"Путешествие в Страну финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шевцова Елена Михайловна

Цель:создание для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_finansy.docx38.61 КБ
PDF icon zanyatie_finansy.pdf756.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г.Рубцовскул.Красная,89

Телефон:4-21-84,4-45-45

e-mail: ds41rub@yandex.ru 

Конспект

занятия по теме: 

«Путешествие в страну финансовой грамотности»

образовательная область: познавательное развитие (финансовая грамотность).

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ОНР)

                                                          Составила: Шевцова Елена Михайловна, воспитатель

                   высшая квалификационная категория

                                                                                     

г. Рубцовск

2024 год.

 Концептуальные основы совместной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»: финансовая грамотность.

Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности (ОНР).

Тема: «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Форма организации: фронтальная                                          Продолжительность занятия: 30 минут.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»: усвоение детьми норм и ценностей, связанных с отношением к личным и семейным финансам; «Физическое развитие»: развитие двигательной активности; «Речевое развитие»: формирование навыков речевого общения.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, практическая.

Цель: создание для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: 

- закрепить и обобщить знания детей о понятии «Деньги», «Денежная система РФ»;

- систематизировать знания детей о понятии «доход –  расход и его основные источники»;

- формировать правильное отношение к деньгам, как предмет жизненно необходимый.

Развивающие:

-способствовать развитию умения отгадывать загадки, рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи.

-развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

 -совершенствовать общую и мелкую моторику через игровую деятельность.

Воспитательные:

 - воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;

 - воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

- совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх.

Методы и приемы: 

  • наглядный метод (демонстрация наглядных пособий (картинки предметов, объединенных общим значением «молоко», «хлеб», «игрушки», «одежда»), презентации «Мир финансов»);
  • словесный метод (художественное слово, загадки; экономические задачи; беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение)
  • игровые приемы (сюрпризный момент, дидактическая игра, игровой персонаж)
  • практический метод (зрительная гимнастика, двигательная игра, практическое задание)

Предварительная работа с детьми:

- отгадывание загадок по теме «Финансы».

- чтение художественной литературы: А. Толстой «Приключение Буратино» (финансовые ошибки), К. Чуковский «Муха-Цокотуха» (деньги, товар, расходы), венгерская сказка «Два жадных медвежонка»(первичные потребности , личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики), В.Даль «Вершки и корешки»( бартер, потребности, выгода, финансовый договор, деловые переговоры);«Как старик корову продавал» С. Михайлов(о рекламе, покупатели), р.н сказка «Лисичка со скалочкой»(о бартере) и др.

-Е. Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»

- рассматривание альбома «Деньги России и мира».

- беседа по темам «Семейный бюджет», «Приход-расход», «Для чего нужна реклама», «Копейка рубль бережёт» и др.

- заучивание слов физминутки «Мы бежали по дорожке», зрительной гимнастики «1,2,3,4,5-будем денежки считать».

-д/и «Экономим семейный бюджет», «Разложи купюры и монеты в порядке возрастания/убывания».

-целевые прогулки в отделение сбербанка, магазин.

- просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».

-творческая мастерская: рисование по темам «Что продают в магазине», лепка «Витрина овощного магазина», лепка из солёного теста «Кондитерская(булочная)».

- сюжетно-ролевая игра: «Супермаркет», «Банк».

- решение проблемных ситуаций, экономических задач по финансовой грамотности.

Предварительная работа с родителями/ законными представителями:

-консультация «Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами»

-ширма «Практические советы по формированию у детей основ финансовой грамотности»

-создание совместно с родителями альбома с иллюстрациями по мотивам пословиц и поговорок о труде и деньгах;

 -изготовление атрибутов из бросового материала к с/р игре «Магазин».

Активизация словаря:

активный словарь: монета, купюра, деньги, доход, расход.

●пассивный словарь: финансы, финансист, бухгалтер, семейный бюджет, проценты.

Индивидуальная работа:

закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

закреплять умение поддерживать правильную осанку.

Материалы и оборудование:

экран, проектор, ноутбук, презентация «Мир финансов», ворота с надписью «Страна финансовой грамотности», «Чудо-дерево» с картинками, изображающие обувь, чулки (по сказке К. Чуковского), макет банкомата, мольберты, магниты, костюм Королевы Финансов, кошелек, денежные купюры, монеты; дидактическая игра «Магазин»; карточки с заданиями «Экономим семейный бюджет»; монетки картонные и шоколадные по количеству детей.

                                                 

Описание совместной деятельности

Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой.

Цель: создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности.

Задачи:

1.Установить эмоциональный контакт, создать положительный настрой на предстоящую совместную деятельность.

