Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука экономики»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Быкова Ирина Владимировна

Цель: формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к экономическим знаниям в различных видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_azbuka_ekonomiki.docx292.38 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\24 программы\программы 2024\24 титульные листы\азбука экономики.jpg

Содержание

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы ................... 3 стр

Пояснительная записка ..................................................................................... .................3 стр.

Учебный (тематический) план ...........................................................................................6стр.

Содержание программы......................................................................................................7 стр.

Планируемые результаты……………………………………………………………….10 стр.

2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................11 стр. Обеспечение  программы...................................................................................................12 стр.

Оценочные материалы ...................................................................................................... 12стр.

3. Список литературных источников .............................................................................. 17 стр.

.

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной программы

Пояснительная записка

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к          школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.

Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются   такие качества личности, как трудолюбие, бережливость, деловитость,  равноправные, партнерские  отношения в детском коллективе, чувство  собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.  Осознаются правила их честного зарабатывания.  Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.  

Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов:

  1. Федеральныйзаконот29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образованиивРФ»
  2. Федеральныйзаконот31.07.2020№304-ФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«ОбобразованиивРФ»повопросамвоспитанияобучающихся»
  3. Приказ Министерства просвещенияРоссии от 09.11.2018 № 196 «Об утвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденараспоряжениемПравительстваРФот31 марта2022г.№678-р)
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утвержденараспоряжениемПравительстваРФот29 мая 2015г.№996-р)
  6. Профессиональныйстандарт«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»(Приказ МинтрудаРоссии от 22.09.2021N652н)

7. «ОбутвержденииПорядокорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (ПриказМинистерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФот 05.08.2020№882/391

Актуальность

Изменения в социально-экономической сфере жизни общества предъявляют новые требования к содержанию воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из функций воспитания является постепенное введение ребенка в социальную жизнь общества.

Как сориентироваться ребенку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо, почему в одном магазине люди расплачиваются долларами, в другом- евро, а реклама убедительно приглашает купить незнакомые привлекательные вещи, отдохнуть на прекрасном острове. Ребенку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо.

Многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают животрепещущий интерес.  Например - деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена, почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется. Эти экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентаций, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся экономическом образе мышления.

Формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша,  возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Задача педагогов и родителей воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить   результаты   труда   взрослых, особенно   близких   ему   людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.

Анализ содержания работы по экономическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах, а также в результате анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной программы, которая способствовала поиску наиболее эффективных методов и средств воспитания экономической грамотности у детей дошкольного возраста.  

Цель: формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к экономическим знаниям в различных видах деятельности.

Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.  
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций   экономических отношений посредством игровых действий.
  • Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Целевая аудитория: возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы - от 5 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы:

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Азбука экономики» – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36.

Занятия проходят в группах постоянного состава. В объединение принимаются ребята на добровольной основе. Комплектование проводится в конце августа – начале сентября. Информация о наборе в объединение доводится до сведения детей и их родителей с помощью рекламы, а также путем непосредственного контакта.

Принципы реализации программы:

  • Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).  
  • Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Реализация задач формирования экономической культуры дошкольника предполагает следующие направления работы:  

  • проведение анализа уровня экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • обогащение предметной среды способствующей развитию деятельности детей игровым и дидактическим материалом;
  • создание картотеки игр, тренингов;  
  • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;  
  • накопление информационной базы по теме;
  • составление плана работы;
  • взаимодействие с родителями.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:

 – от простого к сложному;

– от известного к неизвестному;

– от занимательного к новому.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы      

 Приемы организации детей в процессе обучения:  

  • работа в минигруппах;
  • создание условий для развития навыков сотрудничества у детей;
  • включение игровых упражнений;
  • активное участие педагога в совместной деятельности с детьми;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

всего

часов

теория

практика

1.

Понятие  «Экономика»

4

2

2

2.

Потребности (первобытные люди, наши потребности)

4

2

2

3.

Ресурсы – что это? (виды ресурсов)

4

2

2

4.

Труд (виды труда).Товар (производство)

4

2

2

5.

Рынок – где и что покупают люди?(Обмен – бартер)

4

2

2

6.

Реклама

3

2

1

7.

Профессии.Услуги

4

2

2

8.

Деньги. Банк

3

1

2

9.

Семья-бюджет. Экономика семьи

4

2

2

10.

Экономические понятия: «выгода», «убыток»

2

1

1

Итого:

36

18

18

Содержание программы

Раздел, тема

Содержание

Теория

Практика

Вводное занятие

Цель и задачи курса. План работы и порядок проведения занятий.

