Квест-игра «Деньги труд любят»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Панфилова Екатерина Владимировна

Квест-игра «Деньги труд любят»

Цель – формировать у дошкольников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.

Задачи: заложить у детей нравственные основы финансовой культуры; формировать ответственное отношение к деньгам; научить оценивать любые результаты труда, товары или деньги; формировать первичные финансовые и экономические представления; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_dengi_trud_lyubyat.docx869.39 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Деньги труд любят»

Цель – формировать у дошкольников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.

Задачи: заложить у детей нравственные основы финансовой культуры; формировать ответственное отношение к деньгам; научить оценивать любые результаты труда, товары или деньги; формировать первичные финансовые и экономические представления; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Перечень оборудования:

Музыкальное оборудование (колонка, магнитофон); три пары целых солнцезащитных очков, одна пара сломанных солнцезащитных очков; карточки для дидактической игры «Кошелек»; магнитная доска, маркер, планшет (компьютер с возможностью видеосвязи); набор конструктора «Лего»; газета с объявлениями; игровая валюта (монеты или бумажные деньги).

Предварительная работа:

Чтение сказок «Золотой ключик», «Три поросенка», «Приключение Незнайки и его друзей»; разучивание песни «Настоящий друг».

Станции:

1. Группа. Дидактическая игра «Кошелек»

2. Кабинет логопеда. Экономические загадки. Репетитор у незнайки.

3. Младшая группа. Сервировка стола и уборка игрушек в младшей группе.

4. Кабинет психолога. Кроссворд Буратино.

5. Спортивный зал. Царевна Несмеяна и царь, игра «Заморожу».

6. Кабинет информатики. Дистанционное общение с отсутствующим ребенком из средней группы. Пальчиковая игра.

7. Лего-центр. Домик для поросенка Ниф-Нифа.

8. Музыкальный зал. Рефлексия и песня «Настоящий друг».

Ход квест-игры.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об основах финансовой грамотности и вспомним, что означает слово «бюджет», и откуда в бюджете появляются средства. Но для начала поиграем в игру на сплочение.

Игра «Волшебный стул». (Приложение 1)

Воспитатель: - Как много хороших и добрых слов мы сегодня услышали от своих друзей! Молодцы!

Играет музыка, и в группу входит Кот Базилио.

Кот Базилио: - Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

Ответы детей.

Кот Базилио: - Верно, мне сказали, что здесь много очень хороших детей, и с ними можно поиграть! Есть такая игра: вы отдаете мне все самое вкусное, а я исчезаю!

Воспитатель: - Кот Базилио, наши ребята добрые и честные, но они не глупые! А еще быстрые и ловкие. Ты даже поймать их не сможешь!

Кот Базилио: — Вот и посмотрим!

Игра «Мышки и кот».
Дети бегут в рассыпную, герой пытается их поймать. У него падают и ломаются очки.

Кот Базилио: - Ой, как же я теперь буду без очков? Знаю, нужно просто украсть другие! А то никто не поверит, что я слеп!

Воспитатель: - Ребята, скажите, разве можно воровать? (ответы детей)

Кот Базилио: - Почему же нельзя? (ответы детей) А где же тогда мне взять новые очки?

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем нашему гостю, откуда берутся деньги.

Дидактическая игра «Кошелек». (Приложение 2)

На магнитной доске прикреплена папка с картинкой кошелька, а вокруг на магнитах крепятся рисунки видов доходов и расходов с надписями. Ребята должны вложить в «кошелечек» только виды доходов.

Воспитатель: - Основной вид дохода – это заработная плата. То есть нужно устроиться на работу и честно заработать деньги.

Кот Базилио: - А я и не умею честно зарабатывать.

Воспитатель: - Не грусти, кот Базилио. Мы сейчас откроем газету с вакансиями (приложение 3) и посмотрим, где можно заработать денег. А ребята тебе в этом помогут.

Воспитатель открывает газету и читает первое объявление. Требуется репетитор для Незнайки. Группа направляется в кабинет логопеда.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! У меня скоро экзамен, и мне нужно подготовиться. Поможете?

Воспитатель: - Ребята, давайте поделимся своими знаниями.

Незнайка загадывает загадки (приложение 4), ребята разгадывают.

