"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста" из опыта работы
консультация по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Саакян Нона Александровна

1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.

2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_iz_opyta_raboty.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

Джанни Родари

В период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания и обучения, отвечающих современной экономической ситуации в стране. Учитывая требования к уровню знаний, экономическое образование и воспитание начинается уже с дошкольного возраста. Ведь оно приближает ребенка не только к реальной жизни, а обучает и развивает у него умения ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, формирует деловые качества, а значит в будущем он будет уметь строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Чтобы сделать процесс познания экономики интересным, доступным надо говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому, чтобы дошкольникам было легче освоить азы финансовой грамотности в своей работе использую разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, которые проходят в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Создаю условия для развивающих образовательных ситуаций на игровой основе в форме проблемных ситуаций, путешествий, соревнований, мини-экскурсий,  сюжетно-ролевых,  дидактических, настольных и многих других игр. В своей работе активно применяю проектную деятельность, которая позволяет развивать интересы и способности ребенка, способствует проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию логического и ассоциативного мышления. Данная форма работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания –а это один из важнейших показателей результатов нашей работы. Вся работа строится в тесном взаимодействие педагог-ребенок-родитель. Для родителей делаю  консультации по этой теме, подборку различных образовательных мультфильмов для совместного просмотра с детьми дома.

Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отвожу сказке. Ведь именно сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей, вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Потребность в сказке сохраняется у ребенка на многие годы. Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики, но именно сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то персонажа, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с героем сказки делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт сказочного героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, я поставила перед собой цель и задачи

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и в формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставила задачи:

1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.

2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

При построении работы со сказкой придерживаюсь следующих принципов:

1.Это доступность предлагаемого материала.

2.Системность и постепенность его усвоения.

3.Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

Функции сказок

- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений;

- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.

В качестве средств экономического воспитания я использую:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций,

-развивающую среду.

Обучение и воспитание происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными героями или животными (зверями) которые, так же, как и дети, изучают окружающий мир. Весёлые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как

• трудиться, работать и зарабатывать;

• тратить, расходовать, покупать;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

 Можно отнести следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора»,С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей: материальные, духовные, социальные, дети знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

Сказка «Мужик и медведь» - формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль, а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» - с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца. их слаженной работы, получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

На примере сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»- формировались представления о трудовой деятельности каждого из персонажей и определения взаимосвязи их трудовых процессов и умений, о значении и ответственном отношении работающих к качеству своего труда.

В сказке «Терем-теремок» -уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Сделали вывод, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Обратимся к образу Крота. Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого расчетливого, жадного мужчины, ищущего во всем выгоду. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». «Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало.»

 «Как мужик корову продавал» цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

Сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент. Например: математика – тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию из сказки «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.

На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.

Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относиться к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.

Заключение

Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся.

 

 

«Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством сказок»

       Выступление из опыта работы

Автор: Воспитатель 1к Саакян Нона Александровна

МДОУ Д/С №6 «Малышок»

Город  Ершов Саратовская область

2025 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом  к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

Презентация из опыта работы педагогов ДОУ по теме: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"

      Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хот...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном мире, создать основы дл...