Диагностическая работа, направленная на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Понятие  «Экономика»

Дать понятие категории«экономика» (наука о ведении хозяйства); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

«Емеля - старая сказка на новый лад» (И.А. Сасова «Экономика», с.3-6)

Мультфильм «Уроки тетушки Совы» №9 «Об экономике».

Что изучает экономика? (И.А. Сасова «Экономика», с.7-9) Цифровой видео рассказ «Для чего нужна экономика?»

Зачем изучать экономику?

Занятие «Экономика для всех» (И.А. Сасова «Экономика», с. 10-12)

Настоящий хозяин - экономика дома. (А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики», с. 4-7)

Игра- презентация«Экономическое путешествие по сказкам».

Потребности (первобытные люди, наши потребности)

Познакомить с экономической категорией «потребность»;расширять представления детей о множестве жизненно-важных потребностей для людей;учить различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные); устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

Мультфильм «Уроки тетушки Совы» №7 «Потребности и возможности». Разнообразие потребностей (И.А. Сасова с.13-15). Тест «Хочу» и «надо» -делаю выбор» (М. Воронина с.7-8)

Игра-путешествие в прошлое: «Жизнь первобытных людей». Дидактическая игра «Чем занимались люди в прошлом».

Видеофильм «Потребности» с Филей и Степашкой. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (Т.А.Шорыгина «Об экономике» с.10)

Практическое занятие «Потребности с Емелей» (И.А. Сасова с.16-26): главные потребности человека (тесты), чтение стихотворения «Азбука здоровья», игра в подгруппах «Скоро в школу».

Поисково-исследовательская деятельность: «Потребности человека, животных, растений»

Ресурсы – что это? (виды ресурсов)

Дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования; развивать логическое мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи.

«Что такое ресурсы?»  (И.А. Сасова «Экономика», с.31-33),

(Т.А. Шорыгина «Об экономике» с.19-22)

«Природные ресурсы» (И.А. Сасова «Экономика», с. 34-36).

«Экономические ресурсы»

«Трудовые ресурсы». (И.А. Сасова «Экономика», с. 40-42)

Труд

(виды труда)

Товар (производство)

Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показатьвзаимосвязь потребления и производства; сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города, выпускаемой ими продукции.

«Труд и товар». (Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике», с.23-34)

«Производство товаров. Как и где производят товары в нашем городе?»  (И.А. Сасова «Экономика», с.43-45; А. Сазонова «Путешествие в экономику», с. 29-30)

«Это что за магазин?» (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.19-21; А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.20)

Чтение глав из книги «Как Мишка стал бизнесменом»: 1 и 2 истории.

Д/и «Супермаркет»

Рынок – где и что покупают люди?

(Обмен – бартер)

Познакомить детей с натуральным обменом товаров (экономическое понятие «бартер»);понимать смысл выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).

«Что такое бартер?»  (Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике», с.78-82).

Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Стихотворение А. Барто «Так не так». Решение задания «Обмен-бартер. Экономный хозяин».

«Кто нам поможет?»  (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с. 22)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты»

Дидактическая игра «Детки и конфетки»

Реклама

Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении, ее видах: печатная, радио и видео реклама; развивать у детей положительное отношение и интерес к рекламе.

«Как можно узнать о товаре?»

«Мир рекламы»

«Есть товар, нужна реклама» (Чтение глав из книги «Как Мишка стал бизнесменом» №3 «Как Сорока Мишкин товар хвалила»).

Игра «Рекламное агентство». Презентация «Реклама для Мишки».

Профессии.

Услуги

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым.

«Город мастеров». (Видео о профессиях). Составление рассказа о профессии по мнемотаблицам.

Дидактические игры «Кто здесь работает?», «Изучаем профессии», «Отгадай профессию», лото «Профессии».

«Работа и зарплата». (Уроки тетушки Совы № 6)

«Оказание услуг». (И.А. Сасова «Экономика», с.46-47). Задание «Помоги мастеру разобраться» (А. Сазонова «Путешествие в экономику», с.22)

Деньги.

Банк

Познакомить детей с историей возникновения денег, их значением.Раскрыть сущность понятия:  «деньги»,  «монета»,  «банкнота»,  «пластиковая карта»;  наличные  и  безналичные  деньги;  закрепить  знания  детей  о  внешнем  виде современных денег.

Дать первоначальные знания о банке.

Просмотр видеофильма «История изобретений. Деньги».

Путешествие в прошлое денег.

