Игра Хочу и нужно
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сабенова Айслу Истлеувна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_hochu_i_nuzhno.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 «ХОЧУ И НУЖНО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

                                           

Выполнила:

Сабенова Айслу  Истлеувна

Воспитатель первой категории МДОАУ №8  г.Соль-Илецка

г. Соль-Илецк

2025

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

1

II.

Конспект образовательной деятельности

4-7

III.

Список литературы

Аннотация

Проблема.

Мой собственный опыт наблюдения и общения с родителями показывает что, зачастую родители не знают как себя вести и что делать, когда ребенок  начинает в истерике требовать желаемое Дошкольники часто не различают понятия «желание» и «необходимость», что затрудняет формирование у них начальных представлений о разумном потреблении, ценности труда и осознанном отношении к деньгам, а родители не всегда знают, как просто и понятно объяснить эти важные вещи.

Актуальность опыта.

Современное общество предъявляет всё больше требований к финансовой грамотности. Закладывать её основы целесообразно с дошкольного возраста, в том числе через игру — как ведущий вид деятельности детей этого периода. Игра «Хочу и нужно» позволяет в простой и доступной форме познакомить детей с финансовыми понятиями, формировать осознанность в выборе. Игра «Хочу и нужно» — эффективный инструмент ранней финансовой социализации детей дошкольного возраста. В результате игры у ребенка формируются:

  1. Формирование основ финансовой грамотности.
    С раннего возраста ребёнок учится понимать, что ресурсы (деньги, время, усилия) ограничены, и ими нужно распоряжаться разумно. Это закладывает базу для осознанного отношения к деньгам в будущем.
  2. Развитие умения делать выбор.
    Когда ребёнок понимает разницу между «нужно» и «хочу», он начинает выбирать: что действительно важно, а что можно отложить или вовсе не приобретать. Это формирует самостоятельность и ответственность.
  3. Профилактика капризов и потребительского отношения.
    Осознание того, что не все желания исполняются мгновенно, помогает ребёнку быть терпеливее и уважать границы (в том числе финансовые) семьи. Он реже требует всё сразу и начинает ценить полученное.
  4. Формирование ценностного отношения к вещам и труду.
    Ребёнок начинает понимать, что за каждой покупкой стоит чей-то труд — родителей, врачей, продавцов и других людей. Это воспитывает уважение к чужому труду и вещам.
  5. Подготовка к взрослой жизни.
    Способность отличать желания от реальных потребностей — важный навык не только в обращении с деньгами, но и в повседневной жизни. Он помогает человеку принимать взвешенные решения, быть организованным и успешным.

 Чем раньше ребёнок научится различать «хочу» и «нужно», тем проще ему будет выстраивать здоровые отношения с деньгами, взрослыми и самим собой.

Новизна.

Игра сочетает:

  • финансовое просвещение с семейной совместной деятельностью,
  • эмоциональное восприятие ребёнка с логическим мышлением,
  • визуальные и практические действия (раскладывание, обсуждение, классификация),
    что делает её эффективной в педагогическом процессе и близкой ребёнку по форме.
       

Практическая направленность.

  Помогает детям научиться различать потребности и желания.

  Развивает навыки выбора и аргументации.

  Поддерживает родителей в обучении ребёнка финансовым основам.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

1.2

Вид деятельности детей

Игровая, познавательная, речевая, коммуникативная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Хочу и нужно»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядный метод
— Использование картинок, карточек и визуальных опор (домики «Хочу» и «Нужно») для облегчения понимания.

Игровой метод
— Поддержка интереса ребёнка через игровую форму, мотивация к участию.

Беседа (разговорный метод)
— Совместное обсуждение выбора ребёнка, уточнение и аргументация.

Практический метод
— Самостоятельная сортировка предметов, работа с руками (вырезание, наклеивание и т.д.).

Приёмы:

  • Сравнение предметов по значимости (например: молоко или конфета).
  • Вопросы на размышление («Почему ты это выбрал?»).
  • Ситуационные задачи («Что возьмём с собой в поездку?»).
  • Аналогии и ассоциации («Если бы денег было мало, что купим в первую очередь?»).
  • Эмоциональное подкрепление (похвала, доброжелательная реакция, радость совместного выбора).

3.

Интеграция образовательных областей

  • Речевое развитие учатся новым терминам и понятиям; социально-коммуникативное развитие-учатся взаимодействовать друг с другом, находить совместные решения; познавательное развитие- закрепляют счет, умеют сравнивать, понимают разницу

4.

Возрастная группа:

Дошкольная группа  4-7 лет

5.

Цель:

научить ребёнка отличать желания от настоящих потребностей, формировать финансовое мышление и бережное отношение к деньгам.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

обучающая: сформировать начальное представление о категории «нужное» и «желанное» в повседневных тратах;

6.2

Развивающие

развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать ситуации, делать выбор и аргументировать;

6.3

Воспитывающие

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду родителей и деньгам, формировать чувство меры.

