Методическая разработка занятия по финансовой грамотности для дошкольников 6 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Занятие по финансовой грамотности "Путешествие в страну Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gram_metodika.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности для детей 6 лет

Занятие по финансовой грамотности для детей 6 лет:

"Путешествие в страну Экономика"

Цель и задачи занятия

Цель: Формирование у детей 6 лет первичных экономических представлений через игровую деятельность, развитие бережливости и рационального поведения в отношении простых обменных операций .

Задачи:

1. Познакомить с понятиями "деньги", "цена", "покупка", "продажа".
2. Сформировать представление о том, что деньги зарабатываются трудом.
3. Развивать умение принимать простые финансовые решения, отличать "хочу" от "надо".
4. Воспитывать уважение к труду взрослых и разумное отношение к потребностям.

Подготовка к занятию

Материалы и оборудование:

· Дидактические игры: "Разложи монетки по кошелькам", "Хочу-надо", "Что можно и нельзя купить за деньги?" .
· Сюжетно-ролевая игра: "Магазин" (игрушечные товары, ценники, касса, бумажные деньги-билеты, монеты, сумка, кошелек) .
· Наглядные пособия: Картинки с изображением различных профессий, реальные монеты и банкноты (копии или муляжи), плакат с изображением процесса "труд-продукт-деньги" .
· Художественная литература: Сказка К. Чуковского "Муха-Цокотуха" или отрывок из нее .
· Техническое оснащение: Ноутбук/проектор для просмотра фрагмента мультфильма (например, "Фиксики" о деньгах или "Смешарики") .

Предварительная работа:

· Беседы о профессиях родителей.
· Чтение сказок с экономическим содержанием ("Муха-Цокотуха", "Теремок", "Лисичка со скалочкой") .
· Дидактические игры на классификацию предметов, сравнение.

План занятия ( продолжительность 25-30 минут)

1 Организационный Приветствие.

 Создание игровой мотивации. Приветствуют. Включаются в игру. 2 мин
2 Вводная беседа Беседа о деньгах, их назначении. Отвечают на вопросы. 5 мин
3 Игровая ситуация Объяснение правил игры в "Магазин". Распределяют роли. 3 мин
4 Сюжетно-ролевая игра "Магазин" Наблюдение, помощь, направление.

Играют в "Магазин". 10 мин
5 Анализ и подведение итогов Обсуждение игры, выводы.

Участвуют в обсуждении. 5 мин

Ход занятия

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность воспитателя:
"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну под названием 'Экономика'. В этой стране мы узнаем, откуда берутся деньги, как ими правильно пользоваться и даже сами побываем в роли покупателей и продавцов!"

Деятельность детей:
Дети приветствуют воспитателя, проявляют интерес к предстоящему занятию.

2. Вводная беседа (5 минут)

Деятельность воспитателя:
Воспитатель начинает беседу с вопроса: "Ребята, а вы знаете, что такое деньги? Для чего они нужны?" Выслушивает ответы детей.
Затем показывает изображения различных профессий (врач, учитель, строитель) и объясняет: "Деньги не берутся из ниоткуда. Их зарабатывают трудом. Например, мама и папа ходят на работу, выполняют свою работу и получают за это деньги" .
Можно использовать плакат, иллюстрирующий цепочку "труд -> продукт -> деньги" .
Также воспитатель показывает настоящие или муляжи монет и купюр, объясняя, что у каждой денежки есть свой номинал (значение).

Деятельность детей:
Дети активно участвуют в беседе, высказывают свои предположения, задают вопросы.

3. Игровая ситуация (3 минуты)
Деятельность воспитателя:
"А теперь, ребята, давайте представим, что мы с вами оказались в настоящем магазине. Кто из вас был в магазине? Что вы там делали? Сегодня мы сами будем покупателями и продавцами!" .
Воспитатель кратко объясняет правила:

· Покупатели берут корзинку, выбирают товар, смотрят на ценник, подходят к кассе, платят деньги продавцу и забирают покупку.
· Продавец раскладывает товар, называет цену, принимает деньги, дает сдачу.

Деятельность детей:
Дети с помощью воспитателя распределяют роли (продавец, покупатели). Если детей много, можно выбрать 2-3 продавцов.

4. Сюжетно - ролевая игра "Магазин" (10 минут)

Деятельность воспитателя:
Воспитатель наблюдает за игрой, при необходимости помогает советом, направляет детей, следит за тем, чтобы игра проходила вежливо и уважительно. Может мягко корректировать действия, например: "Смотри, у продавца не хватает денег дать сдачу. Как же быть?" или "Помнишь, мы говорили, что сначала нужно подумать, что тебе действительно нужно?" .

