«Финансовый ринг»
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

В современном мире ребенок очень часто  встречается с экономикой, даже если его не учат этому.

Если у него не сформировать правильное представление о деньгах, то появится собственное, часто неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

     Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных  понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

      Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы научим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

   Таким образом, актуальность данной игры для педагогов в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс: «Пин-код успешности: открытое пространство»

Номинация: «Воспитание со всех сторон»

Risunok1-1.jpg

Деловая игра для педагогов

«Финансовый ринг»

Автор методической разработки: Готовцова Елена Анатольевна

Воспитатель Корниловского детского сада, филиала МБДОУ «Детский сад № 189»

С. Корнилово 2023 г.

Пояснительная записка.

Актуальность: В современном мире ребенок очень часто  встречается с экономикой, даже если его не учат этому.

Если у него не сформировать правильное представление о деньгах, то появится собственное, часто неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

     Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных  понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

      Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы научим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

   Таким образом, актуальность данной игры для педагогов в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

     Целевая аудитория: воспитатели садов, родители.

Слайд 2. Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и родителей в области финансовой грамотности.

Задачи:

1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности

3. Сплочение коллектива участников

4. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что зачем запоминайте!

Коллеги, у нас сегодня деловая игра! «Финансовый ринг»

Наша жизнь – это вечная борьба ЗА деньги и ПРОТИВ них. Давайте сегодняшней игрой проверим, как хорошо мы знаем мир финансов и можем ли мы сделать так, чтобы они работали на нас, а не мы ради них.

Итак, мы поделились на две команды: «Скупердяи» и «Транжиры». 

Оценивает «Деловую игру» компетентное жюри: …

Правила игры. После того как прозвучит вопрос, вам будет дано время на обсуждение ответа, время выполнения заданий в зависимости от сложности от 1 до 5 минут.  Как только ответ готов, быстро поднимаете флажок. Отвечает один участник. Чья команда первой поднимет флажок – та и будет отвечать. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл - монетку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество монеток.

РАЗМИНКА. «Мозговая атака»

  1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
  2. Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
  3. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами? (Блоха)
  4. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).
  5. Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
  6. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
  7. Призыв купить товар (реклама).
  8. Что такое бартер? (обмен).

Слайд 3. РАУНД 1 «Деньги» (листок, карандаш).

Командам раздаются карточки. Нужно найти соответствие. Достопримечательности какого города изображены на российской купюре достоинством:

Десять рублей? (Красноярск)

Пятьдесят рублей?(Санкт-Петербург)

Сто рублей? (Москва)

Пятьсот рублей? (Архангельск)

Тысяча рублей? (Ярославль)

Пять тысяч рублей? (Хабаровск)

РАЗМИНКА. Со зрителями.

  1. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
  2. В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
  3. Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
  4. И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
  5. Как называются иностранные деньги? (валюта).
  6. На товаре быть должна обязательно (цена).
  7. Что сколачивают из денег? (капитал)
  8. Делать это ни в чужом, ни тем более в своем доме не стоит? (свистеть)

Слайд 4. РАУНД 2   "Экономика в сказках "

Джанни Родари говорил«Сказки для ребенка такое же серьезное дело, как игра». Сказка позволяет воспитать в детях трудолюбие, бережливость и расчетливость, она нужна ему, чтобы определиться, изучить себя, оценить свои возможности. Какая мама не читала своему малышу сказки на ночь? Все мамы рассказывают про репку, герои которой смогли вытянуть ее только сообща, коллективно. А использование коллективного труда для достижения большего эффекта и есть экономическое понятие! Любая сказка, народная или авторская, несет в себе необычайный смысл: назидательный, порицающий, прославляющий.

Попробуем извлечь из нее и экономический смысл!

5. 1. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко).   6. 2. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

7. 3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах) 

8. 4. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)

9. 5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился  на лесть?  (Колобок)

106. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки)

11. 7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка) 

12. 8. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото).

