Обобщение и закрепление основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы посредством проекта «Путешествие по городу Рублёвск»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Троицкая Татьяна Сергеевна

Актуальность проекта  обусловлена тем, что ФГОС ДО ставит главной целью и результатом образования формирование общей культуры личности детей. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате обогащается детский словарь, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним, что позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Таким образом, введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных  ориентиров в дошкольном возрасте.

Поэтому не случайно мы поставили задачу реализовать проект «Путешествие по городу Рублёвск».

Реализация данного проекта будет способствовать разностороннему развитию детей. Однако акцент мы сделали именно на познавательно-речевом развитии. Это обосновано  тем, что у детей с ЗПР речь и познавательные процессы значительно отстают от возрастной нормы. Вовлечение детей с ЗПР в проект наряду с нормально развивающимися детьми поможет их речевому, социально-коммуникативному развитию, становлению норм и правил поведения в обществе и природе, развитию познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и закрепление основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы посредством проекта

 «Путешествие по городу Рублёвск»

Авторы: учитель-дефектолог Троицкая Т.С.

воспитатель Блинова О.Н.

АВТОРЫ ПРОЕКТА: учитель- дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С., воспитатели Блинова О.Н.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: учитель-дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С.

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ПРОЕКТА: познавательно-речевой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: среднесрочный, 2 месяца

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы комбинированной направленности (нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР), родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С., воспитатель Блинова О.Н.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Актуальность проекта  обусловлена тем, что ФГОС ДО ставит главной целью и результатом образования формирование общей культуры личности детей. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате обогащается детский словарь, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним, что позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Таким образом, введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных  ориентиров в дошкольном возрасте.

Поэтому не случайно мы поставили задачу реализовать проект «Путешествие по городу Рублёвск».

Реализация данного проекта будет способствовать разностороннему развитию детей. Однако акцент мы сделали именно на познавательно-речевом развитии. Это обосновано  тем, что у детей с ЗПР речь и познавательные процессы значительно отстают от возрастной нормы. Вовлечение детей с ЗПР в проект наряду с нормально развивающимися детьми поможет их речевому, социально-коммуникативному развитию, становлению норм и правил поведения в обществе и природе, развитию познавательных интересов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.        Познавательно-речевое развитие детей, в том числе с ЗПР, через участие в проекте «Путешествие по городу Рублёвск».

2.        Обогащение и закрепление основ финансовой грамотности .

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • продолжать расширять представления детей о труде взрослых, его необходимости, общественной значимости;
  • продолжать развивать уважительное отношение к труду, к людям труда, деньгам;
  • закреплять понятия, связанные с  денежной сферой жизни: «деньги», «товар», «доход-расход», и др.;
  • обогащать начальные навыки обращения с деньгами;
  • продолжать развивать правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • обогащать словарный запас финансово-экономическими понятиями, продолжать развивать  связную, грамматически правильную речь детей;
  • способствовать познавательному развитию детей, их любознательности, активности;
  • развивать социально-коммуникативные навыки (умение работать в коллективе, сотрудничать, взаимодействовать, слушать друг друга, поддерживать диалог, оказывать необходимую помощь);
  • развивать  внимание, память, словесно-логическое мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие, фантазию, творчество;
  • способствовать проявлению  бережливости, экономичности, рациональности, деловитости и трудолюбия.

ЭТАПЫ  ПРОЕКТА: 

1.        Подготовительный.

2.        Основной (познавательно-речевой).

3.        Творческий.

4.        Итоговый.

ПЛАН ПРОЕКТА:

1 этап - подготовительный

  1. Составление плана реализации проекта.
  2. Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта (видеоматериалами, книжками-сборниками литературных произведений и речевых игр  по фин. грамотности, мнемотаблицами, схемами для составления рассказов о профессиях).
  3. Формирование основ финансовой грамотности в рамках проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром   и ФЭМП.
  4. Родительское собрание в форме круглого стола  «Роль детской проектной деятельности «Путешествие по городу Рублёвск» для познавательно-речевого развития детей».
  1. этап- основной (познавательно-речевой)
  1. Серия занятий по финансовой грамотности :  «Почему взрослые работают?», «Кто как работает?», «Что такое деньги?», «Как появились деньги?», «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?», «Семейный бюджет: доходы и расходы», «Труд родителей берегу-помогаю как могу»,  «Экономим вместе с родителями» (в сопровождении озвученных презентаций, в том числе авторских).
  2. Чтение детской художественной литературы, обогащающей финансово-экономические представления детей (А. Толстой «Приключения  Буратино», К. Чуковский  «Муха-Цокотуха, Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Кот в сапогах», А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде», А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке», Ганс Христиан Андерсен «Огниво», В.П. Катаев «Цветик-семицветик» и др.).
  3. Просмотр  мультипликационных фильмов  по финансовой грамотности ( «Уроки тетушки Совы», Фиксики - серии: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино», «Золотая антилопа» и др.).

