Мастер класс «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
картотека по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Каширская Ирина Васильевна

Мастер класс

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ  ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx580.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ  ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Освоение финансовой грамотности в ДОУ на сегодняшний день особенно актуально, так как все: и взрослые, и дети ежедневно соприкасаются с вопросами данной тематики.

Применение игровой деятельности – самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных финансовых  понятий и математических действий.

В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры, чтобы сделать экономику доступной, понятной и интересной.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.

В возрасте 4-5 лет под финансовой грамотностью рассматривается развитие у детей бережливости, деловитости, рационального поведения в отношении простых экономических действий, здоровой оценки любых результатов труда. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем.

Вовлекая  детей в математическую  деятельность, решаем  как  математические задачи, так и финансовые.

В целях реализации данной темы поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать  условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики.

2.  Закреплять навыки количественного и порядкового счёта, пространственных отношений, геометрических фигур, временных понятий.

3.  Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных действиях.

4.  Воспитывать познавательный интерес к математике.

5. Формировать первичные экономические понятия;

6. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

 7. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость)

 8.  Воспитывать бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.

 9. Способствовать умению  правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Подбирая  дидактические игры для нашей группы, учитывала специфику работы в средней группе и соответствие программным требованиям.

Подобрала игры по категориям: «Труд», «Товар», «Деньги», «Потребности», «Семейный бюджет».

Картотека дидактических игр

по формированию математически-финансовой грамотности детей средней группы.

Игра «Деньги»

 Задачи: познакомить с понятием «деньги». Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие «потребность» и «полезность». Закреплять навыки счёта.

Содержание игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Игра «Что сколько стоит»

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Игра «Разложи товар по полочкам»

Задачи: развитие пространственных отношений (верх, низ, справа, слева). Закреплять счёт, понятие товар

Игра «Покупка Колобка».

Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

 Материал: монеты самодельные, карточки с изображением разных предметов, ценники. Педагог объясняет, что у Колобка 5 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить Колобок, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется.

Игра «Назови монетку»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет, умение считать до 5.Развивать речь, мышление, активность.

Материал: картинки с изображением монет разных достоинств. С обратной стороны точки.

 Содержание: Картинки делятся между игроками. По очереди игроки называют достоинства монет, если игрок ошибается, то карточки кладутся в центр в стопочку. Выигрывает тот, у кого карточек останется больше.

Игра «Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги с точками.

Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Игра «Кому что подарим?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал: карточки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

ИГРА «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка

 Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. . 
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. 

Игра «Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

Закрепить представления детей о категориях товаров.

Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Игра «Запланированная покупка»

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

Учить детей следовать запланированному «списку покупок».

Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее). 

Игра с копилкой 

C:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343 (2).jpeg           C:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343 (4).jpeg

Задачи: знакомить с понятием денег. Стимулировать мелкую моторику, учить считать, закреплять геометрические формы. Сравнение монет по размеру, форме.

Игра «Денежка»

Задачи: Познакомить со всеми разновидностями монет. Правильно обращаться с деньгами, закреплять счёт, развивать логическое мышление, вырабатывать начальный навык построения несложных математических и финансовых стратегий.

А также другие игры

Игра «Найди пару»

Игра «Лесная ярмарка»

Игра «Найди монеты и купюры».

Игра «Цветные кошелёчки»

C:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343 (3).jpeg           C:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343 (5).jpeg

 Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Магазин»

https://oxymaxplayroom.com/ru/content/images/2021/02/24.jpgИГРА «Магазин»

Задачи:

Расширять представление детей о том, что такое магазин; разновидности магазинов. Дать новое понятие «товар», цена, ценник. Закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, количественный счёт, умение отсчитывать нужное количество. Воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Материал: разные виды магазина – шаблоны, карточки товаров с ценниками(точки), карточки с 2 полосками – полочки, кошельки, монеты (рубли).

Ход экономической игры

В. А что же такое магазин? (Ответы участников.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите товары, которые можно купить в продуктовом магазине.

А какие ещё можно купить товары в других магазинах? (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы.)

Значит, товары у нас бывают какие? Разные и продаются они в разных магазинах (показ картинок Это- Цветочный магазин, это – хлебный т.п.)