Деятельность детей:

· Покупатели ходят по "магазину", выбирают товары, смотрят ценники, считают свои деньги, принимают решение о покупке, оплачивают товар у кассы.
· Продавец обслуживает покупателей, называет суммы, берет деньги, может считать сдачу (с помощью воспитателя если нужно).

Совет: Для упрощения можно установить фиксированные цены (например, 1 или 2 монеты) для всех товаров.

5. Анализ и подведение итогов (5 минут)

Деятельность воспитателя:
После игры воспитатель собирает детей вокруг себя и задает вопросы для обсуждения:

· "Понравилась ли вам игра?"
· "Что было трудно делать?"
· "Все ли смогли купить то, что хотели? Почему?"
· "Что важнее: купить все сразу или подумать и выбрать самое нужное?"
Подводит детей к выводу: "Деньги нужны для покупок, но они ограничены. Поэтому важно учиться делать правильный выбор и тратить деньги с умом" .
Воспитатель хвалит детей за активность и вежливость во время игры.

Деятельность детей:
Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, делают выводы.

Методы и приемы работы

· Игровой метод: Основной метод для данного возраста.

Сюжетно-ролевая игра "Магазин" является центральным элементом занятия, так как через игру дети легче усваивают сложные понятия .
· Словесный метод: Беседа, объяснение, чтение художественного слова (сказка "Муха-Цокотуха" для обсуждения, почему насекомые спешили на именины и что такое "именины" как праздник, на который нужны угощения) .
· Наглядный метод: Использование реальных денег (муляжей), картинок, ценников, плаката для иллюстрации экономических понятий .
· Практический метод: Непосредственное участие детей в игровой ситуации, где они применяют полученные знания на практике .

Критерии оценки

· Высокий уровень: Ребенок активен в беседе, понимает значение денег как средства обмена, с интересом участвует в игре, соблюдает правила, пытается аргументировать свой выбор покупки ("это мне нужнее, потому что..."), понимает разницу между "хочу" и "надо".
· Средний уровень: Ребенок отвечает на вопросы воспитателя, понимает, что за товар нужно платить, участвует в игре, но затрудняется объяснить свой выбор или нуждается в помощи при "оплате".
· Низкий уровень: Ребенок пассивен, не проявляет интереса к беседе, участвует в игре только с помощью взрослого, не понимает связи между деньгами и товаром.

Рекомендации для родителей

· Вовлекайте ребенка в походы за покупками. Объясняйте ему свой выбор, показывайте, как вы сравниваете цены, обращайте внимание на акции и сроки годности .
· Давайте ребенку карманные деньги. Начинать можно с небольших сумм на короткий период (например, на день). Это научит его самостоятельно принимать решения о тратах и копить на желанную цель .
· Используйте игровые формы обучения дома. Помимо "Магазина", можно играть в настольные игры экономической направленности, адаптированные для возраста 6 лет ("Детская Монополия" и др.) .
· Читайте и обсуждайте сказки с экономическим подтекстом ("Муха-Цокотуха", "Золотой ключик", "Теремок") .
· Обсуждайте семейный бюджет на доступном уровне. Ребенок должен понимать, что деньги в семье не безграничны и тратятся в первую очередь на necessities (еду, одежду, коммунальные услуги) .
· Подавайте личный пример разумного финансового поведения .

Заключение

Данное занятие направлено на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через ведущий вид деятельности – игру. Комплексное использование беседы, сюжетно-ролевой игры и проблемных ситуаций позволяет в доступной форме заложить основы рационального и ответственного отношения к деньгам, что является важным шагом на пути к становлению финансово грамотной и успешной личности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развлечения по финансовой грамотности для старших дошкольников «Путешествие с деньгами»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности «Заработай умом»

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности «Заработай умом» для детей подготовительной группы 6-7 лет....

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности на тему «Город бережливых людей» в подготовительной группе

В разработке затронута тема Финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены игры по финансовой грамотности....

Методическая разработка на тему: Финансовая грамотность у дошкольников"

Финансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых ранних лет его жизни. Невозможно воспитать  гармонично развитого человека, не...

Лучшая методическая разработка занятия по финансовой грамотности среди педагогов школ, колледжей и других образовательных учреждений

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Дружим с финансами».Морозова Екатерина Анатольевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Иркутского районн...

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...

Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....