Незнайка: - Спасибо, друзья! Теперь я точно сдам этот экзамен по экономике! А вот ваша оплата.

Незнайка вручает монету детям, и ребята направляются по следующему объявлению в газете в младшую группу.

Воспитатель младшей группы: - Спасибо, что откликнулись на наше объявление! Малыши еще не умеют убирать за собой игрушки и сервировать стол. Предлагаю выполнить эту работу вам за оплату. Кот Базилио, как думаешь, вы справитесь?

Кот Базилио: - Мы очень постараемся! Да, ребята?

Дети из подготовительной группы разделяются на команды и вместе с котом Базилио помогают малышам. Воспитатель младшей группы отдает подготовишкам монету, и дети направляются выполнять следующее трудовое поручение в кабинет психолога.

В кабинете психолога детей встречает Буратино.

Кот Базилио: - Здравствуй, мой мальчик! Как ты поживаешь?

Буратино: - Здравствуйте! А я вот потерял свой ключик. Поможете найти его среди всех этих слов? А я поделюсь монетками!

Воспитатель: - Давайте поможем Буратино!

Дети разгадывают кроссворд (приложение 5), получается слово «ключ». Буратино отдает монету детям. Следующее объявление ведет группу в спортивный зал.

В спортивном зале Царь пытается развеселить Царевну Несмеяну.

Царь: - Ох горюшко ты мое, что же с тобой делать? Все плачет и плачет, ничего ей не интересно! Пол царства за то, чтобы эта девчонка перестала заливать паркет слезами!

Кот Базилио: - Не переживайте, Ваше Величество! Царевны любят котов. Сейчас Несмеяна погладит меня, и настроение сразу же улучшится!

Кот Базилио подходит к царевне, но Несмеяна дергает кота за хвост, и Базилио убегает. Принцесса продолжает плакать.

Кот Базилио: - Какая сильная царевна! Чуть хвост не оторвала!

Воспитатель: - Давайте научим Царевну дружелюбию и развеселим!

Дети играют с Несмеяной в игру «Чай-чай выручай!» (приложение 1). Царевна утирает слезы и начинает улыбаться. Благодарный Царь отдает детям монету, и группа идет на следующую локацию.

В кабинете информатики ребята связываются по видеосвязи с отсутствующим воспитанником из средней группы и с помощью Кота Базилио проводят пальчиковую игру (приложение 6). Воспитатель средней группы вручает детям монету.

Следующее объявление ведет детей в лего-центр, где их встречает поросенок Ниф-Ниф.

Ниф-Ниф: - Что же делать? Волк сдул мой соломенный домик, и мне теперь негде жить. А я совсем-совсем не умею строить!

Воспитатель: - А наши воспитанники отлично управляются со строительными материалами и помогут тебе построить домик.

Дети совместно с Котом Базилио строят домик из конструктора. Радостный поросенок оплачивает работу, и ребята направляются в оптику в музыкальном зале за новыми очками для кота.

На прилавке находится несколько видов очков с разными ценами.

Воспитатель: - Ребята, давайте подсчитаем наши монетки. На какие очки нам хватит денег?

Перед ребятами и героем стоит выбор: купить две пары дешевых очков, или одни дорогие, но качественные.

Кот Базилио: - Двое очков лучше, чем одни, правда?

Воспитатель: - Как думаете, ребята, что важнее: качество или количество? Лучше взять две пары некачественных очков, которые сломаются друг за дружкой, или одни хорошие очки, которые будут служить дольше?

После раздумий, Кот Базилио решает купить одни хорошие очки, а на сдачу покупает детям угощение.

Воспитатель: - Что мы сегодня с вами узнали? А что понравилось? Молодцы!

Вместе с героем ребята поют песню о дружбе (приложение 7).

Приложение 1

Игра на сплочение «Волшебный стул».

Дети встают в круг, в центре круга стоит стул, который можно украсить.

Дети идут по кругу и говорят считалку:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Подвижная игра «Мышки и кот».

Дети выстраиваются в хоровод вокруг Кота Базилио и хором говорят считалку:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Базилио не будите:

Как проснется хитрый кот,

Разобьет весь хоровод!

После последних слов дети разбегаются, а кот пытается их поймать. Те, кого поймали, становятся у стенки, ожидая конца игры.

Подвижная игра «Чай-чай-выручай».