7.

Планируемые результаты:

7.1

 ребёнок научится различать потребности и желания; начнёт осознанно подходить к выбору в повседневных ситуациях; укрепится семейное взаимодействие через совместную игру и обсуждение; будет заложена основа финансово-грамотного поведения.

7.2

7.3

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Две коробки/домика: Один подписать «ХОЧУ» (желания), Второй — «НУЖНО» (необходимости).

Картинки, вырезки из журналов, наклейки или просто карточки со словами. Примеры:

Конфета, куртка, молоко, кукла, лекарства, телефон, хлеб, новый рюкзак, мороженое, учебник, игрушечная машинка и т.д

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Представь, что мама дала нам немного денег — всего три монетки. А в магазине столько всего интересного: есть молоко, хлеб, конфета, новая игрушка, лекарство для бабушки, тёплая шапка. Но на всё денег не хватит…

Вопрос к ребёнку:
– Как думаешь, что нам нужно купить в первую очередь?
– Что мы можем отложить на потом?
– Почему?

1.2

Мотивация деятельности детей

Данная ситуация ызывает у ребёнка эмоциональный отклик (ограниченный выбор);

  • формирует навык приоритизации;
  • служит естественным переходом к основной игре «Хочу и нужно».

После обсуждения можно предложить:
«А давай поиграем и разложим всё по домикам: что мы ХОТИМ, а что нам действительно НУЖНО!»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Объясните ребёнку два понятия:

  • «Нужно» — это то, без чего нельзя обойтись (еда, одежда по погоде, жильё, лекарства).
  • «Хочу» — это желания, которые приятны, но можно отложить (игрушки, сладости, модный телефон и т.п.).
  • Перемешайте карточки и предложите вытаскивать их по одной.
  • Вопрос к каждой карточке:
    «Это нужно или просто хочу?»
    — Обсудите с ребёнком, почему он так думает.
  • Ребёнок кладёт карточку в соответствующий домик — «ХОЧУ» или «НУЖНО».
  • После игры обсудите:
  • Что оказалось действительно важным?
  • Что можно подождать или накопить?
  • Есть ли желания, которые со временем становятся нужными?

2.2

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Ребёнок дома вместе с родителями продолжает искать предметы (вещи, картинки из журналов, упаковки) и раскладывает их по категориям «Хочу» и «Нужно».

Ведёт мини-альбом или плакат: приклеивает картинки, делит на две колонки, комментирует свой выбор.

 Играет в ролевые ситуации: «Пошли в магазин — выбери только нужное», «Собираемся в поездку — что возьмём?».

 Придумывает и рисует свои «домики»: может оформить их по-своему (например, весёлый и серьёзный домик).

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Большинство детей смогли осознанно различить желания и потребности при поддержке взрослого. Они активно включались в обсуждение, высказывали своё мнение, аргументировали выбор.
Игра вызвала у детей положительные эмоции, интерес и желание продолжить. Особенно хорошо воспринимались визуальные и игровые формы (карточки, картинки, обсуждение ситуаций).
Некоторые дети путались в понятиях или выбирали по эмоциональному принципу («мне нравится», «я хочу»), что является возрастной нормой. Это показывает необходимость возвращаться к теме регулярно, через практику и обсуждение.
Совместная деятельность укрепила контакт ребёнка с родителями, повысила осознанность в семейных разговорах о деньгах.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Финансовые сказки и мультфильмы:
Примеры из художественных источников (например, «Копилка поросёнка», «Три поросёнка» — про труд и результат).Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «Банк» — помогают закреплять понятия в игре. Создание коллажа: «На что я коплю», «Что мне нужно», «Что я могу сделать, чтобы приблизиться к мечте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Хочу. Могу. Надо"

Развитие у детей представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обя­занностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права....

Интеллектуальная игра "Хочу все знать"

Программное обеспечение: «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой; «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А....

Дидактическая игра «Очень пуговки люблю, с ними я играть хочу!»

ВИД ИГРЫ:настольно-печатная;познавательно-обучающая.ЦЕЛЬ:Закрепить знания детей о пуговицах, их применении.Развивать мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, фантазию, творческую активност...

Квест – игра «Хочу всё знать»

Квест – игра «Хочу всё знать»(подготовительная группа компенсирующей направленности)Цель: способствовать развитию познавательной активности, познавательных процессов, логического мыш...

Познавательная игра «Хочу все знать». К проекту "Моя планета"

Познавательная игра «Хочу все знать». (Досуг в форме познавательной игры  для детей старшего дошкольного возраста.) Цель: Знакомство с многообразием флоры и фауны на Земле. Воспи...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...