«Какие бывают деньги?»  Просмотр фильмов «Безналичные деньги», «Карманные деньги» и т.д. (Уроки тетушки Совы).

«Дом, в котором живут деньги».  Просмотр фильма «О банке» (Уроки тетушки Совы).

Сюжетно-ролевая игра «Банк «Малышарики»

Семья-бюджет. Экономика семьи

Формировать представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы» и «расходы», какими они бывают; воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

«Экономика семьи»  (Т.А.Шорыгина«Беседы об экономике, с.82-86). Просмотр фильма «Семейный бюджет» (Уроки тетушки Совы)

«Бюджет семьи. Доход. Расход». (Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника» с.127-133).

«Умение экономить» (Уроки тетушки Совы).Расход. Виды расходов.

«В гостях у семьи». Деловая игра «Бюджет семьи».

Экономические понятия: «выгода», «убыток»

Дать понятие экономической категории – выгода и убыток; учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды; определять выгодность сделки; развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль. «Осторожно деньги» (Уроки тетушки  Совы)

Игра-занятие «Как торговали Баран и свинья». Сюжетно-дидактическая игра «Рынок».

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф. Хопер, «Как мужик гусей делил».

Проблемная ситуация «Удачная покупка»

«Я вырасту богатым» (Уроки тетушки Совы).

Предполагаемые результаты:

  • Приобретение детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях.
  • Воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п..
  • Развитие самостоятельности, формирование навыков разумного

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:  

  • необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;  
  • проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
  • экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);    
  • стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;
  • поведения в социальной жизни
  1.  Комплекс организационно-педагогических условий

Количество учащихся в группе составляет 13 человек

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу, 36 часов в год. Объём программы составляет 36 часов.

Календарный учебный график

Начало учебного года

Окончание учебного года

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Продолжительность каникул

I год обучения

15 сентября

31 мая

36

36

С 31.12 по 08.01. (9  дней)

Обеспечение программы

Методическое обеспечение

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:

  • методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
  • словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
  • наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
  • практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в детском саду достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения:

  1. Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
  2. Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
  3. Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
  4. Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

  • Дидактические и развивающие игры.
  • Методические пособия.
  • Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Материально – техническое обеспечение:

  • Компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • Дидактические и настольные игры;
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
  • Детская художественная литература.

Оценочные материалы

Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.

Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

   Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности: различные игры, проблемные ситуации, комплексно – тематические занятия и др.

 Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Диагностику проводит воспитатель. Основной задачей диагностики является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у  дошкольников.

Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует  финансово – экономические знания  в игровой и трудовой деятельности.

 

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников

Ф.И.ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

1.     Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.     Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.

3.     Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

4.     Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

5.     Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.

6.     Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл – правильно один или два ответа

2 балла – правильно 4 ответа

3 балла – правильно больше 5 ответов

Задание 2 «Найди лишнее».

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

1.     Любой труд приносит…(пользу)

2.     Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).

3.     Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)

4.     Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).

5.     Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).

6.     Место хранения и накопления денег называется… (банк).

7.     Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре-пять ответов;

3 балла –правильно больше пяти ответов.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Цель: повышение экономической образованности родителей.

 Задачи работы с родителями:

 повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

 изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного  воспитания;

 вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,

 семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основанана следующих принципах:

 совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием  родителей;

 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

 содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

 опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

 родительские собрания на социально- экономические темы;

 открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

  проведение совместных учебных мероприятий;

 индивидуальная работа;

 наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, па

Список информационных источников

  1. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская, Москва, Вита пресс 2020г.
  2. «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе»  6+. М. М.Воронина – Изд. 2-е. – Волголград: Учитель.
  3. « Беседы об экономике» Т.А.Шорыгина. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
  4. «Финансовая грамотность дошкольника» Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева – Волгоград: Учитель.
  5. «Экономика» И.А. Сасова. 1 класс: тетрадь творческих заданий. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС 2018.
  6. «Деньги и бизнес для детей» Д. В. Васин, - Москва: Эксмо, 2018.
  7. «Путешествие в поисках экономики». Тетрадь творческих заданий для детей и родителей. СазоноваА.В.Учебное пособие. −  Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008
  8. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова.
  9. Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013.
  10. Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей.  

«Дошкольникам об экономике»  - учебное пособие. Е. Н. Табих.  Минск.

     

Интернет – ресурсы.

1.Азбука финансовой грамотности со Смешариками;

2.Уроки тетушки Совы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»

Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отлик...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» для детей 5 – 8 лет

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука пешехода" для детей 5 - 8 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг  по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука маленького пешехода»

Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образован...