Конспект познавательного занятия по формированию основ финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Цивилизация денег: от древности до наших дней»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мануйлова Ольга Николаевна

Занятие построено на основе современной инновационной технологии «Река времени» с целью формирования представлений детей об историческом времени - от прошлого к настоящему. 

Технология  «Река времени» не предназначена для предоставления детям подробной исторической информации. Главное - создать в воображении ребёнка целостную картину истории человечества с помощью «метки» - символа материальной цивилизации.

Актуальность использования этой методики заключается в том, что это продуктивное занятие с различными видами деятельности наиболее благоприятно для когнитивного развития ребенка.

Методика «Река времени» - это один из самых интересных и доступных методов «погружения» детей в моменты исторического времени,  фиксации знаний и явлений на панели в результате своеобразной познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsivilizatsiya_deneg.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия по формированию основ финансовой грамотности

для детей подготовительной группы

«Цивилизация денег: от древности до наших дней»

Мануйлова Ольга Николаевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности;

-развивать речь детей, расширять кругозор;

Закреплять понятия «бартер», «монеты», «купюры», «копейка», «рубль».

Развивающие:

-развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к деньгам, самостоятельность, инициативность, любознательность, навыки сотрудничества.

Методы и приёмы:

Словесный: беседа, рассказ о возникновении первых денег, вопросы, поощрения.

Игровой: подвижная игра «Мы монетки», стайропазлы, геоборд деревянный с резинками.

Практический: «чеканка» монет, заполнение «Реки времени».

Словарная работа: разбор слова «чеканить».

Активизация словаря: деньги, монета, купюра, банкнота, чеканка, металл.

Сюрпризный момент: «появление денег в группе», «деньги в мешочке».

Технические средства обучения: флешка, магнитофон, колонка, телевизор.

Оборудование: мольберты (5 шт.), магниты, столы (8 шт.), стулья (20 шт.), набор пластилина (10 шт.), доски для пластилина (10 шт.), стеки (10 шт.), монеты из картона (10 шт.), листочки бумаги прямоугольной формы (15 шт.), плакат «Река времени», указка, бейджик, коллекция древних денег, коллекция цветных камней, чудесный мешочек, камни большие, коллекция старинных монет, коллекция старинных купюр, рамка для оформления монет после чеканки, монетки (5 шт.), стайропазлы, геоборд.

Ход занятия

(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)

Воспитатель: Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги)

Воспитатель: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем.

Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги. Ребята, для чего нам в жизни нужны деньги? (ответы детей)

Воспитатель: Делу-время, а потехе час.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы думаете, всегда ли деньги были такими как сейчас? (ответы детей)

Воспитатель: (Подводит к изображению реки) Ребята, что здесь видите? Ребята, это не просто река. Кто сможет, прочитайте ее название. (читающие дети читают вслух название реки) Это Река Времени. Она течет из давних времен в наше время. Сейчас мы с вами отправимся в разные эпохи, посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.

Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

По реке времени поплывем

Полезные знания приобретем.

Воспитатель: Ребята, откуда человек может добыть знания об истории вещей? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, новые исторические знания можно получить при посещении музеев.

Предлагаю вам посетить Музей денег. (воспитатель превращается в гида)

Воспитатель: Уважаемые посетители, прошу проследовать в 1 зал нашего музея, где мы с вами узнаем, чем люди могли расплачиваться в древности.

Вы удивитесь, но в далекие времена люди жили без денег.

-Где жили древние люди?

-Да, они жили в пещерах и шалашах, питались собранными ягодами, выловленной в реке рыбой или пойманными на охоте животными. Они научились делать много разных вещей, необходимых для жизни. Как вы думаете, какие? (оружие для охоты, посуду, орудия труда)

Со временем люди научились обменивать одну вещь на другую. Поменять сапоги на лапти.

Постепенно разные вещи стали использовать в качестве денег. Например, коровы, козы, овцы, масло, шкуры животных, соль.

Посмотрите на нашу экспозицию. Здесь вы можете увидеть древние деньги. (рассматривание коллекции) Также в качестве денег стали использовать…

Ребята, сможете на ощупь определить, что лежит в «чудесном мешочке»? (камни)

-Да, стали использовать камни разной формы и размера. Например, у первобытных племен деньгами были зубы, кости животных, камни, различные украшения из жемчужин или янтаря. В Древнем Китае в качестве денег использовались ракушки моллюсков каури. В Древнем Риме высоко ценилась соль. В Мексике-какао-бобы. У других народностей ценились: плиточный чай, черный перец, зерно пшеницы, кукурузы, рис, пшено ткани: лен и ситец. (Рассматривают)

-Молодцы, ребята! Мы узнали какие деньги использовали люди древности. Прикрепим на реку времени картинки древних денег. (Вывешивание 4 картинки на «Реку времени»)

Воспитатель: Удобно ли было обмениваться вещами в древности? Почему неудобно? (ответы детей)

-Да, такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.

