждому её члену по отдельности что-то бывает необходимо.

Допустим, продукты – общая статья затрат для семьи, бензин покупает только папа, а учёба на курсах — мамина трата. Все эти потребности удовлетворяются, исходя из возможностей, в частности при наличии нужной суммы денег. Разберите с ребёнком, кто приносит деньги в семью и как называется этот вид дохода. Допустим, у обоих родителей есть зарплата, а папа ещё подрабатывает репетитором. Затем обозначьте регулярные семейные, частные, сезонные траты. Лучше оформить это в виде схемы или таблицы. Малыш наглядно увидит, что источников дохода, например, три, а статей расходов  десять. Это даст ему понять, что к деньгам надо относиться бережно. Регулярно планируйте и делайте совместные покупки.

 Ребёнку нужно на практике осознать, что значит бережное отношение к деньгам. Определите сумму, которую планируете потратить в магазине, заложив в неё небольшой процент на «хотелки» ребёнка. Перед походом в магазин составьте вместе с ним список покупок, договорившись о том, что будет куплено лично ему. Уже в магазине не позволяйте ему менять решение и точно следуйте списку. Это довольно сложно, но педагогически правильно: ребёнок научится контролировать желания, соблюдать договорённости и действовать по плану. Дайте ребёнку самому что-то купить. Если ребёнок уже умеет считать хотя бы в пределах 50–100 рублей, то во время прогулки можно предложить ему самому купить себе лакомства. Дайте монетки или купюры, объясните, что такое цена, и позвольте ему выбрать лакомства. Сопровождайте его на кассе (чтобы ему не было страшно), но не мешайте рассчитываться. Если он уложился в данную сумму — отметьте это, похвалите. Он запомнит положительный опыт. Если ребёнку не хватит денег, то ему придётся решать, от чего отказаться. Это научит его делать более обдуманные покупки, расставлять приоритеты, понимать конечность денег и важность планирования.

Куда двигаться дальше?

Описанные выше рекомендации подходят для малышей дошкольного возраста. По мере взросления ребёнок от истерик из разряда «Купи, купи!» переходит к другим историям. Например, про наличие и размер карманных денег, свободу ими распоряжаться, первые заработки.

Что делать дальше родителям?

Можно положиться на школу: согласно новым ФГОС ребята изучают азы финансовой грамотности уже с начальных классов в рамках уроков математики и окружающего мира. В старших классах их будут просвещать на эту тему на уроках обществознания. Если же хочется большей вовлечённости в воспитательный процесс (а может, и новых знаний для себя), можно пройти специализированные курсы или обратиться к книге «Мама, папа, дайте денег! Как воспитать у детей разумное отношение к финансам» Ольги Андреевой. Автор рассматривает поэтапное развитие финансовой грамотности у детей в соответствии с разными возрастами, раскрывая даже такие сложные темы, как налоги, пособия, кредиты. Также она даёт практические советы о том, как родителям отвечать на сложные житейские вопросы. Например, о том, почему родители не могут зарабатывать больше, считать свою семью бедной или богатой и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....