Проект «Финансово грамотным быть модно!»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чевычелова Екатерина Владимировна

Проект «Финансово грамотным быть модно!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Педагог: Чевычелова Е.В.

Тема проекта

«Финансово грамотным быть модно!»

Вид проекта

Краткосрочный

Возраст детей

5-6 лет

Актуальность проекта

В нашем саду для детей был предложен кружок «Финансовая грамотность», у родителей началось куча вопросов: А зачем он нам? А чему моего ребенка там научат? А что это такое? Также дети не понимали простого определения «финансы», и задавали много вопросов, именно поэтому детьми было предложено подробнее изучить через проектную деятельность все понятия «финансовой грамотности» и ответить родителям на самый важный вопрос6 нужна ли она?

Цель проекта

создание «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта.

Проблемный вопрос

Зачем нужна финансовая грамотность дошкольникам? И так ли она важна?

Задачи проекта

Задачи для детей:

- познакомиться с темой, целью, задачами проекта;

- поучаствовать в НОД «Откуда появились деньги?», «Что такое семейный бюджет?», «Дом, где живут деньги»,  «С уважением к энергосбережению» и ответить на вопросы по темам;

- поучаствовать в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», «Где логика?», «Путешествие по стране Экономике»;

- посетить круглый стол с родителями «Мы играем в экономику»;

- поучаствовать в дискуссии «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара» и поиграть в игру «Дерево объявлений»;

- подготовить оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- создать лэпбук «Азбука финансов»;

- поиграть дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

- послушать художественную литературу, поотгадывать загадки;

- посмотреть мультфильмы, сделать выводы;

- послушать беседы, ответить на заданные вопросы, задать вопросы по ним;

- поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта.

Задачи для родителей:

- познакомиться с темой, целью, задачами проекта;

- обсудить с педагогом, выяснить средства, возможности, необходимые для реализации проекта;

- определить содержание деятельности со всеми участниками проекта;

- посетить круглый стол «Мы играем в экономику»;

- помочь в оформлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- поспособствовать в создании лэпбука «Азбука финансов»;

- провести дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

- прочитать художественную литературу, загадки;

- показать мультфильмы;

- провести беседы, задать вопросы по ним;

- послушать консультации;

- поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта.

Задачи для воспитателей:

- определить тему, цель, задачи проекта;

- спроектировать предметно-развивающую среду;

- выборать формы, методы и содержания работы;

- спрогнозировать результаты;

- обсудить с родителями, выяснить средства, возможности, необходимые для реализации проекта;

- определить содержание деятельности всех участников;

- запланировать деятельность, подобрать литературу;

- определить возможные формы презентаций;

- провести НОД «Откуда появились деньги?», «Что такое семейный бюджет?», «Дом, где живут деньги»,  «С уважением к энергосбережению» и задать вопросы по темам;

- провести интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Где логика?», «Путешествие по стране Экономике»;

- реализовать круглый стол с родителями «Мы играем в экономику»;

- провести дискуссию с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара» и игру «Дерево объявлений»;

- помочь в оформлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- поспособствовать в создании лэпбука «Азбука финансов»;

- провести дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

- прочитать художественную литературу, загадки;

- показать мультфильмы;

- провести беседы, задать вопросы по ним;

- провести консультации для родителей;

- поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта.

Мероприятия

использование ИКТ - технологий,

виртуальные экскурсии,

тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,

сюжетно-ролевые игры,

решение проблемных ситуаций,

чтение художественной литературы,

использование сказок с экономическим содержанием

знакомство с историей возникновения денег, российского рубля,

интерактивные занятия

Сроки реализации

01.10.2023 – 13.10.2023

Практическая значимость проекта

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техничесхое        и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

01.10. – 02.10.

Определение темы, цели, задач проекта, постановка проблемы;

Проектирование предметно-развивающей среды;

Выбор форм, методов и содержания работы;

Прогнозирование результатов;

Обсуждение с родителями, выяснение средств, возможностей, необходимых для реализации проекта;

Определение содержания деятельности всех участников;

Планирование деятельности, подбор литературы;

Определение возможных форм презентаций.

Картотека загадок, стихотворений по финансовой грамотности;

Библиотека методической и  детской литературы по теме проекта;

Подборка картин, иллюстраций, сюжетных картинок;

ИКТ технологии.

Объективные и субъективные обстоятельства практических возможностей детей и родителей;

Возможны корректировки методов и форм проекта.