Ребята выбирают ведущего. Он остается в центре, а остальные участники разбегаются в пределах выбранной территории для салочек.

Как только прозвучал клич о начале игры, водящий мчится из центра в надежде выхватить кого-то из разбежавшихся в разные стороны ребят. Дотронувшись до одного из них, он приводит игрока в ступор. Тот, в свою очередь, должен выкрикивать фразу: «Чай-чай, выручай!», застыв на месте и широко раскинув руки. Спасти товарища можно просто обняв его, как можно скорее подбежав и увильнув от ведущего. Освобожденный ребенок с этого момента снова в игре.

Цель водящего – дотронуться до каждого из группы, не давая детям помогать друг другу.

Приложение 2

Дидактическая игра «Кошелек».

Цель: способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соотносить потребности с возможностями.

Задачи: развивать логическое мышление; познакомить с понятиями «доход» и «расход»; воспитывать представление об экономности, бережливости.

Ход игры: на столе раскладываются рисунки видов доходов и расходов с надписями, в центре располагается папка с изображением кошелька. Ребята должны вложить в «кошелечек» только виды доходов или расходов. Можно использовать магнитную доску для более наглядных занятий.

Примеры карточек:

Доходы:

 

 

Расходы:

Приложение 3

Газета с вакансиями.

Приложение 4

Загадки по финансовой грамотности.

С ними ходят в магазин,

Ими платят за бензин. (Деньги)

Каждый месяц есть награда.

Потрудился - вот … (зарплата)

Пошли сегодня вместе с папой

Купить для мамочки цветок.

Но папа иногда растяпа -

Забыл с деньгами … (кошелек)

Подарили мне игрушку - 

Ярко-розовую хрюшку.

Её поставлю на виду,

Монетки я в неё кладу (копилка)

 

Сколько стоит круглый стол?

А железный дырокол?

Чтоб товары покупать,

Нужно нам её узнать! 

Нужный в банке аппарат,

Выдаст деньги …(банкомат)

 

Деньги любят строгий счёт,

Считает их не звездочёт.

Финансовый он командир,

Всё знает о деньгах … (банкир)

Я сегодня видел дом,

Живут деньги в доме том.

Их там любят, уважают,

Просто брать не разрешают. (банк)

Приложение 5

Кроссворд

3р

2м

у

5к

1з

о

л

о

т

о

б

о

н

л

п

4д

е

н

ь

г

и

8з

т

л

а

6б

а

н

9к

7к

а

р

т

а

л

а

п

ю

л

ч

а

т

а

По горизонтали:

1. Ценный металл. Из него делают украшения (золото)

4. В магазине, на рынке, на заправке без них делать нечего (деньги)

6. Там деньги хранятся, растут и работают (банк)

7. Если нет наличности, можно расплатиться этим (карта)

По вертикали:

2. Вид денег, очень звонкая, из металла (монета)

3. Валюта России (рубль)

5. Помогает насобирать денег (копилка)

8. Полагается за труд (зарплата)

9. Откроет замок (ключ)

Приложение 6

Пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,          (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки                                                                                                  -                                                 погладить каждый пальчик от основания до самого кончика,             -                                                 как будто снимая него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.      (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,  (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также  -                                                сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.  (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики

                                                        на обеих руках

                                                        «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу

                                                           гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой

                                                           руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Приложение 7

Настоящий друг.

Из мультфильма "Тимка и Димка"

Слова: Михаил Пляцковский

Музыка: Борис Савельев

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.


Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.


Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

Приложение 8

Игровая валюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по экологии «Мы любим природу»

Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели....

Мастер-класс для педагогов Квест -игра "Деньги любят счет"

Квест игра для педагогов "Деньги любят счет"...

Квест - игра по финансовой грамотности "Деньги любят счёт"

Формирование общей культуры личности детей - задача федерального государственный образовательного стандарта дошкольного образования . Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая ...

Квест- игра для педагогов "Деньги любят счёт"

Квест- игра для педагогов "Деньги любят счёт"...

Мастер – класс для воспитателей - квест-игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать ...

Квест – игра «Родной свой край – люби и знай» (подготовительная группа)

Квест - игра "Родной свой край - люби и знай" способствует развиватию игровой деятельности детей; формированию патриотических чувств, эмоционально-положительных отношений и ин...