Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука экономики»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к экономическим знаниям в различных видах деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 292.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы ................... 3 стр
Пояснительная записка ..................................................................................... .................3 стр.
Учебный (тематический) план ...........................................................................................6стр.
Содержание программы......................................................................................................7 стр.
Планируемые результаты……………………………………………………………….10 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................11 стр. Обеспечение программы...................................................................................................12 стр.
Оценочные материалы ...................................................................................................... 12стр.
3. Список литературных источников .............................................................................. 17 стр.
.
1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности, как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов:
- Федеральныйзаконот29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образованиивРФ»
- Федеральныйзаконот31.07.2020№304-ФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«ОбобразованиивРФ»повопросамвоспитанияобучающихся»
- Приказ Министерства просвещенияРоссии от 09.11.2018 № 196 «Об утвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденараспоряжениемПравительстваРФот31 марта2022г.№678-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утвержденараспоряжениемПравительстваРФот29 мая 2015г.№996-р)
- Профессиональныйстандарт«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»(Приказ МинтрудаРоссии от 22.09.2021N652н)
7. «ОбутвержденииПорядокорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (ПриказМинистерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФот 05.08.2020№882/391
Актуальность
Изменения в социально-экономической сфере жизни общества предъявляют новые требования к содержанию воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из функций воспитания является постепенное введение ребенка в социальную жизнь общества.
Как сориентироваться ребенку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо, почему в одном магазине люди расплачиваются долларами, в другом- евро, а реклама убедительно приглашает купить незнакомые привлекательные вещи, отдохнуть на прекрасном острове. Ребенку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо.
Многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают животрепещущий интерес. Например - деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена, почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется. Эти экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентаций, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся экономическом образе мышления.
Формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Задача педагогов и родителей воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.
Анализ содержания работы по экономическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах, а также в результате анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной программы, которая способствовала поиску наиболее эффективных методов и средств воспитания экономической грамотности у детей дошкольного возраста.
Цель: формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к экономическим знаниям в различных видах деятельности.
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Целевая аудитория: возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы - от 5 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы:
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Азбука экономики» – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36.
Занятия проходят в группах постоянного состава. В объединение принимаются ребята на добровольной основе. Комплектование проводится в конце августа – начале сентября. Информация о наборе в объединение доводится до сведения детей и их родителей с помощью рекламы, а также путем непосредственного контакта.
Принципы реализации программы:
- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Реализация задач формирования экономической культуры дошкольника предполагает следующие направления работы:
- проведение анализа уровня экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение предметной среды способствующей развитию деятельности детей игровым и дидактическим материалом;
- создание картотеки игр, тренингов;
- организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
- накопление информационной базы по теме;
- составление плана работы;
- взаимодействие с родителями.
Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:
– от простого к сложному;
– от известного к неизвестному;
– от занимательного к новому.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приемы организации детей в процессе обучения:
- работа в минигруппах;
- создание условий для развития навыков сотрудничества у детей;
- включение игровых упражнений;
- активное участие педагога в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | всего часов | теория | практика |
1. | Понятие «Экономика» | 4 | 2 | 2 |
2. | Потребности (первобытные люди, наши потребности) | 4 | 2 | 2 |
3. | Ресурсы – что это? (виды ресурсов) | 4 | 2 | 2 |
4. | Труд (виды труда).Товар (производство) | 4 | 2 | 2 |
5. | Рынок – где и что покупают люди?(Обмен – бартер) | 4 | 2 | 2 |
6. | Реклама | 3 | 2 | 1 |
7. | Профессии.Услуги | 4 | 2 | 2 |
8. | Деньги. Банк | 3 | 1 | 2 |
9. | Семья-бюджет. Экономика семьи | 4 | 2 | 2 |
10. | Экономические понятия: «выгода», «убыток» | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 18 | 18 | |
Содержание программы
Раздел, тема | Содержание | |
Теория | Практика | |
