«Развитие математических способностей детей через логические и арифметические задачи»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Иванова Наталья Геннадьевна

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка»

ПЛАН ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

 «Развитие математических способностей детей через логические и арифметические задачи»

Воспитатель: Иванова Наталья Геннадьевна

пгт Междуреченский, 2016 год

Пояснительная записка

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

 Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом  мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах Ж.Пиаже, А Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законом. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития,

указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

 При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская  детали.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей через логические и арифметические задачи»

Форма самообразования: групповая.

 

Цель: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками, изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу решения логических и арифметических задач.

Раскрыть эффективные методы обучения логических и арифметических задач старшего дошкольного возраста с помощью приемов технологии ТРИЗ.

Задачи:

  1. Решая логические задачи, учить дети, рассуждать, мыслить последовательно, доказывать, аргументировать свои действия, а также развивать логическое мышление.

  1. В процессе решения арифметических задач, знакомить дети со структурой задачи: учить выделять условие, ставить вопрос задачи, выполнять математическое действие и грамотно формулировать ответ.

  1. Познакомить детей   с составлением и решением арифметических задач при помощи ТРИЗ с использованием схем алгоритма.

План работы с детьми подготовительной группы.

Тема

Программное содержание

Срок

1

2

3

1 Блок. Работа с детьми

«Веселая ярмарка»

Цель: познакомить детей с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы.

Задачи:

1. Упражнять детей в решении простых шуточных  задач. Побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, проявить находчивость и смекалку.

2. Совершенствовать умения определять местонахождение игрушки.

3. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10.

4. Закрепить приемы лепки.

5. Воспитывать  устойчивое внимание, желание больше узнать, продолжать развивать интерес к математике и музыке.

Сентябрь

«Машины истории»

Цель: «Развивать активность при решении детьми задач - сказок в процессе познавательной деятельности».

Образовательные задачи:

1. Дать детям первоначальное знание о видах  задач – сказок и логических задач.

2. Закрепить навыки порядкового счета, умение ответить на вопросы «который?», «какой по счету?».

3. Формировать навыки ориентировки в пространстве: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол, слева, справа, за.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память,

творческое воображение, расширять словарный запас и

активизировать лексику дошкольников.

2. Обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать логическую задачу и выполнять её самостоятельно;

2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Октябрь

«Остров сокровищ»

Цель: Познакомить детей  с решением арифметической задачей.

Образовательные задачи:

  • 1. Дать детям первоначальное знание об арифметической задаче. Понимать структуру задачи: уметь находить условие, ставить вопрос, составлять с помощью магнитных цифр решение задачи, грамотно формулировать ответ.
  • 2. Закрепить состав чисел 5, 7 и 8.
  • 3. Закрепить навыки в написании графического диктанта. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

  • 1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.
  • 2. Обеспечить развитие умений формулировать свои ответы на заданные вопросы.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать логические задачи и решать их самостоятельно;
  • 2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Ноябрь

«В гостях у Нептуна»

Цель: Продолжать знакомить  детей с решением арифметической задачей.

Образовательные задачи:         

  • 1. Дать детям знание об арифметической задаче. Понимать структуру задачи: уметь находить условие, ставить вопрос, составлять с помощью магнитных цифр решение задачи, грамотно формулировать ответ.
  • 2. Учить детей отгадывать ребус и загадки.
  • 3. Закрепить навыки умения соотносить число с количеством предметов.
  • 4. Закрепить с детьми порядковый  и обратный счет в пределах 10.
  • 5. Закрепить навыки умения ориентироваться в пространстве.

Развивающие задачи:

  • 1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.
  • 2. Обеспечить развитие умений формулировать свои ответы на заданные вопросы.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать логические задачи и решать их самостоятельно;
  • 2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.
  • 3. Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.
  • 4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Декабрь

«Грустная тучка»

Цель: Продолжать знакомить детей   с составлением и решением арифметических задач при помощи ТРИЗ с использованием схемы алгоритма.

