Мастер-класс «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста»
материал

Игру недаром называют «ведущей». Именно, благодаря ей ребенок познает окружающий его мир предметов и людей. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx447 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

 

Игру недаром называют «ведущей». Именно, благодаря ей ребенок познает окружающий его мир предметов и людей. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей.

Уважаемые коллеги! Свое выступление хотелось бы начать с небольшой игры на концентрирование внимания.

Коммуникативная игра (Эмоциональное вхождение)

Зеркало висит у нас в квартире

Мы стоим в двоем, а нас ЧЕТЫРЕ. (слайд)

Коллеги, сегодня я расскажу вам, какие использую дидактические игры на развитие математических способностей своей работе с детьми.  

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. (слайд 3)

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

 «Учимся, играя», «Математический куб».

В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что я и сделала.

К пяти граням куба приклеила карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и

кругов в количестве соответственно числу (для детей еще не знающих

цифры), на шестую грань куба - модель множественного числа - "много". И

куб стал очень востребованным у моих воспитанников. Теперь не только я с

ними играю, но они включили его в свои самостоятельные игры. Варианты игры с кубом:

Вариант 1 

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке

у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кубик мы вращать.

Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и

выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему

(или соответственно какое число на грани куба).

 

Вариант 2 

Воспитатель стоит в центре круга, образованного детьми, и

бросает куб каждому ребенку по очереди. Ребенок, возвращая куб, выполняет

задание столько раз, сколько указывает ему чисто, обращенное к нему.

Также в своей работе используем Геоборд.

Задачи:

  • закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
  • описывать их по характерным признакам;
  • учить определять пространственное расположение предметов;
  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов
  • соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом),
  • закрепить знание цветов;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать речь, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев.

 Задание 1

Воспитатель предлагает ребёнку натянуть резинку форме какой-либо

фигуры.

Задание 2

Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура,

которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.

Примеры загадок:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Задание 3

Предложить создать фигуру определённого цвета.

Задание 4

Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например,

построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый

прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.

Задание 5

По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение

предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или

справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка

расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном

углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи

квадрат в левом верхнем углу и т.д.

Задание 6

Даётся задание расположить фигуры относительно друг друга. Например:

расположите фигуры так, чтоб квадрат был справа от треугольника,

расположить треугольник внутри квадрата.

Дидактическое пособие по ФЭМП «Умная пчелка»

Цель: учить детей ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении; формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - направо», «слева - налево», «по центру» и т. д.

Развивать зрительную память, внимание; умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве счете в пределах 5.

Правила игры:

Пчелка двигается по команде. Она может двигаться вверх, вниз, направо, налево. На начальных этапах игры (поле из 9, 16, 25 клеточек) ребенок может двигать жука по полю. На последних этапах игры (поле из 36,49, 64 клеточек) ребенок должен еще научиться мысленно передвигать пчелу в нужных направлениях и называть его местоположение. Слуховой диктант. Примерные ходы пчелки: Слайд

1 этап (таблица из 9 клеточек); (жучок в центре): верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.

2 этап (таблица из 16 клеточек); (жучок в нижнем левом углу): 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо и т. д.

3 этап (таблица на 25 клеточек); (жучок в центре): 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится

божья коровка?

Божьи коровки на ромашках.

Для игры понадобятся карточки с ромашками с изображением цифры в середине (от 1 до 5, божьи коровки с точками на крыльях от 1 до 5.

1 вариант.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5, ориентироваться на плоскости. Воспитывать внимание. Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую)». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.

2 вариант.

Для игры сделать четыре карточки с изображением больших божьих коровок с точками (2, 3, 4, 5) на одном крыле и маленьких божьих коровок с точками (1, 2, 3, 4) на одном крыле, и отдельно крылышки с точками (1, 2, 3, 4).

Цель: закрепить представление о составе числа из двух меньших в пределах 5, составлять число из двух, упражнять в счёте точек, расположенных по-разному.

Ход игры: на пример, найди деток для «мамы», у которой 3 точки, надо подобрать крылышки с таким количеством точек, чтобы в сумме было как у «мамы». На пример: на карточке у маленькой божьей коровки одна точка, значит крылышко подбираем с двумя точками, и считаем сколько всего точек на двух крылышках - 1 и 2 будет 3. Поисковый вопрос: У какой «мамы» больше всех деток? (у которой 5 точек).

https://documents.infourok.ru/d90162e6-d1e0-4aa8-9149-9145e082d323/0/image001.jpg

https://documents.infourok.ru/d90162e6-d1e0-4aa8-9149-9145e082d323/0/image002.jpg

https://documents.infourok.ru/d90162e6-d1e0-4aa8-9149-9145e082d323/0/image003.jpg

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения

дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не

покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра - явление сложное,

но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы,

характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность

одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной

степени определятся соответствием содержания и методов в обучении

возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал

специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с

опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому

дидактическая игра является непременным средством формирования

элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Учение должно быть радостным! Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

И закончить хочу словами «Учиться можно только весело.… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю Анатолю Франсу, но с ними трудно не согласиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

Формирование математических способностей детей среднего дошкольного возраста средствами познавательного терренкура.

Cоздаем условия для формирования у детей элементарных математических навыков через общение с окружающим миром....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие  Формирование элементарных математических способностей...

Мастер-класс "Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста"

Цель мастер класса :познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей .Игра "Математический куб".Использование в работе Геоборда. Игра "Умная пчелка...

Мастер-класс на тему «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...