Вводное занятие | Цель и задачи курса. План работы и порядок проведения занятий. | Диагностическая работа, направленная на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
Понятие «Экономика» | Дать понятие категории«экономика» (наука о ведении хозяйства); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. | «Емеля - старая сказка на новый лад» (И.А. Сасова «Экономика», с.3-6) Мультфильм «Уроки тетушки Совы» №9 «Об экономике». Что изучает экономика? (И.А. Сасова «Экономика», с.7-9) Цифровой видео рассказ «Для чего нужна экономика?» Зачем изучать экономику? Занятие «Экономика для всех» (И.А. Сасова «Экономика», с. 10-12) Настоящий хозяин - экономика дома. (А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики», с. 4-7) Игра- презентация«Экономическое путешествие по сказкам». |
Потребности (первобытные люди, наши потребности) | Познакомить с экономической категорией «потребность»;расширять представления детей о множестве жизненно-важных потребностей для людей;учить различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные); устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения. | Мультфильм «Уроки тетушки Совы» №7 «Потребности и возможности». Разнообразие потребностей (И.А. Сасова с.13-15). Тест «Хочу» и «надо» -делаю выбор» (М. Воронина с.7-8) Игра-путешествие в прошлое: «Жизнь первобытных людей». Дидактическая игра «Чем занимались люди в прошлом». Видеофильм «Потребности» с Филей и Степашкой. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (Т.А.Шорыгина «Об экономике» с.10) Практическое занятие «Потребности с Емелей» (И.А. Сасова с.16-26): главные потребности человека (тесты), чтение стихотворения «Азбука здоровья», игра в подгруппах «Скоро в школу». Поисково-исследовательская деятельность: «Потребности человека, животных, растений» |
Ресурсы – что это? (виды ресурсов) | Дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования; развивать логическое мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи. | «Что такое ресурсы?» (И.А. Сасова «Экономика», с.31-33), (Т.А. Шорыгина «Об экономике» с.19-22) «Природные ресурсы» (И.А. Сасова «Экономика», с. 34-36). «Экономические ресурсы» «Трудовые ресурсы». (И.А. Сасова «Экономика», с. 40-42) |
Труд (виды труда) Товар (производство) | Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показатьвзаимосвязь потребления и производства; сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города, выпускаемой ими продукции. | «Труд и товар». (Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике», с.23-34) «Производство товаров. Как и где производят товары в нашем городе?» (И.А. Сасова «Экономика», с.43-45; А. Сазонова «Путешествие в экономику», с. 29-30) «Это что за магазин?» (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.19-21; А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.20) Чтение глав из книги «Как Мишка стал бизнесменом»: 1 и 2 истории. Д/и «Супермаркет» |
Рынок – где и что покупают люди? (Обмен – бартер) | Познакомить детей с натуральным обменом товаров (экономическое понятие «бартер»);понимать смысл выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный). | «Что такое бартер?» (Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике», с.78-82). Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Стихотворение А. Барто «Так не так». Решение задания «Обмен-бартер. Экономный хозяин». «Кто нам поможет?» (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с. 22) Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты» Дидактическая игра «Детки и конфетки» |
Реклама | Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении, ее видах: печатная, радио и видео реклама; развивать у детей положительное отношение и интерес к рекламе. | «Как можно узнать о товаре?» «Мир рекламы» «Есть товар, нужна реклама» (Чтение глав из книги «Как Мишка стал бизнесменом» №3 «Как Сорока Мишкин товар хвалила»). Игра «Рекламное агентство». Презентация «Реклама для Мишки». |
Профессии. Услуги | Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым. | «Город мастеров». (Видео о профессиях). Составление рассказа о профессии по мнемотаблицам. Дидактические игры «Кто здесь работает?», «Изучаем профессии», «Отгадай профессию», лото «Профессии». «Работа и зарплата». (Уроки тетушки Совы № 6) «Оказание услуг». (И.А. Сасова «Экономика», с.46-47). Задание «Помоги мастеру разобраться» (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.22) |
Деньги. Банк | Познакомить детей с историей возникновения денег, их значением.Раскрыть сущность понятия: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Дать первоначальные знания о банке. | Просмотр видеофильма «История изобретений. Деньги». Путешествие в прошлое денег. «Какие бывают деньги?» Просмотр фильмов «Безналичные деньги», «Карманные деньги» и т.д. (Уроки тетушки Совы). «Дом, в котором живут деньги». Просмотр фильма «О банке» (Уроки тетушки Совы). Сюжетно-ролевая игра «Банк «Малышарики» |
Семья-бюджет. Экономика семьи | Формировать представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы» и «расходы», какими они бывают; воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | «Экономика семьи» (Т.А.Шорыгина«Беседы об экономике, с.82-86). Просмотр фильма «Семейный бюджет» (Уроки тетушки Совы) «Бюджет семьи. Доход. Расход». (Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника» с.127-133). «Умение экономить» (Уроки тетушки Совы).Расход. Виды расходов. «В гостях у семьи». Деловая игра «Бюджет семьи». |
Экономические понятия: «выгода», «убыток» | Дать понятие экономической категории – выгода и убыток; учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды; определять выгодность сделки; развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. | Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль. «Осторожно деньги» (Уроки тетушки Совы) Игра-занятие «Как торговали Баран и свинья». Сюжетно-дидактическая игра «Рынок». Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф. Хопер, «Как мужик гусей делил». Проблемная ситуация «Удачная покупка» «Я вырасту богатым» (Уроки тетушки Совы). |
Предполагаемые результаты:
- Приобретение детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях.
- Воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п..
- Развитие самостоятельности, формирование навыков разумного
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
- стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;
- поведения в социальной жизни
- Комплекс организационно-педагогических условий
Количество учащихся в группе составляет 13 человек
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу, 36 часов в год. Объём программы составляет 36 часов.
Календарный учебный график
Начало учебного года | Окончание учебного года | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Продолжительность каникул | |
I год обучения | 15 сентября | 31 мая | 36 | 36 | С 31.12 по 08.01. (9 дней) |
Обеспечение программы
Методическое обеспечение
Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:
- методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
- словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
- наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
- практический (практические действия, опыты и т.д.)
Формы практической работы с детьми в детском саду достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения:
- Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
- Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
- Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
- Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).
Основные средства обучения:
- Дидактические и развивающие игры.
- Методические пособия.
- Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)
Материально – техническое обеспечение:
- Компьютер, интерактивная доска, проектор;
- Дидактические и настольные игры;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- Детская художественная литература.
Оценочные материалы
Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности: различные игры, проблемные ситуации, комплексно – тематические занятия и др.
Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Диагностику проводит воспитатель. Основной задачей диагностики является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у дошкольников.
Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.
Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников
№ | Ф.И.ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Задание 1 «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
2. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.
3. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
1 балл – правильно один или два ответа
2 балла – правильно 4 ответа
3 балла – правильно больше 5 ответов
Задание 2 «Найди лишнее».
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);
- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»
1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение».
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
1. Любой труд приносит…(пользу)
2. Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).
3. Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).
5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
6. Место хранения и накопления денег называется… (банк).
7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре-пять ответов;
3 балла –правильно больше пяти ответов.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
∙ повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
∙ изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
∙ вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
∙ семинары, рекомендации.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основанана следующих принципах:
∙ совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
∙ сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
∙ педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
∙ поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
∙ содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
∙ опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
∙ родительские собрания на социально- экономические темы;
∙ открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
∙ проведение совместных учебных мероприятий;
∙ индивидуальная работа;
∙ наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, па
Список информационных источников
- Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская, Москва, Вита пресс 2020г.
- «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе» 6+. М. М.Воронина – Изд. 2-е. – Волголград: Учитель.
- « Беседы об экономике» Т.А.Шорыгина. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
- «Финансовая грамотность дошкольника» Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева – Волгоград: Учитель.
- «Экономика» И.А. Сасова. 1 класс: тетрадь творческих заданий. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС 2018.
- «Деньги и бизнес для детей» Д. В. Васин, - Москва: Эксмо, 2018.
- «Путешествие в поисках экономики». Тетрадь творческих заданий для детей и родителей. СазоноваА.В.Учебное пособие. − Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008
- «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова.
- Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013.
- Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей.
«Дошкольникам об экономике» - учебное пособие. Е. Н. Табих. Минск.
Интернет – ресурсы.
1.Азбука финансовой грамотности со Смешариками;
2.Уроки тетушки Совы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»
Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отлик...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» для детей 5 – 8 лет
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука пешехода" для детей 5 - 8 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука маленького пешехода»
Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образован...

