Проект "Ступеньки финансовой грамотности"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Елена Николаевна Петухова

    Цель проекта:  формирование основ финансовой грамотности у детей старшего    дошкольного   возраста   через  игровую  деятельность  в  контексте   ФГОС ДО.

         Задачи проекта:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
  •  
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_fin.gram_.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 64»

ПРОЕКТ

«Ступеньки финансовой

грамотности»

Описание:

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Петухова Е.Н.

воспитатель I кв.кат.

г. Оренбург, 2022 г.

Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный.

Сроки реализации проекта: 2022-2023 год.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (6-7 лет), родители

воспитанников, 2 воспитателя группы.

Продукты проекта:

  • лэпбук «Финансовая грамотность»;
  • газета «Семейный бюджет»;
  • альбом «Деньги разных стран»;
  • игротека «Финансовая грамотность»;
  • раздаточный материал для изучения финансовой грамотности;
  • методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
  • план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
  • презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.

Задачи проекта:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Ожидаемые результаты:

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Актуальность проекта

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщения к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие важные качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание данного проекта в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект разработан с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е…

Принципы построения проекта:

-от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

-реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

  • подготовительный;
  • практический;
  • заключительный

Ресурсное обеспечение проекта:

- программно-методическое обеспечение;

- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

- взаимодействие всех участников педагогического процесса;

- система взаимодействия с родителями;

- система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце первого года реализации проекта:

- проведение открытого мероприятия (квеста);

- проведение мастер-класса среди педагогов.

Методы реализации проекта:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. Пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.):
  • практические (исследование, моделирование и др.).

Формы проведения:

- групповые занятия;

- индивидуальная работа.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно- ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Основные этапы реализации проекта «Ступеньки финансовой грамотности»

1 этап - подготовительный:

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Ступеньки финансовой грамотности»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап - основной, практический:

- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

3 этап - завершающий:

- подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей родителей «Изготовление копилки», лэпбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Перспективное планирование реализации проекта

«Ступеньки финансовой грамотности» с родителями.

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача – помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни: «Кто и как зарабатывает деньги в семье», « Как формируется семейный бюджет», « Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое», « Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок», «Как научиться экономить деньги», Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы работы с родителями:

1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2. Оформление информационных стендов, памяток.

3. Собрания, консультации, мастер-классы.

4. Презентации для родителей.

Рекомендации для родителей:

 Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

 Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

 Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

 Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

 Будьте для ребенка примером.

Вывод:

В итоге реализации проекта дети подготовительной группы смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Перспективы:

В дальнейшем будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника, организовав работу с детьми по следующим направлениям:

 деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

 авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

 правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, ожидаемый от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Система организации контроля над реализацией проекта:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- итоговый контроль (май).

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках проекта. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольной организации по основам финансовой грамотности старших дошкольников. Уровень освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности:

Низкий уровень – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует потенциал. Ребенок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний уровень – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий уровень – ребенок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, четко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал

Список использованной литературы:

1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.

2. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников». "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

3. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,

4. Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

5. Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

6. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

7. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективноепланирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.

8. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....