Образовательные задачи:

  • 1. Дать детям первоначальное знание об арифметической задаче с использованием схемы алгоритма. Понимать структуру задачи: уметь находить условие, ставить вопрос, составлять с помощью магнитных цифр решение задачи, грамотно формулировать ответ.
  • 2. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10, называть предыдущее и последующее число.
  • 3.Развивать умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи пространственное расположение предмета словами: верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.

Развивающие задачи:

  • 1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.
  • 2. Обеспечить развитие умений формулировать свои ответы на заданные вопросы.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать логические задачи и решать их самостоятельно;
  • 2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Январь

«Ошибка Незнайка»

Цель: Продолжать знакомить детей   с составлением и решением арифметических задач при помощи ТРИЗ с использованием схемы алгоритма.

Образовательные задачи:

1. Дать детям первоначальное знание об арифметической задаче с использованием схемы алгоритма.

2. Учить называть обозначения схемы алгоритма при составлении задачи: местонахождение, действие, количество объектов, математическое действие, вопрос.

Развивающие задачи:

1.Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать

 лексику дошкольников.

2. Обеспечить развитие умений формулировать свои ответы на заданные вопросы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать арифметические задачи и решать их самостоятельно;

2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Февраль

«В гости в школу»

Цель: Сформировать умение детей самостоятельно составлять и решать арифметические задачи используя схемы алгоритма (ТРИЗ).

Образовательные задачи:

1. Закрепить умение детей,  понимать структуру задачи используя схему алгоритма при составлении арифметических задач.

2. Закрепить называние обозначения схемы, используя слова: местонахождение, действие, количество объектов, математическое действие, вопрос.

3. Продолжать учить детей отгадывать ребус и рисовать план - схему.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.

2. Развивать навыки в написании графического диктанта, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать арифметические задачи и решать их самостоятельно; 
  2. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Март

«Математическая игра «Что, Где, Когда».

Цель: совершенствовать полученные знания, представления о  

составлении и решении логических

 и арифметических задач.

Образовательные задачи:

1.Закреплять представление детей  о структуре задачи, уметь составлять и решать задачи самостоятельно.

2. Овладеть, способностью рассказывать значения схемы алгоритма при составлении задачи: местонахождение, действие, количество объектов, математическое действие, вопрос.

3. Упражнять детей в решении логических задач на сообразительность. Побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, проявить находчивость и смекалку.

Развивающие задачи:

1.Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.

2. Обеспечить развитие умений формулировать свои ответы на заданные вопросы.

  Воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Апрель

Математические посиделки «Вертушка»

Май

2Блок. Работа с родителями

Консультация «Логические задачи»

Сентябрь

Консультация «Задачи сказки»

Октябрь

Консультация «Задачи шутки»

Ноябрь

Консультация «Обучение дошкольников решению арифметических задач»

Декабрь

Консультация «Теория решения изобретательских задач»

Январь

Консультация «Теория решения изобретательских задач»

Февраль

Консультация «Задачи на сообразительность»

Март

Консультация «Задачи в стихах»

Апрель

Консультация «Логические задачи на поиск скрытого»

Май

Анализ деятельности.

        У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Библиографический список

  1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
  2. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание-2003-№8 с. 13
  3. Белошистая А. Двузначные числа: методика знакомства // Дошкольное воспитание-2003-№9 с. 13
  4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
  5. Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
  6. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
  7. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
  8. Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
  9. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
  10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
  11. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с. 21
  12. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48
  13. Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004
  14. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
  15. Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
  16. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: «МАТЕМАТИКА»м.,2001
  17. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
  18. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
  19. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный творческий план по теме : «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка» (авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Тема: «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка»(авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова). на 2019 – 2020 учебный год...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной ...

"Развитие математических способностей детей через игру"

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к мате...

Мастер-класс с детьми «Развитие математических способностей детей через подвижные игры дидактической направленности»

В статье показано использование подвижных игр дидактической направленности как средства здоровьесберегающей технологии....