Методическая разработка на тему: Финансовая грамотность у дошкольников"
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Смирнова Татьяна Николаевна

Финансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых ранних лет его жизни. Невозможно воспитать  гармонично развитого человека, не подго­товив его к товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в совместных покупках. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда у ребенка закладываются будущие отношения с финансами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

 ЛЕПБУК

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20210602_155450.jpg

Автор:

воспитатель Смирнова Т.Н.

г. Санкт-Петербург

Введение

«Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».

Р. Кийосаки

Финансовая грамотность дошкольника - новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых ранних лет его жизни. Невозможно воспитать  гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в совместных покупках. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда у ребенка закладываются будущие отношения с финансами.

Дошкольный возраст считается важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте развивается будущая личность. Этап развития дошкольного образования характеризуется усиленным поиском нового в педагогической теории и практики. Одним из наиболее актуальных направлений педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии финансовой грамотности каждого дошкольника.

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Счастье за деньги не купишь, и детям будет полезно знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности.

В целях выявления актуальности проблемы по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников, мы выявили следующее:

- педагоги  уделяют недостаточное количество внимания к проблеме формирования финансовой грамотности дошкольника;

- из-за недостаточного количества методического материала по обучению детей финансовой грамотности, педагоги затрудняются организовать совместную деятельность с детьми;

- недостаточное внимание родителей к проблеме формирования финансовой грамотности у детей.

Родители не придают большого значение потребности финансового просвещения их детей, забывая, что формирование предпосылок финансовой грамотности детей способствует принятию грамотных решений в будущем, уменьшает риски их вовлечения в финансовые авантюры. Низкий уровень финансовой грамотности может привести к социальным проблемам.

Для решения выявленных проблем мы предлагаем методическую разработку - Лэпбук «Финансовая грамотность» для родителей и педагогов по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Цель методической разработки: сформировать у детей дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи методической разработки:

Образовательные:

- закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека.

-продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

- подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

- способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию нравственных и социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

С родителями:

- вовлечь родителей в процесс освоения финансовой грамотности детьми;

научиться применять представленную методическую разработку в образовательной деятельности с детьми.

Лэпбук «Финансовая грамотность» можно применить в совместной и самостоятельной  деятельности, во время непосредственной образовательной деятельности, а так же в индивидуальной работе.

Основная часть

Лэпбук «Финансовая грамотность» содержит: (см. приложение1)

- Экономические загадки.  Загадки – это самая лучшая логическая разминка для человеческого ума.

Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста

- Деньги России.

Цель: изучить историю возникновения денег, а также подробно изучить современные бумажные купюры.

- Д/ игра «Размен» 

Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-3. Суть игры: Выдать детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается.

-Деньги Мира.

Цель – расширение знаний детей о деньгах (валютах) разных стран мира. Задачи: образовательные: - расширять знания детей о значении денег в жизни человека, их разнообразии; - продолжать давать знания о деньгах, используемых в некоторых странах мира, символике, используемых для обозначения номинала купюр и монет.

 - Д/игра» «Кто как работает?»

 Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами, получить большие деньги. Воспитывать уважение и. привязанность к добрым, трудолюбивым героем сказок.

- Д/игра « Хочу – надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 

- Не все покупается. Главные ценности.

 Цель: Прививать понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь

Список используемой литературы

1.Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.

3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким. – М.: ТЦ Сфера, 1994.

4.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006.  

5.Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018.

6.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольника. Учебно-методическое пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005.

7. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2017.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»

Разработаны дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими д...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Методическая разработка "Малышам о финансовой грамотности"

Период  соизмерять дошкольного  отбор детства  освоение с его  заменой активной  развития экономической  среды социализацией  приобщится является  зарабатывать ...

Методическая разработка развлечения по финансовой грамотности для старших дошкольников «Путешествие с деньгами»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка развлечения по финансовой грамотности для старших дошкольников «Путешествие с деньгами»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:закрепить с детьми понятие «деньги»;дать понятие: «купюра», «м...

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности на тему «Город бережливых людей» в подготовительной группе

В разработке затронута тема Финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены игры по финансовой грамотности....

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...