Образовательная ситуация «Поможем трудяжке Наф-Нафу познакомить Нада и Транжирку с профессиями»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Солоницына Мария Юрьевна

Образовательная ситуация для ознакомления детей с основами финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация «Поможем трудяжке Наф-Нафу познакомить Нада и Транжирку с профессиями»

Цель: уточнение и расширение представлений о профессиях

Задачи:

1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

2. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».

5. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Материалы:

– виртуальные герои: трудяжка Наф-Наф, Нада, Транжирка, Умный Блокнотик;

– книга В. В. Маяковского «Кем быть?»;

– карточки – картинки «Профессии»;

– карточки – картинки «Инструменты»;

– д/и «Кому что нужно».

Предварительная работа:

– чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»;

– рассматривание иллюстраций «Люди разных профессий»;

– д/и «Профессии»;

– виртуальная экскурсия по предприятиям города;

– чтение повести Н. Носова «Незнайка на луне»;

– просмотр мультфильмов «Богатый бобренок», 4 серия «Профессии в наших семьях. Роль профессий».

Ход образовательной ситуации:

На экране появляется трудяжка Наф-Наф, он что-то мастерит (замечает детей)

Трудяжка Наф-Наф: Здравствуйте, ребята! Наши знакомые Нада и Транжирка постоянно тратят деньги и даже не задумываются, откуда они берутся, и как трудно их заработать. Ребята, помогите, пожалуйста, объяснить девочкам, что деньги получают за труд люди разных профессий.

Воспитатель: Ребята, поможем трудяжке Наф-Нафу рассказать девочкам о профессиях? А Умный Блокнотик все запомнит, запишет и даст прочитать девочкам о том, для чего нужны профессии и как они важны.

Трудяжка Наф-Наф: Предлагает детям послушать отрывок из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники,

Столяры и плотники.

Столяру хорошо,

А инженеру лучше…

Инженеру хорошо,

А доктору лучше.

– Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении (ответы детей)

Как вы думаете, что такое профессия? (ответы детей: работа, которую делают люди)

Трудяжка Наф-Наф: Профессия – это труд, которому человек специально обучен. Например, врач, продавец. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты. Хорошо, когда профессия человеку нравится, когда он выбрал ее потому, что умеет делать что-то лучше других. Тогда и ему радостно, и другим приятно. Назовите, пожалуйста, профессии, которые вы знаете? (ответы детей)

Словесная игра «Что будет, если не будет…»

– Представьте, что у нас в городе нет врачей. Что произойдет? Расскажите, что может случиться, если исчезнут люди других профессий.

Дети продолжают фразу «Если не будет: строителей, поваров, пожарных, полицейских, учителей, парикмахеров, продавцов…» и рассуждают, что произойдет.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с выражением «Все профессии нужны, все профессии важны»? Почему? (ответы детей)

Трудяжка Наф-Наф: Я знаю много загадок о профессиях. Предлагаю вам попробовать их отгадать, а Умный Блокнотик запишет правильные ответы.

– Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Oн не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

– Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

– Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

– Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

– Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

– Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Молодцы! Мы отлично потрудились, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Профессии».

Движения

Речевое сопровождение

Руки на пояс, повороты вправо-влево

Много профессий на свете у нас

Руки в стороны

Много расскажем о них мы сейчас

Движение правой рукой, имитирующее шитье иглой

Вот швея рубашки шьет

мешаем поварешкой

Повар варит нам компот

руки в стороны

Самолет ведет пилот

приседаем и встаем

На посадку и на взлет

хлопок в ладоши

Доктор ставит нам уколы

смотрим, рука у лба

И охранник есть у школы

ладони одна на другую

Каменщик кладет кирпич

смотрим в бинокль

А охотник ловит дичь

Загибаем пальцы

Есть учитель, есть кузнец, балерина и певец

Руки в стороны

Чтоб профессию иметь

Грозим пальцем

Надо много знать, уметь

Хорошо дружок учись и, конечно, не ленись!

Молодцы, ребята!

Трудяжка Наф-Наф: Я для вас приготовил карточки с изображением людей разных профессий. Угадаете, чем занимается, что делает человек той или иной профессии. Например, это пожарный, он тушит огонь.

Трудяжка Наф-Наф показывает карточки, дети отвечают.

Трудяжка Наф-Наф: Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. Предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Перед вами на столе лежит набор карточек с профессиями и инструментами. Определите, пожалуйста, какой инструмент нужен художнику, повару, строителю, врачу, швее, учителю, полицейскому, парикмахеру. (дети выполняют задание)

Трудяжка Наф-Наф: Молодцы! Теперь я вам назову несколько действий для каждой профессии, а вы мне назовете, какое из действий лишнее, не принадлежит данной профессии. Будьте внимательными!

