Интеллектуальная игра по формированию финансовой грамотности у детей «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Войтович Марина Викторовна

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности, развитие у дошкольников  любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. Формирование  умения работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Салют»

Интеллектуальная игра 

по формированию финансовой грамотности у детей Подготовительная группа

 «Что? Где? Когда?»

Воспитатель:

Войтович Марина Викторовна

2023 год

Интеллектуальная игра

по формированию финансовой грамотности у детей

в подготовительной группе «Что? Где? Когда?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности, развитие у дошкольников  любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. Формирование  умения работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки.

2. Закреплять знания детей о математических представлениях, и предметном знании русских произведений.

3. Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор.

Развивающие:

1. Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.

2. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.)

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.

2. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

3. Продолжать воспитывать у детей любовь к русскому фольклору (сказкам, загадкам, пословицам); нравственные качества: гостеприимство, доброту, взаимопомощь, уважение, чувство коллективизма и др.

Оборудование для игры: стол для участников игры, игровой стол-круг, разделенный на 12 секторов с сектором и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы  в конвертах с номерами от сказочных героев; чёрный ящик, знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; эмблемы участников игры; магнитофон с записью: музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; табло с монетками, песочные часы, мудрая сова (игрушка или картинка), призы-медали.

Содержание игры

- Добрый день, ребята!

 -Сегодня …….. мы начинаем прямую трансляцию игры новогодней зимней серии «Что? Где? Когда?»

- Знаете ли вы, какая птица является символом игры  «Что? Где? Когда?» (символ сова). Как вы думаете, почему именно эта птица?

- Сова, считается символом мудрости, знаний.

Звучит музыка. Сегодня в подготовительной группе  № 7 «Солнышко» состоится  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Команда «Знатоков» играет против команды «Сказочных героев».

Представляю участников команды «Знатоки»:

  1. – капитан команды.

Игроки занимают места за столом.

- Дорогие участники игры! Сказочные герои узнали о том, что мы собираемся с вами поиграть в игру «Что? Где? Когда?» и прислали для вас письма с заданиями. За каждое правильно выполненное задание и верный ответ команда будет зарабатывать  монетку.  Если ответ был неверный – очко получает команда «Сказочных героев». В конце игры мы подсчитаем заработанные вами монетки, и определим команду победителей.

Ведущий: — А, сейчас, слушаем условия нашей игры. Перед вами стол с 12 секторами, а посередине — волчок со стрелкой. Поочередно один игрок крутит волчок. Все выполняют задание из конверта, на который укажет стрелка. На выполнение задания даётся 1 минута, время фиксируется песочными часами.

Давайте вспомним правила поведения:
1. Слушаем внимательно вопрос
2. Обсуждаем и даем ответ
3. Не кричим - это главное правило
4. За правильный ответ зарабатываем монетку
5. Нельзя перебивать друг друга
6. Побеждает та команда, у которой большее количество монеток.
Ну что вы готовы? Желаю успеха!

Кто победит, кто проиграет-

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем вам успеха.

Счастья, радости и смеха.

И мы начинаем нашу игру. Но вначале проведём небольшую разминку.

Разминка
Люди ходят на базар: там дешевле весь. 
(товар)
На товаре быть должна обязательно. 
(цена)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким. 
(доход)
И врачу, и акробату выдают за труд. 
(зарплату)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (
продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт. 
(кассир)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (
банкомат)
Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно. (
весы)
Из кармана в карман скачет. (
монета)
У одних нас много, а у других нас нет. (
деньги)

Первый раунд. «Профессии»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий  открывает конверт с соответствующим номером, читает задание.

Воспитатель зачитывает № 1 письмо-задание от Чебурашки:

«Ребята! Привет вам от Чебурашки! Я скоро вырасту и буду выбирать профессию. Дорогие ребята! Познакомьте меня с профессиями».

Раздает участникам каждой команды карточки с изображением профессии и карточки с изображением результата труда людей этой профессии. Дает инструкцию: составить пары карточек. Несколько профессий остаются без пары. Вопрос: «Что делают люди этих профессий, каков результат их труда?» (Доктор лечит, учитель учит, водитель перевозит, музыкант играет – это услуги).

Даётся одна минута на обсуждение. После команды «Стоп» капитан команды определяет, кому из игроков отвечать на вопрос. Ответ игроков.