3        этап- творческий

1.        Изготовление педагогами  авторского дидактического пособия «Путешествие по городу Рублёвск».

 2. Создание выставки книжек-малышек по финансовой грамотности (дети совместно с родителями).

3. Выставка рисунков по финансовой грамотности (дети совместно с родителями).

4. Посещение магазинов, банка, почты, аптеки, на пункт выдачи заказов и подготовка рассказов об увиденном (дети совместно с родителями).

5. Инсценировка сказки детьми подготовительной группы для детей средней группы.

6. Раскрашивание, вырезание, лепка предметов, имеющих отношение к денежной сфере.

4 этап - итоговый

1.Итоговая игра-путешествие  «Путешествие по городу Рублёвск».

2. Подведение итогов проекта.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

1.        Авторское дидактическое пособие «Путешествие по городу Рублёвск».

2.        Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ноутбук).

3.        Выставка рисунков «Финансовая грамотность».

5.        Книжки-малышки по финансовой грамотности.

6.        Диски с авторскими интерактивными играми, видеороликами, мультфильмами по финансовой грамотности.

9.        Маски  для инсценировки.

10.        Памятные брелоки для детей.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:

Список детской художественной литературы:

1.Н.Носов  «Незнайка на Луне»

2. А. Толстой «Приключения  Буратино»

3.К. Чуковский  «Муха-Цокотуха»

4.Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»

5.Ш. Перро «Кот в сапогах»

6.А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»

7.А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»

8. Ганс Христиан Андерсен «Огниво»

9.В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

10.Народная сказка « 3 поросенка»

11. Народная сказка «Заюшкина избушка»

12. Народная сказка «Вершки-корешки»

13. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.

14. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли      

15. Энид Блайтон  «Приключения Нодди в игрушечном городе»

16. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»

17.Б.В Минин сказка «Доверчивый зайчик»

18.  Сергей Федин «Финансовая грамотность»

19. Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги»

20. Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»

21.Белорусская сказка «Один заработанный рубль»

Список методической  литературы:

1. Бичева И.Б., Десятова С.В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда» // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017 - С. 130-134.

2. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования.

3.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста:учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2015 - 89 с.

4.Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье // Современные наукоемкие технологии. 2016 - № 10-1. - С. 128-131.

5. Горяев А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. - М.: Финансы, 2010 - 90 с.

6.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013 - 26 с.

7.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «КРО. Развитие элементарных математических представлений», М., Из - во: Мозаика-Синтез, 2009.

8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «КРО. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7лет с ЗПР, М., Из - во: Мозаика-Синтез, 2009.

9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М. : Школьная пресса, 2005.

10. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М. : Школьная пресса, 2005.

11. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. Тольятти: Наука Полис, 2017 - 41 с.

12. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003 - №4. - С. 60-63.

 13.Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

14. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. - 2018 - № 1 (21). С. 25-31.

15.  Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д.

Шатова. – М., 2005 – 254 с.

Список интернет-ресурсов:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая  культура»

Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан  «Дружи с финансами»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети:

  • имеют  представления  о труде взрослых, его необходимости, общественной значимости;
  • уважительно относятся к труду, к людям труда, деньгам;
  • имеют представления  связанные с  денежной сферой жизни: «деньги», «товар», «доход-расход», и др.;
  • имеют начальные навыки обращения с деньгами;
  • демонстрируют правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • умеют составлять описательные рассказы о животных, пользуются грамотной выразительной литературной речью. Дети с ЗПР умеют составлять рассказы и описания по опорным схемам;
  • проявляют   бережливость, экономичность, рациональность, деловитость и трудолюбие.

приобрели опыт продуктивной деятельности, в  том числе совместной.

Педагоги:

  • приобрели опыт проведения проектной деятельности;
  • пополнили предметно-пространственную среду группы;
  • повысили свой имидж  среди педагогов ДОУ и родителей.

Родители:

  • приобрели опыт сотворчества с детьми и педагогами;
  • расширяют  представления детей о мире финансов и экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

В качестве средств формирования основ экономической культуры целесообразно использоание дидактических игр. Главной особенностью игр является то, что заданияя предлагаются в игровой форме....

Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр к...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы»

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы» Подготовила: воспитательI квалификационной кат...