Программа кружковой работы по финансовой грамоте "Азбука денег"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Деньги - это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить в дошкольном возрасте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»
Программа кружковой работы по финансовой грамотности для детей подготовительной группы
«Азбука денег»
Воспитатель: Воронина Г.И.
«Деньги – это средство воспитания,
И с ними необходимо знакомить
Уже в дошкольном возрасте»
А.С. Макаренко
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Цель – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
⎯ сформировать первичные экономические понятия;
⎯ научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
⎯ объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
⎯ научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Формы и методы проведения занятий
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому занятия по финансовой грамотности дошкольников проходят, в основном, в форме игры.
Кроме этого, используются ИКТ-технологии (просмотр презентаций, мультфильмов), тематические беседы по ознакомлению с элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, игры – викторины, квесты, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Сроки реализации программы: октябрь – май
Продолжительность занятий 30 минут 1 раз в неделю; 30 - занятий в год.
Перспективный план
дополнительной образовательной деятельности кружка Азбука денег»
Октябрь.
- «Труд -основа жизни человека»
- «Почему взрослые работают»
- «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»
- «История возникновения денег»
Ноябрь.
- «Что такое деньги»
- «Юные финансисты»
- Приключения Грамотея и Капризки
- Игровое занятие «Бартер»
Декабрь.
- «Семейный бюджет и расходы семьи»
- «Путешествие в сказочную страну Экономию»
- «Экономия тепла, света, воды»
- «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Январь.
- «Деньги всякие нужны»
- «Что такое валюта. Какая бывает валюта»
- «Путешествие в страну «Экономград»
Февраль.
- «Путешествие в страну денег»
- «Путешествие по сказкам»
- «Творим добро»
- «Банк. Дом, где живут деньги»
Март.
- «Путешествие в денежную страну»
- «Приключение девочки Танечки»
- «Путешествие в страну Рублика»
- «Рекламный бизнес»
Апрель.
- «Как проверить и посчитать деньги»
- «Расходы. Как потратить деньги с пользой»
- «Доходы»
- «Удачная покупка»
Май.
- «Мы ребята деловые»
- «Финансы — это интересно и увлекательно»
- «Путешествие в страну финансов»
Тематический план кружка: «Азбука денег»
Месяц | Тема | Задачи | |
1 | ОКТЯБРЬ | «Труд- основа жизни человека» | Расширить представление детей о роли труда в жизни человека; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков. |
2 | «Почему взрослые работают» | Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. | |
3 | «Путешествие с Монеткой по стране Экономике» | Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход; развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; формировать положительные взаимоотношения детей | |
4 | «История возникновения денег» | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитывать уважительное отношение к деньгам. | |
1 | НОЯБРЬ | «Что такое деньги» | Закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас. Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. |
2 | «Юные финансисты» | Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека. Задачи: Образовательные: повторить понятие «потребности человека»; закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; уточнить от чего зависят потребности человека; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет | |
3 | Приключения Грамотея и Капризки | Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; уточнить от чего зависят потребности человека; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. | |
4 | Игровое занятие «Бартер» | Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | |
1 | ДЕКАБРЬ | «Семейный бюджет и расходы семьи» | Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. |
2 | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; закреплять сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе; развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников | |
3 | «Экономия тепла, света, воды» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии. | |
4 | «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» | Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег. Продолжать знакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Развивающая: научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. | |
1 | ЯНВАРЬ | «Деньги всякие нужны» | Закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические; -научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; -активизировать словарь детей |
2 | «Что такое валюта. Какая бывает валюта?» | Закреплять понятие «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран ( на примере, доллара, евро, марки, франки) расширять активный и пассивный словарь. Развивать устную речь, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. | |
3 | «Путешествие в страну «Экономград» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность) развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; -развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность | |
1 | ФЕВРАЛЬ | «Путешествие в страну денег» | Формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. |
2 | «Путешествие по сказкам» | Формировать умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т.д). Развивать экономическое мышление и математические способности. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых. | |
3 | «Творим добро» | Развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд». | |
4 | «Банк. Дом, где живут деньги» | Познакомить детей с работой банка. Познакомить детей с новыми словами. Встречающимися в современной жизни и объяснить их назначение; дать представление о работе банка. | |
1 | МАРТ | «Путешествие в денежную страну» | В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. |
2 | «Приключение девочки Танечки» | Закреплять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей | |
3 | «Путешествие в страну Рублика» | Познакомить детей с экономическими понятиями (историей денег, расходованием и экономией денег, о том, что деньги бывают бумажные и металлические); дать представления об обязательных и необязательных расходах, развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения; формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу; воспитывать бережное отношение к деньгам. | |
4 | «Рекламный бизнес» | Формировать у детей представление о рекламе; познакомить с понятием: «реклама»; дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении; научить детей правильно воспринимать рекламу; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. | |
1 | АПРЕЛЬ | «Как проверить и посчитать деньги» | Познакомить с понятиями: денежная единица, номинал; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области; финансовой грамотности через игровые средства обучения. |
2 | «Расходы. Как потратить деньги с пользой» | Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи. Познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; познакомить дошкольников и школьников с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях; научить тратить собственные деньги с пользой | |
3 | «Доходы» | Сформировать у дошкольников представление о доходах семьи. Познакомить с понятиями: доходы, виды доходов, заработная плата, пенсия, стипендия. Научить различать виды доходов. Сформировать установку: чтобы получить доход - необходимо потрудиться. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. | |
4 | «Удачная покупка» | Закреплять понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. | |
1 | МАЙ | «Мы ребята деловые» | Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности; расширять представление детей о труде взрослых; уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара; формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. |
2 | «Финансы — это интересно и увлекательно» | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями; развивать речь, внимание, мыслительные операции; | |
3 | «Путешествие в страну финансов» | Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться друг с другом. | |
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.
Используемые источники
Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf (prosadiki.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...

Программа кружковой работы на тему: "Формирование финансово-экономической грамотности дошкольника"
Пояснительная записка Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирование общей культуры личности ребёнка.Экономическая культура личности дошкольника харак...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Кружковая работа по финансовой грамотности
В данной работе представлен план работы воспитателя с детьми по формированию финансовой грамотности...

Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"
Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников....

программа кружковой работы " Финансовая грамотность"
Программа кружка «Финансовая грамотность дошкольника» обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Програ...
Рабочая программа кружковой работы в старшей группе финансовая грамотность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличи...