          2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности путем создания учебно-игровой мотивации.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж),словесный (беседа, вопросы).

         Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в игровую ситуацию.

           

Дети эмоционально реагируют на сюрпризный момент, отвечают на поставленные вопросы.

Дети принимают предложение педагога.

Дети активно высказывают свои предположения.

Для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности организую сюрпризный момент – показываю детям кошелёк.

Воспитатель:

-Ребята, я сегодня шла в детский сад и увидела потерянный кем-то кошелек.

- Кто-то из вас терял кошелек? (нет)

-Может быть кто-нибудь из гостей потерял кошелек? (нет).

-Ребята, как думаете, что нужно сделать с находкой? (ответы детей)

Логопед:

-Открою вам секрет: его обронила Королева Страны финансовой грамотности.

Воспитатель:

Здесь есть записка:

«Дорогие дети! Обращаюсь к вам за помощью. В Стране финансовой грамотности я потеряла 7 волшебных монет. Если сможете выполнить все задания, которые встретятся вам по дороге, собрать все монеты, то вас непременно ждет награда!»

-Дети, как вы считаете, сможем мы помочь Королеве финансов? (да). Тогда незамедлительно отправляемся в путешествие по стране финансовой грамотности! И нашу Т.В. пригласите с нами в путешествие! (дети приглашают)

Логопед:

-Спасибо, дети, с удовольствием. Как вы думаете, что мы там можем увидеть, с кем встретиться?

Воспитатель:

-А теперь давайте завяжем «Узел Дружбы»- и в путь!

Хорошо, когда все вместе.

                                    Вместе дышится легко.

                                    Все заботы и печали

                                    Улетают далеко.

-Давайте закроем глаза, произнесем слова: «Покружись, покружись, в стране финансов окажись!»

Занятие начинается с сюрпризного момента; использование этого приёма позволяет эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, установить контакт с гостями, вызвать радость от игровых действий.

 Этот приём позволит мотивировать детей на дальнейшую деятельность, выполнение совместных заданий.

Поощряются высказывания детей, поиск вариантов целеполагания, оказывается помощь наводящими вопросами.

Создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего   взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.


2. Основная часть занятия

Цель: вовлечение детей в познавательную деятельность для повышения уровня знаний по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательная:

 ● способствовать углублению и уточнению знаний детей о деньгах, денежной системе нашей страны, семейном бюджете, экономии;

●способствовать развитию свободного общения детей с педагогом о понятии «доход-расход, основные источники дохода»;

●развивать мыслительную деятельность, умение отгадывать загадки;

●формировать правильное отношение к деньгам.

Развивающая:

● развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, ориентировку в пространстве;

●совершенствовать речевую активность: монологическую и диалогическую речь, грамматический строй речи

●развивать общую, мелкую моторику через игровую деятельность.

Воспитательная:

●воспитывать уважение к людям, разных профессий, зарабатывающих деньги;

●содействовать сплочению детей в совместной деятельности, проявлению чувства товарищества, взаимопомощи.

Методы и приемы: словесный (вопросы, художественное слово, загадки, беседа, уточнение, обобщение, указания),

игровой(д/игра, игровой персонаж); наглядный (просмотр презентации,  фотографий), практический (двигательная игра, решение экономической(проблемной) задачи)

Дети ведут диалог с педагогом,

отвечают на поставленные вопросы.

 

Дети ведут диалог с педагогом, активно отвечают на поставленные вопросы.

Дети проявляют активность, выполняют задание, охотно отвечают на вопросы.

Дети находят монету.

Дети выполняют задание в коллективном обсуждении, находят монету, кладут ее в кошелек.

Дети участвуют в игровом упражнении, определяют «приход-расход» в соответствии с финансовым действием, дают правильные ответы.

Дети хлопают глазами, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.

Водят глазами влево, вправо и показывают указательными пальцами влево-вправо.

Обводят взглядом и пальцем купюру по стрелкам

Обводят взглядом и пальцем монету по стрелкам

Зажмуриваются, сжимают кулаки.

Широко открывают глаза, разжимают кулаки.

Дети отгадывают загадки, высказывают свое мнение.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

-бег на месте.

-один громкий хлопок в ладоши.

- разводят поочередно руки в стороны.

- обнять щёчки ладонями и покачать головой.

- потопают ногами в ритм словам 4 – 7 раз.

- трут большими пальчиками другие пальцы руками одновременно.

- с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об ладонь.

-указывают руками на обувь, выставляя на пяточку, на правую и на левую.

Дети проявляют заинтересованность к  результату своей  деятельности.

Воспитатель:

-Вот и «Страна финансовой грамотности»:

Через ворота мы с вами пройдём- много здесь чудес найдём!»

