Квест "Путешествие в страну Экономика"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Фомичева Татьяна Геннадьевна

Сценарий подходит для итогового занятия по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_puteshestvie_v_stranu_ekonomika.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Квест по финансовой грамотности

«Путешествие по стране Экономика»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление полученных экономических знаний в разных видах экономической деятельности. Расширять социальные представления о современном обществе.

Задачи:

- воспитывать социально- личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги - с одной стороны и нравственными понятиями: такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- закреплять представления детей об экономических понятиях: деньги, семейный бюджет: доход и расход; формирование положительных взаимоотношений детей.

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

- формировать двигательную активность детей.

Оборудование: карта путешествия, разрезные картинки, конверт, монеты шоколадные, игрушки: сундучок, удочка, рыбки, бассейн для рыбок, копилка, товары для магазина.

Ход занятия.

Организационная игра

Воспитатель: 

Всех в игру я приглашаю

Никого не обижаю

Пусть ваш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг.

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! 
(руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! 
(руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! 
(качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! 
(руки к себе)

Давайте поздороваемся и с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычную посылку из сказочной страны Экономика, в виде сундучка. Но открыть её не смогла. Чтобы сундучок открыть, нужен ключ, а у меня его нет.

Что же делать?

Дети: Нужно найти ключ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вместе с сундучком в посылке лежит письмо. "Дети, выполните задания, пройдите трудные испытания в стране "Экономика", получите ключ. Но вот попасть туда смогут только самые сообразительные и дружные ребята".

Воспитатель: Ну, что, отправимся в страну "Экономика"?

Дети: Да

Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Я уверена, что вы обязательно со всем справитесь.

После выполнения каждого задания, вы получите часть ключа. В конце пути мы вместе ключ соберем. Путешествие у нас будет не простое. Если мы справимся с заданиями, всех ждет сюрприз!

Но в необычное путешествие, мы на поезде, на автобусе, даже на самолете не доберёмся. Что же делать?

Ответы детей.

Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами!

(Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)

«Крибли – крабли – бумс.

Вправо-влево повернись, в стране Экономика окажись!»

Работа по карте "Экономика"

Воспитатель: Открывайте глаза. Мы очутились в сказочной стране Экономика. А вот и карта нашего маршрута. Сколько станций нам нужно посетить? Какая станция первая? Давайте найдём это место.

А вот и первая станция «Денежная»

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?» (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно - «деньги». Ребята, а зачем нужны деньги?

Дети передают по кругу копилку, перечисляют, для чего нужны деньги.

Посмотрите, в моём кошельке есть разные деньги. (показывает).

Воспитатель: Как называются деньги из металла?

Дети: монеты.

Воспитатель: Как называются бумажные деньги?

Дети: купюры.

Воспитатель: Правильно, они лежат в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные, т. е. электронные. Их у нас в наличии нет, а они есть в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей? Расскажите о них.

Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.

Воспитатель: Замечательно.

Словесная игра «Скажи наоборот»

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.

Монета круглая, а купюра …

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра …

Монета прочная, а купюра…(может порваться)

Воспитатель: Ой, ребята! Посмотрите! Кто-то порвал купюры. Давайте попробуем собрать все кусочки и собрать целую денежку.

Дидактическая игра «Сложи картинки с денежными единицами»

(Дети предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)

Воспитатель: Как называются деньги нашей страны? (рубли)

Молодцы! Вы справились с заданием и получаете первую часть ключа!

Станция 2 «Семейный бюджет»

Воспитатель:

Семейный бюджет я считаю:

То складываю, то вычитаю.

Любые деньги любят счёт.

Мама в семейный кошелёк их кладёт.

Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом.

