Технология «Говорящая среда в ДОО» как действенный инструмент формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Белоус Ирина Александровна

Современный этап развития дошкольного образования отличается  стремительным  темпом внедрения инновационных технологий в  практику дошкольных учреждений.

В связи с этим, главным приоритетом профессиональной деятельности педагогов является обеспечение преемственной связи дошкольного и начального школьного обучения и  стимулирование познавательной активности дошкольников,  не только через передачу определенных знаний, но и с помощью новых  образовательных инновационных технологий, одной из которых является технология «Говорящая стена».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_6_gubkin_belous_ia_chteniya_statya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Говорящая среда в ДОО» как действенный инструмент формирования функциональной грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

Белоус Ирина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок» города  Губкин Белгородской области

Современный этап развития дошкольного образования отличается  стремительным  темпом внедрения инновационных технологий в  практику дошкольных учреждений.

В связи с этим, главным приоритетом профессиональной деятельности педагогов является обеспечение преемственной связи дошкольного и начального школьного обучения и  стимулирование познавательной активности дошкольников,  не только через передачу определенных знаний, но и с помощью новых  образовательных инновационных технологий, одной из которых является технология «Говорящая стена».

Развивающая предметно  пространственная среда  должна отвечать следующим требованиям: быть содержательной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям отвечает новая технология «Говорящая стена», материал которой соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы. Использование данной технологии обеспечивает интеграцию игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности воспитанников, способствует созданию условий для самореализации детей. [1]

Трансформация предметно - пространственного окружения, как главная идея технологии, позволяет нестандартным способом преобразовать среду в интересный «живой экран» с разнообразными обучающими, интерактивными и сенсорными элементами.

«Говорящая стена» отвечает требованию вариативности, т.к. обеспечивает регулярную замену игровых и демонстрационных материалов, дополняя их новыми карточками, схемами, пособиями. Основные составляющие части развивающей стены можно располагать в специальных шкафах, на полках.

Основной принцип технологии «Говорящая стена» в дошкольных учреждениях заключается в том, что детям дошкольного возраста предоставляется возможность самостоятельно планировать и работать с помощью предложенных в свободном доступе иллюстративных и дидактических материалов.

«Говорящая стена» отвечает  современным стандартам безопасности пространственной среды и обеспечивает  надежность использования всех ее элементов, способствует формированию предпосылок функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность применять приобретенные знания, навыки и умения для решения жизненных проблем в различных областях. Экономическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ. [3] «Живой экран» как один из элементов развивающей среды, позволяет добиться определенного результата в формировании первичных экономических  представлений  о  финансовой грамотности дошкольников.  

«Живой экран» – важный компонент формирования экономической грамотности у детей дошкольного возраста. Благодаря этому элементу развивающей среды достигается определенный результат в осознании основных финансовых представлений.

«Говорящая (экономическая) стена» в нашей образовательной организации создаёт атмосферу эмоционального комфорта, способствует созданию условий для проявления познавательной активности детей и  поддерживает их инициативу в выборе содержания деятельности и наглядных средств, расширяет простор для самостоятельной деятельности воспитанников, развивает коммуникативные и  творческие способности. Дает детям возможность планировать деятельность, конструктивно использовать информационные ресурсы, формирует  элементарные экономические знания, учит понимать и оценивать окружающий предметный мир (как результат труда людей), дает возможность осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», комментировать  свои слова и поступки, контролировать свое поведение и следовать  установленным для них правилам. [2]

Одним из  элементов «Говорящей стены» является «информационное пространство», где детям  в доступной форме рассказывают о  теме  недели в детском саду, используя демонстрационный материал. Например, «Наши финансы», «Семейный бюджет», «Профессии в сфере экономики», «Интересная реклама» и другое. Дошкольники в течение недели знакомятся с базовыми экономическими понятиями, узнают о разнообразии и взаимосвязи профессий и трудовых отношениях, осознают  материальные возможности родителей, ограниченности материальных ресурсов, умеют включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. В качестве демонстрационного материала используются  организация выставок поделок, творческих мастерских педагогов, родителей «Грамотный банкомат», лэпбук «Путешествие в  мир финансов», «Азбука финансовой грамотности».

Центр познавательной активности представляют собой настенные пособия «Что такое деньги?», «Как распределить семейный бюджет?», «Учимся экономить», «Банк – это дом, где живут деньги», «Товары и услуги».

 На деревянных планках располагаются пластиковые карманы, наполненные различными играми и картинками, соответствующими экономической направленности: «Собери купюру», «Куда идут налоги», «Как экономить деньги», раскраски, кроссворды, ребусы, головоломки.

 В рамках реализации проекта по ранней профориентации дошкольников «Академия профессий» разработаны плоскостные макеты кукол «Профессии банковских работников», которые нужно одеть в рабочий костюм и подобрать соответствующие орудия труда.

В центре художественно-эстетического развития «говорящая стена» представлена в виде бумажного свитка, на котором дети с интересом рисуют мелками. Например, «Сказки о финансах», «Копейка – рубль бережет», «Семейный кошелек», «Трать разумно».

Эффективность внедрения технологии «Говорящая стена» подтверждается сформированностью целевых ориентиров дошкольников на этапе завершения дошкольного образования. [4]

Таким образом, данная технология предоставляет педагогу  возможность  интегрировать  и расширить опыт, полученный детьми обобщить их знания, сделать образовательный процесс ярким, подвижным, деятельным, а также продемонстрировать свою профессиональную компетентность. [5]

Список используемой литературы

1.Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2020. - № 7. – С. 36-41.

2.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно- методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2020 – 52 с.

3. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т.В. Потапова. – М.:Сфера, 2021 – 64 с.

4.Северинова Л.В. Технология «говорящих стен» как форма реализации образовательного потенциала пространства старшей группы дошкольной организации //1urok - образовательный портал. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30356

5.Чумакова И.В., Гайдукова С.А., Свистунова Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие.-Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2020. –С.228


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

"Образовательный проект по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста "Экономыч"

Описание  образовательного проекта  по формированию экономической грамотности  детей 5-7 лет "Экономыч"...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Использование технологии «Storysack» в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, т.к. финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой ...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...