РАУНД 3 «Педагогические пазлы»

Педагогам дается задание, составить высказывание, фразу, предварительно разрезанную на словосочетания (фраза разрезается по два, по три слова). Время выполнения задания – 5 минут.

Предлагаемые высказывания:

*Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

*Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель.

Слайд 5. Игра со зрителями.

1 Как зовут министра образования РФ? 2 (Кравцов Сергей Сергеевич.)3

Слайд6. 1.Как зовут директора департамента образования Алтайского края? 2 (Минобрнауки Алтайского края - руководитель: Говорухина Светлана Павловна)3 

Слайд 7. 1. Как зовут министра финансов РФ? 2. (Силуанов Антон Германович)3.
Слайд 8. 1. Как зовут главу Центробанка? 2. (Набиуллина Эльвира Сахипзадовна)3.

Раунд 4 « Угадай пословицу или поговорку»

На экране картинки. Вам  необходимо прочитать пословицу по картинке. Слайд 9. 1.«Деньги куры не клюют», Слайд 10. 2. «Деньги лопатой гребут», Слайд 11. 3.  «Деньги на ветер бросают», Слайд 12. 4.  «Копейка рубль бережет», Слайд 13 5. «Деньги любят счет», Слайд 14 6. « Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

РАУНД 5 «Мысли мудрых»

Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить изречение известного человека.

„Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.“ (Бенджамин Франклин)

"Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет" (Уильям Шекспир).

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/512/512876/63727eaeb36fe125063075.jpg


Слайд 15. Игра со зрителями.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлены следующие задание.

«Анаграммы» -литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Составьте правильные слова из представленных на слайде:

  1. ЛАКМЕРА 2. (реклама)

3. РАПЛАТАЗ 4. (зарплата)

5. ОВОДРОГ 6. (договор)

7. КАНОЭКОМИ 8. (экономика)

9. ГИНЬЕД 10. (деньги)

СХОДРА (расход)

ГОЛД (долг)

ЖЕДБЮТ (бюджет)

ЮТАВАЛ (валюта)

СИРКАС (кассир)

ТИПОКАЕ (ипотека)

ПИКОЛКА (копилка)

Раунд 6 «Реклама - двигатель прогресса!»

Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

«Реклама – двигатель прогресса!»
Давно твердит об этом пресса.
Реклама всюду проникает.
Она манит и завлекает.

Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.

         Вспомните сказку «Кот в сапогах». Представьте, что вам досталось в наследство: одной команде - «Стол», другой команде - «Стул». Вы должны их продать другой команде. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и презентовать товар, чтобы захотели купить именно ваш товар.

Игра для зрителей «Ребусы»

По щелчку каждая картинка и ответ.

Рефлексия. Торги.

Выставляется лот под № 1. Стартовая цена 1 монетка… и т.д….

ИТОГ:

Мы с вами поиграли в разные игры на тему экономики, которые вы можете использовать в работе с детьми.

Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

Хочу подчеркнуть, что решение проблемы  приобщения детей к экономике – это  эффективный путь  подготовки ребенка  к жизни, его социальной адаптации в обществе,  к формированию с детского возраста   образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это наше будущее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ "Финансовый ринг"

Деловая игра для педагогов «Финансовый ринг» была разработана и проведена в целях закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организ...

Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый ринг»

Деловая игра для педагогов ДОУпо финансовой грамотности«Финансовый ринг» Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотност...

Деловая игра по финансовой грамотности для педагогов «Финансовый ринг»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.Задачи:1.      Формирование разумного финансового поведения и о...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Квест - игра "Финансовый ринг"

Квест - игра "Финансовый ринг"...

квн для воспитателей по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.Задачи:1.      Формирование разумного финансового поведения и о...

Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый ринг»

Совершенствование профессиональных компетенций педагогическихработников в области финансовой грамотности....