Логопед:

Посмотрите:

Как у наших у ворот, чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём.

А чулочки, башмачки словно яблочки!

Туфельки, калошки, новые сапожки!

-Существует ли такое дерево на самом деле? (нет)

-Где можно приобрести такие вещи? (в магазине)

-Как мы можем их приобрести (купить за деньги)

Воспитатель:

-Откуда берутся деньги? (их нужно заработать)

-В какой стране живут копейки и рубли? (в нашей стране, в Российской федерации)

- Всегда ли деньги выглядели так, как они выглядят сейчас? (нет)

- Какая самая маленькая денежная единица? (1 копейка)

- Какая самая большая денежная единица? (5 тысяч рублей)

- Монета круглая, а купюра? (прямоугольная)

- Купюра бумажная, а монета? (металлическая)

-Молодцы, ребята! Это было первое испытание. Посмотрите, а вот и первая монетка, которую мы нашли для Королевы «Страны финансов». Положим ее в кошелек.

-Посмотрите-указатель. Как думаете, дети, в какую сторону нам теперь идти? (прямо)

-Прямо пойдем-на улице «Монетной» 2 задание найдем: «Разложи монеты и купюры».

Ребята, нужно разложить монеты и купюры в порядке возрастания. Вы правильно и быстро справились с заданием!

А вот и еще монетка.

Логопед:

-Следуем дальше по указателю. В какую стороны пойдем? (направо).

Направо пойдем-на «Площадь магазинов» попадём.

3 задание: «Разложи товар в магазине».

-В стране финансовой грамотности тоже есть магазины.

Ребята, перед вами представлен различный товар, вам нужно разложить его по группам, в которых предметы объединены по общим назначениям. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлебобулочный магазин», «Игрушки», «Одежда», «Канцелярские принадлежности» и др.

-Вы правильно и быстро справится с заданием! А монетку нашли? Отлично! Следуем дальше.

Воспитатель:

-Мы вышли на Проспект «Бюджетный».

4 задание: «Распредели семейный бюджет»

 Бюджет семьи – 100 рублей, нужно распределить деньги рядом  с картинками, на что семья может потратить деньги. 

-Отлично справились с заданием. Вот еще одна монета.

-Ребята, мы с вами выяснили, что родители зарабатывают деньги, а потом их тратят. В каждой семьи сначала происходит приход денег, и сразу же начинается расход.

5 задание: «Приход – расход семьи»

Купили холодильник - расход

- Папа получил премию - доход

- Бабушка заболела - расход

- Выиграли приз - доход

- Сестра потеряла кошелек - расход

- Заплатили за квартиру - расход

- Бабушка получила пенсию - доход

- Купили куклу – расход

-Нашли клад - приход

- Брат порвал куртку - расход

- Купили путевку на море - расход

-Еще одна монета найдена!

-Ваня, посчитай, сколько мы собрали монет? Есть такая поговорка: «Денежки счёт любят» (всего пять монет).

-Сколько еще нужно найти монет? (две)

-Следуем дальше по указателю. Мы пришли в кинотеатр «Угадай-ка». Занимайте места.

Перед просмотром нужно сделать зрительную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем денежки считать.

Купюру взглядом обведём,

Монету круглую найдем.

Будут целыми, как в танке

Сбереженья в нашем банке!

                                                     

Воспитатель:

Сели ровно, следите за своей осанкой!

Вы сейчас должны, ребятки, отгадать финансовые загадки.

Логопед: 6 задание: «Загадки»

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Все найдется на прилавке,

От одежды до булавки. (супермаркет)

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (бухгалтер)

Чтоб хранить свои доходы,

На карманные расходы.

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.   (копилка)

Из какого аппарата,

получаем мы зарплату,

Это чудо –автомат,

как зовется… (банкомат)

Выпускают их немало,

Из бумаги и металла,

Но их много не бывает,

Всем их вечно не хватает…(деньги)

В этой сумочке живет

 Звонкая монета.

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа…(кошелек).

 -У продуктов быть должна обязательно…(цена)

-Коль трудился целый год-будет кругленький…(доход)

-Люди ходят на базар, там дешевле весь…(товар)

-И врачу, и акробату выдают за труд…(зарплату)

-Очень вкусная витрина у овощного …(магазина)

-Сколько купили вы колбасы стрелкой покажут вам точно…(весы)

-Расчет зарплаты, знать пора, проводят в срок…(бухгалтера)

-За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет…(кассир)

-Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без …(рекламы)

-На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут-набегают в банке…(проценты)

-Очень хорошо! Молодцы!