Внимание! Правильный ответ:

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Второй раунд. «Реклама - двигатель прогресса»!

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий читает письмо от кота Матроскина:

Игра «Дерево объявлений»

-В нашем рекламном агенстве есть необычное дерево «Дерево объявлений» И все, кто к нам приходит мы предлагаем поиграть. Поиграем?

Я читаю объявление, а вы должны догадаться, кто мог дать такую рекламу.

1.        Теперь у меня избушка не ледяная, а лубяная, приходите ко мне в гости. (лиса)

2.        Куплю, недорого орехи и грибы, чтобы запастись на зиму. (белка)

3.        Продаются шубы, зимой белые, а летом серые. (заяц)

4.        Угощаю медом в любое время года, кроме зимы. (медведь)

5.        Самый умный, усатый и полосатый ищет доброго хозяина. (кот)

6.      В какой сказке была нечестная реклама? (Как старик корову продавал)

-Но, ребята есть одно правило «не покупай все, что рекламируется, подумай: нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение».

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Третий раунд: «Загадочный»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий зачитывает №3 письмо-задание от Знайки: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам загадки от Знайки!

1.        Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке –

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2.        Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3.        Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4.        Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5.        За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6.И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

        

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Четвёртый раунд. «Я знаю, что такое товар»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий читает письмо № 4 от кота Леопольда.
Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда  поднимает красные флажки, если слышит, что речь идет о товаре, команда  поднимает зеленые флажки, если слышит, что речь идет не о товаре.
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
В издательстве напечатали много детских книг (товар)


Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Пятый раунд. «Деньги»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий читает письмо от Тётушки Совы:
Название этого раунда вы узнаете, отгадав загадку:
Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости так же, так же средство платежа.
Что это? (деньги).

1. Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это? (Деньги) .

2. Как называются бумажные деньги? (Купюры)

3. Как называются металлические деньги? (Монеты) .

4. Как называются Российские деньги? (Рубли) .

5. Как одним словом можно назвать деньги других стран? (Валюта).

6. Как называются деньги, которые люди получают за свой труд? (Зарплата)
Задание для команд «Узнай деньги разных стран».
 

     Воспитатель раскладывает на столах для детей картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Германии, Китая, Англии) и изображения флагов этих стран. Необходимо подобрать в пару к каждой купюре флаг той страны, где пользуются этими деньгами; сказать, как называются деньги, назвать страну.

  1. В России (рубль)
  2. В Китае (юань)
  3. В США (доллар)
  4. В Англии (фунт стерлингов)
  5. В Германии (евро)

Даётся одна минута на обсуждение. После команды «Стоп» капитан команды определяет, кому из игроков отвечать на вопрос. Ответ игроков.

Внимание! Правильный ответ:

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Шестой раунд. «Копилка»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий читает письмо от Крокодила Гены:

 Внимание! Вопрос!
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Штучка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине  (копилка)

Даётся одна минута на обсуждение. После команды «Стоп» капитан команды определяет, кому из игроков отвечать на вопрос. Ответ игроков.

Внимание! Правильный ответ:

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!
Воспитатель: Верно, это копилка. (Демонстрирует копилку) .
Воспитатель: А кто из вас знает, что такое копилка? Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, Копилка - это емкость, которое имеет специальное отверстие для хранения и накопления монет или купюр. Подвижная игра Копилка. Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты (можно распечатать на принтере и вырезать, на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

Седьмой раунд. «Блиц – турнир»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий читает письмо от Ученого кота.

Внимание! Блиц – турнир.

Я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги  кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

 4.Кто восклицал: «Пиастры! Пиастры!»? (попугай Флинт из «Острова сокровищ»).

 5. «Там царь Кощей над златом чахнет». А где это – там? (В Лукоморье, сказки А. С. Пушкина)

6. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Сказка о рыбаке и рыбке)

7. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

8. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

9. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

10. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка) Молодцы!

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Восьмой раунд. «Доходы и расходы»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается,  и ведущий читает письмо от Чиполлино.