Вхождение детей в проблему; Принятие и дополнение  родителями задач проекта, продуктов проекта, форм презентаций; Оценка возможностей для практической реализации проекта.

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники        образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

03.10

Первая половина дня

НОД «Откуда появились деньги?»

Педагог, дети

Узнали историю денег

04.10.

Первая половина дня

НОД «Что такое семейный бюджет?»

Педагог, дети

Узнали, откуда берутся деньги в семье и новое слово бюджет

05.10.

Первая половина дня

НОД «Дом, где живут деньги»

Педагог, дети

Узнали, что такое банк

06.10.

Первая половина дня

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Педагог, дети

Поучаствовали в игре, отвечали и задавали интересующие вопросы

06.10.

Вторая половина дня

Круглый стол: «Мы играем в экономику»

Педагог, дети, родители

09.10.

Первая половина дня

НОД «С уважением к энергосбережению»

Педагог, дети

Узнали, чтобы экономить,  нужно бережно относиться ко всему

10.10.

Первая половина дня

Интеллектуальная игра «Где логика?»

Педагог, дети

Поучаствовали в игре, отвечали на вопросы

11.10.

Первая половина дня

НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений»

Педагог, дети

Сделали выводы, для чего нужна реклама

11.10.

Вторая половина дня

Оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Педагог, дети

Подготовили атрибуты

12.10.

Первая половина дня

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»

Педагог, дети

Поучаствовали в игре, отвечали на вопросы

12.10.

Вторая половина дня

Создание лэпбука «Азбука финансов»

Педагог, дети, родители

Создали лепбук, поиграли с ним

В течение всего проекта

В течение дня

Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?», «Купи другу подарок», «Хочу и надо», «Что важнее?», «Кому что нужно?», «Копилка» и т.д.

Педагог, дети

В течение всего проекта

В течение дня

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Продукты»». «Автобус». «На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

Педагог, дети, родители

В течение всего проекта

В течение дня

Чтение художественной литературы:

Я. Корчак «Маленький бизнесмен»,

В. Катаев «Цветик - семицветик»,

В. Махневич «Хочешь быть богатым?»

Г. Остер «Вредные советы»,

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,

Отгадывание загадок

Педагог, дети, родители

В течение всего проекта

Вторая половина дня

Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки совы. Азбука денег»

Педагог, дети

В течение всего проекта

В течение дня

Беседы «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

Педагог, дети

В течение всего проекта

В течение дня

Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Азбука финансов», анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, буклеты «Финансовая грамотность дошкольников».

Педагог, родители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности

реализации проекта

Степень        достижения поставленных целей

Обобщение

педагогического опыта

13.10.

Совместное мероприятие с родителями создание«мини-музея» на сайте

https://drive.google.com/drive/folders/1O7hO9FkY9xF-4SM4aN3ONrCG2ChA6FZD 

У детей наблюдался познавательный интерес на протяжении всего мероприятия, они показали отличные знания и с большим удовольствие принимали участие.

Оптимизирована работа с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний по финансовой грамотности

Участие детей и родителей в проекте позволило обогатить знания о важности финансовой грамотности, важности ее в жизни каждого. Дети стали понимать разницу между доходами и расходами, понимать, что такое семейный бюджет, знать, что существуют вещи первой необходимости, знать как управлять финансами. Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками.

Вывод:

В работе над проектом, с детьми были  использованы наглядные, словесные, практические, игровые методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.

Практическая значимость данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.

Используемая литература:

  1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
  2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
  3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
  5. Сасова И. А. Экономика/И. А.
  6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
  7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
  8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
  9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
  11. Интернет ресурсы.
  12. Художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Финансовая грамотность» подготовительная группа

Проект «Финансовая грамотность»подготовительная группа...

проект "Финансовая грамотность"

Данный проект роазработан для детей страшей группы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности....

Проект "Финансовая грамотность"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Проект Финансовая грамотность

Надо растить детей финансового грамотными, это позволит им быть социально значимыми...

Педагогический проект " Финансовая грамотность"

Обучение детей  в доу финансовой грамотности....

презентация Проект "Финансовая грамотность с котом Белобоком"

Сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.Чем раньше начинается их обучение азам финансовой грамотности, тем быстрее и устойчивее формируется ...

Проект «Финансовая грамотность дошкольника»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....