Воспитатель: Уважаемые гости нашего музея, приглашаю вас во второй зал. Зал Старины.

В Древнем Египте изобрели первые в мире деньги. Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее.

В Китае появились первые бумажные деньги. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. (показ)

Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами.

Воспитатель: Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно - чеканили их. На монетах выдавливали разные узоры, точки и другой орнамент.

- Какие узоры на монетах вы видите? (рассматривание монет)

-Я приготовила для вас различные монетки, выберите себе любую. Присаживайтесь за столы.

Практическая работа


Воспитатель.
Давайте и мы попробуем отчеканить монетки, как это делали в старые времена, будем мастерами. Чеканить монетки мы будем с помощью разноцветного пластилина. На монетки нанесите любой узор. Это могут быть точки, завитки, листочки или различные элементы. Но, прежде, давайте вспомним основные приемы при работе с пластилином (рассматривание таблицы основных приемов лепки, обсуждение).

(звучит музыка)


Воспитатель. Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесли свой неповторимый узор. Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.

-Как называют металлические деньги? (монеты)

-Поиграем в игру «Мы монетки»

Подвижная игра «Мы монетки»

(Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.)

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

(Игра повторяется – дети меняются ролями.)

-Ребята, где в старину можно было расплачиваться такими монетами? (на рынках, базарах)

-Предлагаю перенестись ненадолго на средневековый базар и посмотреть, как в старые времена шла торговля.

Просмотр отрывка из мультфильма «Как старик корову продавал»

Воспитатель: Сделаем отметки на Реке времени. (вешает картинки денег старины)

Воспитатель: Уважаемые посетители! Прошу проследовать за мной в следующий зал нашего Музея денег. Зал современности.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь делали покупки самостоятельно? С чем вы ходили в магазин? (ответы детей)

Воспитатель: В наше время люди используют монеты и купюры. И для удобства были придуманы электронные деньги. Для того, чтобы мы могли пользоваться электронными деньгами, были придуманы банковские карты, на которых хранятся электронные деньги. И поэтому вместо наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используем банковские карточки. (Показ)

-Назовите достоинства банковских карт? (ответы детей)

-Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.

Воспитатель: Разместим современные деньги на Реке времени.

Воспитатель: Уважаемые посетители! Наш музей закрывается. Спасибо за посещение!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много нового узнали о деньгах, как они выглядят и для чего нужны. Посмотрите, как изменилась Река времени. На ее берегах появились изображения денег, о которых мы сегодня говорили.

Предлагаю разделиться на 2 команды и поиграть в игры. Что я держу в руках? Да, это песочные часы. Они отсчитывают время. Пока песок будет сыпаться, вы решите логические задачки. Первая команда должна соединить виды денег со временем их появления. Вторая команда с помощь стайропазлов выложить цепочку появления денег с течением времени. Подсказкой вам будет служить наша Река времени. Время-деньги. (переворачивает песочные часы)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте проверим друг друга. Первая команда проверит как справилась с работой вторая команда и наоборот.

Воспитатель: Ребята, на протяжении всей встречи я произносила пословицы. Кто из вас был внимательным и вспомнит какие пословицы я говорила? (Делу-время, потехе-час, Поменять сапоги на лапти, Время-деньги) Как вы их понимаете? Какие пословицы о деньгах знаете вы?

Копейка-рубль…бережет.

Не в деньгах…счастье.

Деньги-хороший слуга, но…плохой хозяин.

Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

Итог занятия

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? В каком путешествии?

Что вам запомнилось больше всего?

О чем бы вы захотели рассказать друзьям, маме?

Воспитатель: Ребята, в нашем городе тоже есть музей. Вы сможете посетить его с мамой или папой, где вы сможете увидеть монеты старины и еще много нового и интересного о нашем городе. (вручает пригласительные билеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)

     Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством исполь...

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы»

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы» Подготовила: воспитательI квалификационной кат...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы Тема: Квест-игра «Ищем клад с Бабой - Ягой»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности.Задачи:      1. Развивать у детей экономическое мышлен...

Конспект открытого занятия по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Жадность»

Конспект открытого занятия по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Жадность»...