«Доход и расход»
- Следующий раунд посвящен Доходам и расходам.
Я начну, а вы кончайте. И по очереди мне отвечайте:
- Папа получил зарплату…. (доход)
- Бабушка заболела… (расход)
- Выиграли приз…. (доход)
- Потерял телефон… (расход)
- Бабушка продала яблоки… (доход)
- Заплатили за квартиру… (расход)
- Нашли монетку…. (доход)
- Купили куклу… (расход)
- Подарили на день рождение деньги… (доход)
- Порвалась обувь…. (расход)

Предлагаю вам отправиться в магазин за обувью…
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку) .
Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Девятый раунд. «Бартер»

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается,  и ведущий читает письмо от Буратино:

Как вы считаете, как называется сделка, когда папа Карло меняет свою куртку на азбуку для Буратино? (обмен, бартер)

В каких сказках герои менялись чем – либо? («Лисичка со скалочкой»; «Кувшинчик и дудочка»; «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Даётся одна минута на обсуждение. После команды «Стоп» капитан команды определяет, кому из игроков отвечать на вопрос. Ответ игроков.

Внимание! Правильный ответ:

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Десятый раунд.  «Черный ящик»

Внимание «Черный ящик»
- Уважаемы игроки, ответьте на вопрос. Правильный ответ лежит в черном ящике.
- Чем можно расплатиться, не имея денег? (банковская карточка).

Даётся одна минута на обсуждение. После команды «Стоп» капитан команды определяет, кому из игроков отвечать на вопрос. Ответ игроков.

Внимание! Правильный ответ:

Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одно очко. Счёт:    Молодцы!

Одиннадцатый раунд.

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается,  и ведущий читает письмо от Незнайки:

Продолжите пословицы:

  1. «Тот без нужды живёт, кто деньги ….» (бережёт)
  2. «Кончил дело -….» (гуляй смело)
  3. «Труд человека кормит, а лень…»  (портит)
  4. «Дерево сильно корнями, а человек ….» (трудами)
  5. «Делу время потехе ….» (час)
  6. «Дело мастера….»  (боится)
  7. «Копейка рубль…» (бережет)   

         Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одно очко. Счёт:    Молодцы!

Двенадцатый раунд.  

Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается,  и ведущий читает письмо от Мухи - Цокотухи:

Задание «Собери купюру»
Купюра разделена на части. Вам нужно собрать из частей целую купюру.
Команда «Знатоков» (или «Сказочных героев») получает одну монетку. Счёт:    Молодцы!

Музыкальная пауза.

Песня «Деньги-лепесточки», повторяйте движения за мной.
(
включается песня)
1. Что такое деньги знают даже дети (
махи руками влево – вправо)
Да и как же этого не знать
Деньги, как цветочки разные листочки, (
маршируем на месте)
Но на них не надо рисовать.
2. Для чего нам деньги тоже знают дети (
повороты в стороны)
Да и как же этого не знать
А чтобы на рынке нам ходить с корзинкой (
кружимся на месте)
Спелую малину покупать.
3. Где берутся деньги, тоже знают дети (
выставляем пяточку)
Да и как же этого не знать
Книжечки с замочком, то есть кошелечки 
(щелчки руками)
Их оттуда просто доставать
Щелкнул и достал.
4. Почему листочки, деньги – лепесточки (
маршируем на месте)
Брать без спросу детям не велят. Нельзя!

Мы расспросим маму, мы расспросим папу (махи руками влево – вправо)
И они нам это объяснят.

Уважаемые «Знатоки»! Наша игра подошла к концу. Счет:   Выиграла команда «Знатоков». Молодцы! Очень хорошо играли. Спасибо за игру. Все игроки награждаются медалями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей 5–7 лет «Что? Где? Когда?»

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей 5–7 лет «Что? Где? Когда?»...

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей 5-6 «Что? Где? Когда?»

-Учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки.- Закреплять знания детей...

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности для детей в возрасте от 5 до 7 лет "Что? Где? Когда?"

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизирует имеющиеся у детей экономические знания....

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей «Деньги. Бюджет. Реклама» Старшая группа

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей «Деньги. Бюджет. Реклама»Старшая группаВоспитатель: Донецкова О.А.Цель:- содействие финансовому...

Самоанализ интеллектуальная игра «Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированию финансовой грамотности у детей

МБДОУ №12 «Сказка» Самоанализ интеллектуальная игра«Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированиюфинансовой грамотности у детей Воспитатель: Донецкова О.А....

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по формированию финансовой грамотности «Деньги в жизни людей» подготовительная группа

Интеллектуальная игра  «Что? Где? Когда?»  по формированию финансовой грамотности «Деньги в жизни людей»  подготовительная группаЦель:- содействие финансово...

Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Что? Где? Когда?»

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей экономических знаний,...