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

1. Ваши родители ходят на работу и получают за свой труд (зарплату)

2. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают от государства (пенсию)

3. Братья и сестры учатся в институтах, колледжах, за хорошую учёбу получают от государства (стипендию)

4. Маленькие дети тоже не могут работать, поэтому государство тоже платит им (детское пособие)

5. Если сложить все деньги, которые получают члены семьи, это называется (доход семьи)

6. Семья платит за свет, отопление, детский сад, питание, это называется (расходы семьи)

Ребята, а сейчас давайте определим, что является доходом, а что расходом в семье:

Игра «Доход или расход»

Мама продает урожай фруктов (доход)

Купить подарок на день рождения (расход)

Выиграть в лото (доход)

Оплата за воду (расход)

Бабушка заболела, купила лекарства (расход)

Выиграла приз (доход)

Поход в кинотеатр (расход)

Потеряла кошелёк (расход)

Продала бабушка пирожки (доход)

Заплатили за квартиру (расход)

Поездка на море (расход)

Купили куклу (расход)

Воспитатель: А ещё деньги можно выиграть в лотерею, это тоже будет доход. Хотите попробовать?

(Детям предлагается выбрать из ведерка капсулу от киндер-сюрприза. В каждой капсуле находится приятная мелочь: конфетка, монетка и пр.)

Воспитатель: А почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Воспитатель: ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему? (ответы детей)

Дети получают часть ключа.

Станция 3 «Супермаркет»

Физминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Воспитатель: Мы с вами оказались в супермаркете, где много разных отделов. Ребята, вы в этом году пойдёте в школу и вам надо купить некоторые школьные принадлежности. Как называется такой отдел супермаркета, в котором можно купить школьные принадлежности (канцтовары)

Дети отбирают канцелярские принадлежности и проходят за столы для выполнения практического задания.

Каждый товар имеет свою цену. Вот вы её и определите.

Дети определяют стоимость каждого товара, выкладывая кружочки (монетки), в итоге подсчитывают стоимость вей покупки.

Карандаш стоит 1 рубль

А ручка стоит на 1 рубль больше, чем карандаш. (2 рубля)

Дневник стоит на 1 рубль больше, чем тетрадь (3 рубля)

Учебник стоит на 2 рубля больше, чем тетрадь (4 рубля)

Воспитатель: Сколько всего денег потратили на покупку? (10 рублей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?

Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать?

Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги)

Воспитатель: Ребята, раз мы заговорили про деньги, скажите, всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)

Игра «Что можно купить за деньги, а что нет»

Воспитатель: Я буду называть слова. Если это можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.

(продукты, здоровье, сон, автомобиль, лекарство, счастье, игрушки, дом, дружбу).

Дети получают часть ключа.

Станция 4 «Сказочная»

Воспитатель: давайте вспомним сказки, в которых упоминается о деньгах или покупках.

1. Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (муха-цокотуха, К. И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)

2. Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав«Такая корова нужна самому». (старик, сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

3. Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

4. Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская народная сказка «Али-баба и сорок разбойников»)

5. Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться? (крот, Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде.

6. Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы вырастить денежное дерево. (Буратино, А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Дети получают часть ключа.

Станция 5 «Озеро загадок»

Воспитатель: Крепче удочку держите, быстро рыбку изловите и отгадку назовите.

Отправляемся на озеро загадок (в сухом бассейне лежат рыбки с загадками, дети по очереди ловят рыбу, воспитатель загадывает загадки детям)

1.Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

2. На товаре быть должна обязательно (цена)

3.Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)

4.Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

5.Будут целыми, как в танке, сбережения ваши (в банке)

6.И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

7.Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (Монета).

8. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно прошли все испытания. Давайте соберем наш ключ.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Говорим волшебные слова.

«Крибли – крабли – бумс.

Вправо- влево повернись, в детском саду окажись».

Вот мы и в детском саду.

Рефлексия

Воспитатель: Где мы побывали? Что вам понравилось в стране Экономика?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Были ли трудности при выполнении задания?

Понадобятся вам знания, которые вы приобрели в детском саду, в дальнейшей жизни?

Где вы их можете применить?

Воспитатель: Давайте проверим, может теперь наш сундучок откроется.

Дети открывают посылку- сундучок с помощью ключа и достают шоколадные монетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Смешарики в стране "Экономика"

Интерактивная авторская игра Смешарики в стране "Экономика"...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

«Сказка о волшебной стране Экономике и злой волшебнице Инфляции».

Приключение девочки Маши в сказочной стране...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....