– Повар – режет, фотографирует, варит, жарит.

Какое лишнее слово? Почему? (ответы детей)

Ответ: Повар – режет, варит, жарит, а фотографирует фотограф.

– Прачка: стирает, строит, гладит.

Какое лишнее слово? Почему? (ответы детей)

Ответ: Прачка – стирает, гладит, а строит строитель.

– Врач – лечит, перевязывает, продаёт, колет.

Какое лишнее слово? Почему? (ответы детей)

Ответ: Врач – лечит, перевязывает, колет, а продает продавец.

– Парикмахер – стрижет, моет голову, тушит, причесывает.

Какое лишнее слово? Почему? (ответы детей)

Ответ: Парикмахер – стрижет, моет голову, причесывает, а тушит пожарный.

Трудяжка Наф-Наф: Ребята, посмотрите вокруг. Что нас окружает? (игрушки, мебель, вещи). Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор, благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда – продукт труда. Продукт труда – результат человеческого труда.

– А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители?

– Какую пользу они приносят? (шьют одежду, лечат, продают одежду, готовят пищу, перевозят груз, обучают детей в школе….)

Продукт труда может продаваться. То, что продается, называется товаром. Трудяжка Наф-Наф: Я приготовил для вас загадку и предлагаю вам ее отгадать.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Он называется … (товар).

Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас постригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

Товаров-услуг, как и вещей-товаров, очень много, поскольку потребности людей разнообразны.

Наф-Наф: я называю действия, которые совершают герои различных литературных произведений, а вы определите, к какому понятию они относятся – к тoварам или услугам:

Шёл трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нём сидело и стoяло

Сто пятнадцать человек. 

 - Ребята, водитель трамвая перевозит людей. Это товар или услуга? (Услуга)

Три девочки – три школьницы –

Купили эту вазу. (Товар)

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой. 

- Инспектор ГИБДД регулирует движением машин на дороге. Что это? (Услуга)

Папа к зеркалу садится:

- Мне постричься и побриться! (Услуга)

- Новую кепку купили вчера,

Бедный мальчик рыдал до утра. (Товар)

Дедушка Миша, садовник-старик,

Возле дорожки кустарник подстриг,

Ветки подрезал, убрал сухостой –

Пусть зеленеет кустарник густой! 

 - Садовник обрезает кустарники. Это услуга или товар? (Услуга)

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу. 

- Квас и билет это услуга или товар? (Товар)

Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

- Врач лечит, аптекарь продает лекарства. Это…? (Услуга)

-Молодцы!

Умный Блокнотик приготовил для вас карточки-Зеленые и красные.

 Вы должны поднять зеленые карточки, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – красные.

Ножницы- Т

Стрижка  – У 

Журнал – Т

Разноска по адресам газет и журналов - У

Кукла – Т.

Упаковывание куклы упаковщицей (т.е укладка куклы в коробку) – У

Обувь –Т

Ремонт обуви -  У

Куртка –Т

Ремонт одежды:  пришивание кармана,  пуговиц у куртки- У

Книга – Т.

Продажа книги –У

Веник –Т

Подметание дорожек –У

Воздушные шарики - Т

Развлечение аниматоров детей на празднике –У

Воспитатель: ребята, как вы думаете, а вы прямо сейчас можете стать поваром, учителем, врачом, шофёром? (нет).  Конечно же, нет. А почему? Потому что для этого вам нужно подрасти и выучиться. Ведь каждой профессии необходимо учиться. Вы готовы к этому?( ответы детей).

- Вот и подошла к концу наша беседа, Умный Блокнотик все записал и обязательно все передаст девочкам.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось в сегодняшней беседе?

- А кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Я предлагаю вам нарисовать ту профессию, которой бы вы хотели овладеть, когда вырастите большими. И мы с вами передадим ваши рисунки Нада и Транжирке, чтобы они тоже могли выбрать себе будущую профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование игровой образовательной ситуации" Поможем кукле Кате".

Находить выход из проблемной ситуации. Продолжать описывать игрушку "куклу".Формировать опыт участия в выполнение коллективных композиций. Создать красивые платья и украшать скатерть в технике " штамп...

Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...

Конспект образовательной ситуации " Поможем Маше" - формирование элементарных математических представлений.

Цель: направлять мыслительную активность детей на поиск способов решения поставленных задач. Задачи: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и ч...

Образовательная ситуация «Поможем Маше собрать бусы»

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации «Поможем Незнайке научиться говорить правильно» (с использованием метода «Бизи-куб)

Задачи:Образовательные: активизировать речь дошкольников, учить образовывать имена прилагательные, опираясь на тактильные ощущения; актуализировать знания о животных и их детенышах, упражнять в употре...