Игра Хочу и нужно
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ХОЧУ И НУЖНО»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: | Сабенова Айслу Истлеувна Воспитатель первой категории МДОАУ №8 г.Соль-Илецка |
г. Соль-Илецк
2025
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 1 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4-7 |
III. | Список литературы |
Аннотация
Проблема.
Мой собственный опыт наблюдения и общения с родителями показывает что, зачастую родители не знают как себя вести и что делать, когда ребенок начинает в истерике требовать желаемое Дошкольники часто не различают понятия «желание» и «необходимость», что затрудняет формирование у них начальных представлений о разумном потреблении, ценности труда и осознанном отношении к деньгам, а родители не всегда знают, как просто и понятно объяснить эти важные вещи.
Актуальность опыта.
Современное общество предъявляет всё больше требований к финансовой грамотности. Закладывать её основы целесообразно с дошкольного возраста, в том числе через игру — как ведущий вид деятельности детей этого периода. Игра «Хочу и нужно» позволяет в простой и доступной форме познакомить детей с финансовыми понятиями, формировать осознанность в выборе. Игра «Хочу и нужно» — эффективный инструмент ранней финансовой социализации детей дошкольного возраста. В результате игры у ребенка формируются:
- Формирование основ финансовой грамотности.
С раннего возраста ребёнок учится понимать, что ресурсы (деньги, время, усилия) ограничены, и ими нужно распоряжаться разумно. Это закладывает базу для осознанного отношения к деньгам в будущем. - Развитие умения делать выбор.
Когда ребёнок понимает разницу между «нужно» и «хочу», он начинает выбирать: что действительно важно, а что можно отложить или вовсе не приобретать. Это формирует самостоятельность и ответственность. - Профилактика капризов и потребительского отношения.
Осознание того, что не все желания исполняются мгновенно, помогает ребёнку быть терпеливее и уважать границы (в том числе финансовые) семьи. Он реже требует всё сразу и начинает ценить полученное. - Формирование ценностного отношения к вещам и труду.
Ребёнок начинает понимать, что за каждой покупкой стоит чей-то труд — родителей, врачей, продавцов и других людей. Это воспитывает уважение к чужому труду и вещам. - Подготовка к взрослой жизни.
Способность отличать желания от реальных потребностей — важный навык не только в обращении с деньгами, но и в повседневной жизни. Он помогает человеку принимать взвешенные решения, быть организованным и успешным.
Чем раньше ребёнок научится различать «хочу» и «нужно», тем проще ему будет выстраивать здоровые отношения с деньгами, взрослыми и самим собой.
Новизна.
Игра сочетает:
- финансовое просвещение с семейной совместной деятельностью,
- эмоциональное восприятие ребёнка с логическим мышлением,
- визуальные и практические действия (раскладывание, обсуждение, классификация),
что делает её эффективной в педагогическом процессе и близкой ребёнку по форме.
Практическая направленность.
Помогает детям научиться различать потребности и желания.
Развивает навыки выбора и аргументации.
Поддерживает родителей в обучении ребёнка финансовым основам.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||||
1.2 | Вид деятельности детей | Игровая, познавательная, речевая, коммуникативная | |||||
| |||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Хочу и нужно» | |||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Наглядный метод Игровой метод Беседа (разговорный метод) Практический метод Приёмы:
| |||||
3. | Интеграция образовательных областей |
| |||||
4. | Возрастная группа: | Дошкольная группа 4-7 лет | |||||
5. | Цель: | научить ребёнка отличать желания от настоящих потребностей, формировать финансовое мышление и бережное отношение к деньгам. | |||||
6. | Задачи: | ||||||
6.1 | Обучающие | обучающая: сформировать начальное представление о категории «нужное» и «желанное» в повседневных тратах; | |||||
6.2 | Развивающие | развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать ситуации, делать выбор и аргументировать; | |||||
6.3 | Воспитывающие | воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду родителей и деньгам, формировать чувство меры. | |||||
7. | Планируемые результаты: | ||||||
7.1 | ребёнок научится различать потребности и желания; начнёт осознанно подходить к выбору в повседневных ситуациях; укрепится семейное взаимодействие через совместную игру и обсуждение; будет заложена основа финансово-грамотного поведения. | ||||||
7.2 | |||||||
7.3 | |||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Две коробки/домика: Один подписать «ХОЧУ» (желания), Второй — «НУЖНО» (необходимости). Картинки, вырезки из журналов, наклейки или просто карточки со словами. Примеры: Конфета, куртка, молоко, кукла, лекарства, телефон, хлеб, новый рюкзак, мороженое, учебник, игрушечная машинка и т.д | |||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | ||||||
I. | Вводная часть | ||||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Представь, что мама дала нам немного денег — всего три монетки. А в магазине столько всего интересного: есть молоко, хлеб, конфета, новая игрушка, лекарство для бабушки, тёплая шапка. Но на всё денег не хватит… Вопрос к ребёнку: | |||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Данная ситуация ызывает у ребёнка эмоциональный отклик (ограниченный выбор);
После обсуждения можно предложить: | |||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | ||||||
II. | Основная часть: | ||||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Объясните ребёнку два понятия:
| |||||
2.2 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Ребёнок дома вместе с родителями продолжает искать предметы (вещи, картинки из журналов, упаковки) и раскладывает их по категориям «Хочу» и «Нужно». Ведёт мини-альбом или плакат: приклеивает картинки, делит на две колонки, комментирует свой выбор. Играет в ролевые ситуации: «Пошли в магазин — выбери только нужное», «Собираемся в поездку — что возьмём?». Придумывает и рисует свои «домики»: может оформить их по-своему (например, весёлый и серьёзный домик). | |||||
III. | Заключительная часть | ||||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Большинство детей смогли осознанно различить желания и потребности при поддержке взрослого. Они активно включались в обсуждение, высказывали своё мнение, аргументировали выбор. | |||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||||
4.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Финансовые сказки и мультфильмы: | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Хочу. Могу. Надо"
Развитие у детей представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права....

Интеллектуальная игра "Хочу все знать"
Программное обеспечение: «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой; «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А....
Компьютерная игра Хочу быть пожарным!
Презентация....

Дидактическая игра «Очень пуговки люблю, с ними я играть хочу!»
ВИД ИГРЫ:настольно-печатная;познавательно-обучающая.ЦЕЛЬ:Закрепить знания детей о пуговицах, их применении.Развивать мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, фантазию, творческую активност...
Квест – игра «Хочу всё знать»
Квест – игра «Хочу всё знать»(подготовительная группа компенсирующей направленности)Цель: способствовать развитию познавательной активности, познавательных процессов, логического мыш...

Познавательная игра «Хочу все знать». К проекту "Моя планета"
Познавательная игра «Хочу все знать». (Досуг в форме познавательной игры для детей старшего дошкольного возраста.) Цель: Знакомство с многообразием флоры и фауны на Земле. Воспи...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?
Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...
