"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста" из опыта работы
консультация по основам финансовой грамотности (младшая группа)
1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
Джанни Родари
В период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания и обучения, отвечающих современной экономической ситуации в стране. Учитывая требования к уровню знаний, экономическое образование и воспитание начинается уже с дошкольного возраста. Ведь оно приближает ребенка не только к реальной жизни, а обучает и развивает у него умения ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, формирует деловые качества, а значит в будущем он будет уметь строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Чтобы сделать процесс познания экономики интересным, доступным надо говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому, чтобы дошкольникам было легче освоить азы финансовой грамотности в своей работе использую разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, которые проходят в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Создаю условия для развивающих образовательных ситуаций на игровой основе в форме проблемных ситуаций, путешествий, соревнований, мини-экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных и многих других игр. В своей работе активно применяю проектную деятельность, которая позволяет развивать интересы и способности ребенка, способствует проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию логического и ассоциативного мышления. Данная форма работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания –а это один из важнейших показателей результатов нашей работы. Вся работа строится в тесном взаимодействие педагог-ребенок-родитель. Для родителей делаю консультации по этой теме, подборку различных образовательных мультфильмов для совместного просмотра с детьми дома.
Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отвожу сказке. Ведь именно сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей, вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Потребность в сказке сохраняется у ребенка на многие годы. Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики, но именно сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то персонажа, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с героем сказки делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт сказочного героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, я поставила перед собой цель и задачи
Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и в формировании экономических представлений.
В соответствии с целью поставила задачи:
1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
При построении работы со сказкой придерживаюсь следующих принципов:
1.Это доступность предлагаемого материала.
2.Системность и постепенность его усвоения.
3.Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Функции сказок
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений;
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.
В качестве средств экономического воспитания я использую:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций,
-развивающую среду.
Обучение и воспитание происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными героями или животными (зверями) которые, так же, как и дети, изучают окружающий мир. Весёлые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как
• трудиться, работать и зарабатывать;
• тратить, расходовать, покупать;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
Можно отнести следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора»,С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей: материальные, духовные, социальные, дети знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
Сказка «Мужик и медведь» - формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль, а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» - с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца. их слаженной работы, получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.
На примере сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»- формировались представления о трудовой деятельности каждого из персонажей и определения взаимосвязи их трудовых процессов и умений, о значении и ответственном отношении работающих к качеству своего труда.
В сказке «Терем-теремок» -уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Сделали вывод, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Обратимся к образу Крота. Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого расчетливого, жадного мужчины, ищущего во всем выгоду. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». «Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало.»
«Как мужик корову продавал» цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
Сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент. Например: математика – тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию из сказки «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.
На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.
Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относиться к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.
Заключение
Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся.
«Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством сказок»
Выступление из опыта работы
Автор: Воспитатель 1к Саакян Нона Александровна
МДОУ Д/С №6 «Малышок»
Город Ершов Саратовская область
2025 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Эпиграфом к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

Презентация из опыта работы педагогов ДОУ по теме: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хот...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном мире, создать основы дл...