Теперь предлагаю отдохнуть и поиграть.

Проведение двигательной игры: «Мы бежали по дорожке»

Мы бежали по дорожке,

Вдруг, порвались босоножки,   

Что же делать, как нам быть?

Где же обувь нам добыть?  

   

Будем туфли покупать,

       

Станем денежки считать,  

 

Один (рубль), два, три, четыре

Вот мы туфельки купили!

Воспитатель:

Следующее 7 задание: нужно выбрать правильный ответ.

-И с этим заданием вы справились отлично! Данил, посмотри, под твоим стулом, по-моему, монета лежит. Сколько уже монет в кошельке? (7 монет)

-Молодцы, дети! Нашли все потерянные Королевой финансов монетки!

 

Открывается занавес, подходим к стилизованным воротам с надписью «Страна финансовой грамотности», на экране заставка «Страна финансовой грамотности» (слайд 1)

Обращается внимание детей на стилизованное дерево (по мотивам стихотворения К. Чуковского).

Этот приём позволит мотивировать детей на выполнение дальнейших заданий, получение положительного результата, будет способствовать познавательному интересу к дальнейшей деятельности.

Раздается звон, символизирующий найденную волшебную монету.

Раздается «волшебный» звон.

Раздается «волшебный» звон монет.

Вновь раздается  «волшебный» звон.

Вновь раздается  волшебный звон.

Показывается купюра и монета со стрелками.

Предлагается детям вновь занять места  в «видеозале», напоминается о правильной осанке.

Слайд-шоу 2  «Загадки»

Звучит музыкальное сопровождение физминутки.

Слайд 3 «Выбери правильный ответ»

                                                                                            3. Заключительная часть

                                           Цель: подведение итогов занятия, оценка степени достижения поставленных целей.

Задачи: 1. формировать умение обобщать полученные знания, делать выводы.

2. сохранять и поддерживать интерес к миру финансов.

3. воспитывать правильное отношение к нравственным ценностям.

Методы и приемы: беседа, вопросы, обобщение, игровое упражнение.

Дети высказываются, свободно выражают свои мысли, делятся положительными эмоциями, впечатлениями о том, что происходило во время путешествия.

Дети «обменивают»  монеты в банкомате на шоколадные монетки, благодарят Королеву Страны финансовой грамотности, прощаются с ней.

Королева:

-Здравствуйте, дети, приветствую вас в стране финансовой грамотности. Надеюсь, что в ней, вы стали чуточку умней.

Воспитатель:

-Ваше финансовое Величество, ребята показали отличные знания в финансовой грамотности, им удалось выполнить все задания.

Королева финансов:

- А все ли монеты вы нашли? (Дети – да).

- Какое задание, для вас, дети, было особенно трудным?

- Какое задание было самое интересное?

-Сможете ли вы теперь экономить семейный бюджет?

-Как можно сделать экономию? Можно ли сэкономить на продуктах? (можно не покупать сладости: конфеты, печенье, мороженое, готовить дома, а не обедать в ресторане и кафе)

-Как можно сэкономить на одежде, обуви? (нужно их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать; вовремя ремонтировать)

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? Каким образом? (нужно следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась без надобности вода)

- Можно экономить, если будете беречь свое здоровье? (Да, не будем   покупать лекарства).

- Также можно отказаться на какое-то время от развлечений, реже покупать новые игрушки. Так у нас получится экономия, которую в следующий раз можно потратить на необходимую покупку.

-Горжусь вами, мои юные финансисты. Но прежде, чем вы получите обещанную награду, хочу поиграть с вами и проверить: все ли продается в магазине, все ли можно купить.  Я буду называть слова, если это можно купить в магазине- то хлопайте, нельзя – топайте.

Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба, велосипед, одежда, забота, любовь.

-Молодцы, ребята. Конечно же не все продается, не все покупается. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Возьмите собранные вами монеты. Вы можете их обменять на сладкие монеты в моем волшебном банкомате. До новых встреч!

Воспитатель:

-Нам нужно возвращаться в детский сад.

-Ребята, предлагаю вам нарисовать как мы с вами путешествовали в Стране финансовой грамотности, показать рисунки родителями, и рассказать им обо всем, что интересного сегодня происходило.

Появляется Королева Страны финансовой грамотности.

Чтобы заинтересовать детей, нацелить на дальнейшую деятельность, им предлагается отобразить свои впечатления в рисунках.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

" Путешествие в страну финансовой грамотности"

Магазин "Детский мир"Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание  необходимой  мотивации для овышения финансовой грамотности.Форми...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...

Презентация "Путешествие в страну финансовой грамотности"

Презентация "Путешествие в страну финансовой грамотности"...