Подумайте, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают разные и цены тоже разные. (Показ картинок и цен на ценниках - точки)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

Сейчас мы поиграем в игру магазин. Нам нужны продавцы и покупатели. (Выбирают, определяют какой у них магазин) Для начала вам надо завезти товар в магазин и разложить на полочки. (Покупателям раздают кошельки и денежки)

И так магазины открываются, предлагаю вам купить то, что вам хочется на ту сумму денег, которая у вас в кошельке и рассказать нам, что вы купили.

Можно давать задания: купить товар по списку. Участник идёт в тот магазин, где это продаётся и покупает.

Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Продавец называет цену по ценнику, покупатель отсчитывает нужное количество монет - рублей. Благодарят друг друга.

Далее магазин закрывается, и продавцы подсчитывают выручку. А покупатели - сколько осталось монет. Делают вывод, что деньги заканчиваются их надо постоянно зарабатывать.

C:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343 (1).jpeg

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 5. Закрепление представлений о геометрических формах и основных цветах. Формировать представление детей о необходимости денег в жизни человека, углублять знания детей о труде кассира, проводника воспитывать чуткое, внимательное отношение к пассажирам, доброту, отзывчивость, культуру общения. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Материал: Паровоз, 5 цветных вагонов на липучках с номерами (точки). Пассажиры лесные жители (картинки), касса, билеты с номерами вагонов, кошельки, монетки.

Ход игры:

Вед. - Отгадайте загадку

Правильно это поезд. А что такое поезд? Для чего он нужен человеку?

А вот у лесных жителей (показ картинки) поезда нет, а они так хотят покататься на поезде. Давайте им поможем, построим поезд из этих фигур. Как они называются? (Прямоугольники) (Собирают поезд, считают точки на вагонах, определяют номер, проверяют последовательность вагонов, определяют цвет) Поезд у нас готов и желающие есть отправиться в путешествие. (Выбираем, кто какому животному будет помогать) Нам теперь нужен кассир продавать билеты  и проводник вагонов, он будет проверять билеты и рассаживать пассажиров на места. А что нам надо, чтобы купить билет на поезд? (Деньги) Возьмите кошельки с деньгами и идите в кассу покупать билет. Подходят к кассиру просят билет покупают, отсчитывают нужное количество монет. Идут к вагонам по номеру на билетиках (считают точки), проводник забирает билеты, называет номер вагона. Участники помогают животным занять своё место. Можно повторить, кто в каком вагоне поедет, назвать соседей справа, слева как их называют. Поезд отправляется. Машут руками – провожают.

Рефлексия: Что мы с вами делали? Что узнали нового? Что понравилось?

blob:https://web.telegram.org/2d7b2251-03a0-4ed3-bb33-04429bb2951fblob:https://web.telegram.org/2d7b2251-03a0-4ed3-bb33-04429bb2951fC:\Users\Admin\Downloads\photo1701279343.jpeg

Усложнение и дополнение.

  1. Распределить картинки по вагонам в соответствии с категориями «Дикие звери», «Домашние животные», «Дикие пернатые», «Домашние птицы».
  2. Распределить животных по вагонам. Назвать пассажиров, которые едут до станций «Лесная» и «Сельский двор».
  3. Разложить животных по вагонам, подсчитать их количество. Назвать, кто путешествует в первом вагоне, во втором и последующих. Кто сидит в определенном по счету вагоне, кто едет с правой и с левой стороны от него.




МДОУ №25 «Светлячок»

Мастер класс

«Дидактическая игра

как средство формирования

математическо - финансовой грамотности

 детей среднего дошкольного возраста»

                                               Подготовила и провела:

                                               Каширская Ирина Васильевна.      

2023   год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических способностей детей среднего дошкольного возраста средствами познавательного терренкура.

Cоздаем условия для формирования у детей элементарных математических навыков через общение с окружающим миром....

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Мастер-класс по рисованию: "Мимоза - цветы весны" для детей среднего дошкольного возраста.

Рисование мимозы концом кисти. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста"

Цель мастер класса :познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей .Игра "Математический куб".Использование в работе Геоборда. Игра "Умная пчелка...

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

Игру недаром называют «ведущей». Именно, благодаря ей ребенок познает окружающий его мир предметов и людей. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.Цель мастер-класса:...

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...